Дорога 2019

«Дорога-2019»: помощь для БКАД

Красной нитью через все дни проведения выставки «Дорога-2019» в Екатеринбурге проходил национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Хотя проезжие части в столице Урала ни безопасными, ни качественными не назовёшь. Даже на магистрали от аэропорта встречались выбоины, а уж в самом городе даже на сиденье в комфортной машине ощущаешь всем телом состояние дорожного покрытия. Уж не знаем, где проезжал премьер Дмитрий Медведев, заявивший на выставке о хороших дорогах Свердловской области, но он точно не ездил по Екатеринбургу. Впрочем, глава правительства много чему удивлялся на «Дороге-2019». Да и было чему: это мероприятие было куда масштабнее и интереснее московской «Дороги-Экспо». Вот и вас мы познакомим с интересными разработками, призванными помочь в реализации масштабного нац. проекта.

Сначала исследовать

Итак, по проекту БКАД до 2024 года в России отремонтируют более 45 000 км региональных трасс. Но, прежде чем что-то восстанавливать, нужно понять, какие участки из почти 500 000 км нуждаются в восстановлении. Понятно, что туда, где уже не дорога, а направление, технику загонять нужно в первую очередь. А там, где с виду всё ещё не так плохо, но на будущий год уже станет плачевно? И как это определить? Ведь будем откровенны, во многих регионах страны попросту нет учётных данных о состоянии магистралей. Решить эту проблему предлагают разработчики мобильных лабораторий для оценки состояния и прогноза жизни дорог.

«С помощью лаборатории мобильного лазерного сканирования можно измерять главные параметры, которые заложены в БКАД: продольную ровность и дефектовку с инструментальным измерением глубины колеи. Эти данные записываются не только с привязкой к километровым знакам, но и в мировой системе координат. На скорости в 80 км/ч мы получаем точность сантиметровую. Есть ещё лаборатория для обследования и паспортизации, дорог», — презентует директор НПО «Регион» Владислав Киншаков.

Далее на полученную цифровую модель дороги каждый год можно накладывать новые данные и прогнозировать места ремонта. По словам г-на Киншакова, основная проблема заключается в том, что практически ни в одном регионе не проводили диагностику, за исключением федеральных дорог.

Дорога 2019

Дорожники предпочитают не тратить на это деньги, хотя в распоряжении министра транспорта 10-летней давности прописана эта необходимость. И постоянная диагностика позволила бы оптимизировать затраты на содержание и ремонт дорог, а также обосновывать необходимость финансирования для избегания так называемых «недоремонтов».

Рабочее место оператора мобильной лаборатории «Трасса»
Рабочее место оператора мобильной лаборатории «Трасса»

Свою комплексную дорожную лабораторию «Трасса» 5 поколения привезли специалисты ГК «СДТ». Инженеры изменили систему видеосъёмки с помощью панорамных камер, модернизировали оборудование для измерения колеи и ровности по IRI, а также улучшили программное обеспечение. Всего передвижной комплекс измеряет 13 параметров дороги. Полученные данные нужно экспортировать в автоматизированный банк дорожных данных «Титул-2005», после чего производить оценку транспортно-эксплуатационного состояния автодорог, в том числе условий безопасности движения, планирование ремонтов, расчёт средств на содержание дорог, оценку эффективности работы дорожных эксплуатационных предприятий.

Сотрудники конструкторского бюро электрометрии НПО «Терразонд» на выставке «Дорога 2019» тоже демонстрировали свои достижения в дорожно-строительной сфере. В частности, рассказали, чем использование высокочастотных сканеров выгодно для отрасли, и как с помощью новых приборов и программных инструментов можно определять толщины дорожной одежды и выявлять дефекты дорожного покрытия, которых не видно невооружённым глазом.

Стенд НПО «Терразонд»
Стенд НПО «Терразонд»

В этом сезоне был представлен прототип статистического сканера, который способен работать с дорожным полотном на глубине до 0,7 м. Кроме того, был заявлен и обновлённый программный продукт для обработки георадарных данных. Теперь можно без помощи сторонних программ экспортировать получаемые результаты в табличный формат, а также интегрировать данные с некоторыми коммерческими продуктами и ПО из разряда open-source. Однако научные изыскания инженеров на этом не заканчиваются: специалисты тестируют свой аппаратно-программный комплекс в различных отраслях.

Затем ремонтировать

Уж с чем-чем, а с техникой для строительства и ремонта дорог проблем в России, можно сказать, нет. Помимо импортных машин, рынок стал предлагать и вполне достойные отечественные аналоги. К примеру, представители ООО «НПО «ГКМП» презентовали гусеничный асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04 с электрическим подогревом рабочего органа. Он относится к машинам 4-го типоразмера и предназначен для строительства дорог всех категорий.

Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04

Новинку оснастили дизельным двигателем ММЗ Д-260.4, гидрообъёмным приводом, гусеничными лентами с резинометаллическими башмаками, автоматической системой управления, гидросистемой и электрооборудованием концерна Sauer-Danfos. Приёмный бункер вмещает 14 тонн смеси, рабочая плита позволяет укладывать материал на ширину от 2,5 до 5 метров. Ширину плиты можно изменять с 4,5 до 7 м (с 2 уширителями по 1 м) и с 6,5 до 9 м (с 4 уширителями по 1 м). Для контроля уровня материала перед рабочей плитой задействованы немецкие ультразвуковые пропорциональные датчики «MOBA». Присутствует и система автоматического управления толщиной и профилем дорожного покрытия.

Автогрейдер VULCAN GT-662
Автогрейдер VULCAN GT-662

Показали посетителям и российский автогрейдер тяжёлого класса. Полноприводные машины собирают в Челябинске, на предприятии ООО «Машиностроительный завод «Вулкан». С 2010 года специалисты вели мелкосерийное производство автогрейдеров среднего класса Вулкан ГС-140, а в 2016 году освоили выпуск тяжёлого полноприводного грейдера VULCAN GT-662 эксплуатационной массой 20 тонн. Представители завода уверяют, что за счёт сниженного расхода топлива, современной гидромеханической трансмиссии, эргономичности VULCAN 662GT не имеет аналогов в своем классе.

«Многие считают, что если отечественная машина стоит на выставке, то под ней будет масло. И в инструкциях некоторые производители даже прямо указывают, что подтекание масла не считается неисправностью. Наша цель — изменить мнение к отечественному машиностроению в лучшую сторону. В нашем продукте мы соединили лучшее: неприхотливый двигатель Weichai WD10, гидромеханическую трансмиссию с переключением под нагрузкой 6WG-180. Мосты, с которыми у отечественных грейдеров всегда была проблема, мы переработали, и их по нашей технологии производят за рубежом. Машины уже больше трёх лет работают в парке наших ключевых клиентов, и все признают, что эта VULCAN GT-662 лучше основных конкурентов», — рассказал специалист отдела продаж ООО МЗ «Вулкан» Иван Домрачев.

Разработчики VULCAN GT-662 сразу предусмотрели возможность установки систем нивелирования, позаботились об эргономике кабины — в базовой комплектации есть кондиционер, аудиосистема, подресcоренное сиденье. А по сравнению с аналогичными моделями Cat, John Deere и Volvo, российский автогрейдер получился дешевле в 3 раза. В следующем году завод начнёт испытания грейдера среднего класса 642 GM.

«ЧТЗ-Уралтрак» в очередной раз привёз уже знакомые нашим читателям фронтальный погрузчик ПК-65 и бульдозер Б11 с дистанционным управлением.

Мини-погрузчик Термит-1000
Мини-погрузчик Термит-1000

Мы также чуть было не прошли мимо стенда «КурганДорМаша» с мини-погрузчиком Термит-1000. Но, выяснили, что в серийное производство пошла доработанная конструкция. В частности, инженеры установили специальную муфту для запуска двигателя в -40 °С и новые удобные чувствительные джойстики для управления.

Как и аналогичные модели, Термит-1000 умеет работать с десятками вариаций навесного оборудования. А стоимость в базовой комплектации со стандартным ковшом составляет 2 300 000 рублей.

Материал для укрепления откосов
Материал для укрепления откосов

Помимо техники для строительства и ремонта дорожного полотна, на выставке презентовали и вяжущий материал на основе полиуретана, который можно использовать для укрепления откосов.

«Это двухкомпонентная система, состоящая из смолы и отвердителя. После смешивания её наносят на щебень или другой каменный материал и образуется прочное соединение. Оно водопроницаемое, нетоксичное и пожаробезопасное. Мы испытывали материал при температуре -60 °С и прочностные свойства сохранялись», — говорит начальник технического отдела АО «ОргСинтезРесурс» Константин Каштанов.

По его словам, гарантия на вяжущее составляет 6 лет, а расчётный срок службы до проведения восстановительных работ — 30 лет. Смесь уже задействовали на придорожных территориях в Москве и области, а также в ряде регионов страны возле железнодорожных путей.

Потом содержать

КДМ ДМК-55
КДМ ДМК-55

Приятно было увидеть на Урале комбинированные дорожные машины из Сибири. Флагманская модель ОАО «Кемеровский Опытный Ремонтно-Механический завод» — ДМК-55 прибыла сюда своим ходом.

«Это 20-тонный автомобиль с бункером из нержавеющей стали, системой смачивания смеси и с пропорциональной гидравликой. То есть, оператор может одновременно и распределять ПГМ и управлять отвалами. Также машина оснащена системой, привязанной с ГЛОНАСС, и можно задавать параметры по плотности и ширине посыпки вне зависимости от скорости движения автомобиля. У нас предприятие полного цикла производства, но некоторые комплектующие мы закупаем импортные, так как в России, например, гидравлики качественной нет. Мы раньше ставили отечественную, но гарантийные случаи очень дорого обходятся, поэтому отказались от неё», — делится коммерческий директор ОАО «КОРМЗ» Игорь Зенченко.

Неподалёку демонстрировали продукт совместного предприятия германской Aebi Schmidt и российского завода «Бецема» — подметально-вакуумную машину БЦМ 279. Точнее, это просто установленное на русское шасси КАМАЗ-53605 немецкое оборудование Schmidt Street King 660, которое впервые представили публике в 2016 году. Напомним краткие характеристики: ширина уборки составляет 2300 мм (при полностью выдвинутых боковых щётках — 3500 мм), объём бункера — 7 м3, баки для воды вмещают 1600 л, а работает надстройка от отдельного дизельного мотора Deutz TD 2.9.

Модульная машина «Контур 1500»
Модульная машина «Контур 1500»

Белорусы привезли машину «Контур 1500» для нанесения разметки. На шасси при помощи КМУ можно установить один из 4 модулей: один для работы с термопластиком, второй — для холодного пластика, третий — для спрей-термопластика и четвёртый — для краски. Передвигаться и наносить термопластик техника может со скоростью до 12 км/ч, а за смену может покрыть около 3000 м2. Причём работать может как в ручном, так и в автоматическом и полуавтоматическом режимах.

Стенд ООО «Модульные системы управления»
Стенд ООО «Модульные системы управления»

В национальном проекте есть и ещё один пункт, о котором пока говорят мало — это внедрение интеллектуальных транспортных систем для сокращения заторов.

«Если правильно распределить транспортные потоки, дорога будет меньше изнашиваться и будет требоваться меньше денег на её эксплуатацию. Помимо программного обеспечения для интеллектуальных транспортных систем, мы разрабатываем детекторы транспорта, светофорные контроллеры. Сейчас мы запускаем пилотный проект в Красноярском крае по запуску автоматизированной системы управления наружным освещением. Есть в регионе такие дороги, где трафик очень низкий. Мы можем поставить детекторы транспорта в начале и в конце дороги и погасить, допустим, каждую третью лампу. И будет экономия в 30% без потери освещённости. А когда машина заехала на участок, всё освещение включилось. Подобные решения уже есть в Подмосковье», — поясняет генеральный директор ООО «Модульные системы управления» Денис Митюхин.

А электронику вдоль дороги надо куда-то прятать от погодных условий и вандалов. Шкафы из металла для построения линий связи в антивандальном исполнении, в которых используются сэндвич-панели с различными видами утеплителя, трёхточечные замки, противосъёмная система дверей представили специалисты компании «СвязьСтройДеталь». Новый вариант конструкции предусматривает оснащение гибридной системой охлаждения. Шкаф сразу проектируют под требуемые климатические условия, расширяя диапазон эксплуатационных свойств за счёт приборов подогрева и\или кондиционирования.

Антивандальные шкафы от «СвязьСтройДеталь»
Антивандальные шкафы от «СвязьСтройДеталь»

По словам разработчиков, такой подход позволяет не только экономить электроэнергию, но и продлить жизненный цикл того же кондиционера или обогревателя. Например, в зависимости от сезона будет меняться и интервал охлаждения, и степень участия в процессе отдельных приборов. Отвечает за температурный режим в самом шкафу специализированный климатический контроллер. В жаркую пору к процессу охлаждения будет подключаться кондиционер, а в ночное время охлаждать шкаф будет заборный воздух. Зимой же поддерживать требуемую температуру будет печка. А для шкафов под дорожные комплексы для фото и видео фиксации компания предлагает новые кронштейны с противокоррозионным покрытием по методу горячего оцинкования. Кстати, данную опорную деталь можно крепить к столбу и бандажной лентой, и с помощью цанговой конструкции.

Текст и фото: Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

асфальтоукладчик | Бецема | вулкан | грейдер | КОРМЗ | Кургандормаш | лаборатория | мини-погрузчик | разметка | Чтз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: