Особенности ямочного ремонта

Ямочный ремонт: делать или не делать?

Каждое лето в России наступает пора дорожных работ. И львиную долю занимают локальные устранения ям и трещин в дорожном покрытии. Это относительно недорогой способ решения проблем, не требующий перекрытия движения и большого парка техники.

Почему же возникают трещины на дороге? Зачастую они появляются в области холодного стыка при укладке параллельных слоёв асфальтобетона, утверждают эксперты «Газпромнефть — Дорожное строительство». Избежать этого можно, применяя битумно-полимерную ленту. Другой распространённой причиной являются температурные перепады, которые негативно влияют на асфальтобетонное покрытие.

Чем раньше ликвидировать такой дефект, тем меньше последствий для состояния дороги. Поэтому трещины обычно заделывают весной, когда они просыхают. И если эти повреждения залить битумной мастикой, то вода не проникнет вглубь дорожного покрытия, и, соответственно, ремонт получается качественным.

Основные принципы ямочного ремонта, как правило, схожи. Однако технологии и методы ремонта различаются в зависимости от региональных особенностей и факторов. Например, как говорит менеджер по развитию бизнеса ООО «Реттенмайер Рус» Никита Ширяев, разные климатические условия, такие как экстремальные температуры, сезонные осадки или влажность, могут влиять на повреждения дорожного покрытия и требовать адаптации технологии ямочного ремонта к конкретным условиям.

Кроме того, эксперт обращает внимание и на различные технические стандарты и регулирование в области дорожного строительства и ремонта, определяющие требования к качеству материалов, методам ремонта и допустимому уровню ямочности дороги.

«В разных регионах могут быть различия в доступности и стоимости необходимого оборудования и материалов для ямочного ремонта. Это может повлиять на выбор технологии и методов ремонта, основанных на доступных ресурсах и бюджете», — добавляет г-н Ширяев.

Специалисты «Газпромнефть — Дорожное строительство» отмечают, что выбор технологии зависит и от пожеланий заказчика, и от особенностей эксплуатации покрытия. Например, для дорог, к надёжности которых предъявляют повышенные требования, применяют метод заливки литым асфальтобетоном.

Но если нужно срочно отремонтировать дорогу в зимнее время, то лучше использовать холодные битумно-минеральные смеси. А традиционный метод фрезерования с укладкой дорожных «карт», когда асфальт на определённых участках снимают и укладывают заново, используют в основном летом. Преимущество этого метода в том, что покрытие частично сохраняется, соответственно, работы обходятся дешевле, и при этом дорожное полотно остаётся практически однородным.

С развитием новых технологий появились и более современные методы, говорят в «Газпромнефть — Дорожное строительство». Например, трещины в асфальтобетоне заполняют битумопроизводными продуктами с помощью специального оборудования — заливщика швов.

А небольшие дефекты покрытия устраняют струйно-инъекционным методом ямочного ремонта.

Дорожно-строительная техника

Делать или не делать?

К сожалению, дорожная одежда устаёт от многих факторов, и трещины появляются то тут, то там в разное время. Провести ремонт, хоть и ямочный, везде физически не получится. Никита Ширяев поясняет, что участки с худшим состоянием, содержащие обширные трещины, выбоины или деформации, обычно получают приоритет, поскольку требуют немедленного вмешательства.

Также в план работ обязательно включают участки с высокой плотностью транспортного потока ввиду большой нагрузки и износа от проезжающих транспортных средств. Ремонт способствует сохранению гладкости и безопасности дорожного покрытия.

«Заказчики могут уделять особое внимание ямочному ремонту на приоритетных маршрутах, таких как основные автострады, дороги со значительным потоком транспорта или важные коммерческие маршруты. Ремонт на таких участках имеет стратегическое значение для обеспечения гладкого движения и экономического развития региона.

Кроме того, заказчики могут учитывать обратную связь от общества, включая жалобы или запросы от местных жителей, водителей или организаций. Участки, которые вызывают значительное неудобство или получают много обращений, могут быть приоритетными для ремонта, чтобы удовлетворить потребности сообщества», — перечисляет представитель ООО «Реттенмайер Рус».

Однако не всегда проблемные места успевают заделать до того, как происходит дальнейшее разрушение асфальтобетонного слоя. Причин тому, говорит г-н Ширяев, может быть несколько. Например, дорожные службы могут столкнуться с ограниченными ресурсами и бюджетом для ремонта и обслуживания дорог. В таких случаях приоритет может быть отдан более критическим проблемам, и трещины могут оставаться без надлежащего внимания до тех пор, пока не возникнут более серьёзные проблемы с дорожным покрытием.

В некоторых случаях, продолжает эксперт, трещины могут не соответствовать установленным техническим стандартам для ремонта. Поэтому потребуется проведение дополнительного анализа и оценки перед принятием решения о ремонте, что может затянуть процесс и привести к более сложному и дорогостоящему ремонту.

Ну и, конечно же, трещины могут не замечать или попросту игнорировать в процессе регулярного обслуживания дорог.

Никита Ширяев, менеджер по развитию бизнеса ООО «Реттенмайер Рус»
Никита Ширяев, менеджер по развитию бизнеса ООО «Реттенмайер Рус»

Никита Ширяев, менеджер по развитию бизнеса ООО «Реттенмайер Рус»

«Для битума, предназначенного для ямочного ремонта, могут применять различные добавки, которые могут улучшить его характеристики и свойства.

Полимеры добавляют в битум, чтобы улучшить его эластичность, прочность и устойчивость к деформации. Полимерные добавки способствуют улучшению сцепления между битумом и агрегатом, повышают его устойчивость к ультрафиолетовому излучению и снижают склонность к разрушению и трещинам.

Каучуковые добавки, такие как стирол-бутадиеновые стирены (SBS) или эластомеры на основе стирола, используют для улучшения эластичности и вязкости битума. Это способствует увеличению его устойчивости к нагрузкам, изменению температуры и трещиностойкости.

Добавка волокнистых материалов, таких как стекловолокно или полипропиленовые волокна, может повысить прочность и устойчивость битума к трещинам. Волокна встраивают в битум и создают внутреннюю армированную структуру, которая помогает предотвращать распространение трещин.
Модификаторы, изменяющие реологические свойства битума, применяют для регулирования его текучести, вязкости и температурных характеристик.

Это позволяет достичь оптимальной рабочей консистенции битума для ямочного ремонта в зависимости от климатических условий и требований процесса ремонта. Важно отметить, что конкретные добавки и их пропорции могут различаться в зависимости от местных технических стандартов и рекомендаций производителей».


Подготовил Артём Щетников. Фото: Евгений Ошкин, Анастасия Иванова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

битум | дорожники | ямочный ремонт
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: