Дорожный нацпроект: слышать людей, предлагать решения

Дорожный нацпроект: слышать людей, предлагать решения

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» набирает обороты — в 2021 году в его структуру вошли ещё два федеральных проекта, расширилась его география, продлён срок реализации. Но неизменной осталась главная цель — создание в российских регионах надёжной и доступной транспортной инфраструктуры и повышение качества жизни россиян.

В переформатирование нацпроекта: что изменилось?

В 2021 году утвержден обновлённый паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги». Документ приведён в соответствие с Указом Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В новой редакции структура национального проекта расширена с 4 до 6 федеральных проектов. Под руководством Минтранса России продолжается реализация проектов «Региональная и местная дорожная сеть» (предыдущее название — «Дорожная сеть») и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». С  2021 года также стартовала реализация новых федеральных проектов «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях».

Министерство внутренних дел РФ по-прежнему курирует проект «Безопасность дорожного движения», а Министерство обороны РФ — федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России».

Благодаря реализации федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» продолжится приведение в нормативное состояние региональных дорог и дорожной сети городских агломераций. Отдельное внимание уделено искусственным сооружениям. Начиная с 2022 года, будет проводиться предусмотренная в проекте реконструкция аварийных и предаварийных мостов, а с 2023 года — строительство путепроводов на региональных и местных дорогах.

Проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» включает в себя мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля, увеличение числа камер фотовидеофиксации.

Дорожный нацпроект, дороги

Кроме того, планируется увеличить число контрактов, предусматривающих применение наилучших технологий и материалов. Это позволит повысить качество и долговечность дорожного покрытия. Вырастет и  доля заключаемых контрактов на принципах жизненного цикла.

Новым федеральным проектом «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» предусмотрено оказание Минтрансом России содействия регионам в обновлении парка городских автобусов, троллейбусов и трамваев.

Ещё одно новое направление нацпроекта — федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети», в рамках которого запланированы работы по строительству и реконструкции 128 объектов на федеральных автодорогах.

Благодаря реализации комплекса мероприятий федерального проекта «Безопасность дорожного движения» предусмотрено снижение смертности в результате ДТП. А проект «Автомобильные дороги Минобороны России» позволит привести в нормативное состояние ведомственные дороги, что повысит доступность и привлекательность работы в воинских частях.

Дорожный нацпроект, дороги

Одним из важных направлений реализации нацпроекта остается учёт мнения жителей нашей страны о качестве выполняемых работ. В паспорте проекта в текущем году появились новые показатели оценки удовлетворённости граждан качеством и  доступностью дорог, качеством транспортного обслуживания, а также безопасностью дорожного движения.

Изменилась не только структура, но и география нацпроекта. С 2021 года к числу участников нацпроекта присоединился Санкт-Петербург. Таким образом, проект реализуется на территории 84 субъектов РФ.

На реализацию мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» в этом году выделено 555,67 млрд рублей.

Дорожный нацпроект, дороги

Ещё 16 тыс. км хороших дорог

Благодаря реализации мероприятий федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», в 2021 году планируется привести в  нормативное состояние более 5,8 тыс. объектов общей протяжённостью 16 тыс. км. Общее финансирование федерального проекта составляет порядка 329,5 млн руб.

Первым субъектом, завершившим дорожные работы по программе 2021 года, стала Белгородская область.

«Дорожники построили и отремонтировали 260 км на сумму более 3 млрд рублей. Работы выполнены в полном объёме. Сейчас мы уже получили дополнительно 900 млн рублей из федерального бюджета. На эти средства мы отремонтируем 53 дороги протяжённостью 84 км. Уверен, что все работы выполним качественно и в срок. Дорожники работают очень хорошо», ― отметил врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков.

На сегодняшний день (07.09.2021 г.) общая площадь укладки асфальтобетона и других типов дорожного покрытия в субъектах-участниках нацпроекта составляет свыше 90,3 млн м2, что составляет более 65,8% всего объёма работ текущего года. Дорожные мероприятия уже завершены в Республике Ингушетия, на финишной прямой  — Орловская, Курская, Пензенская области, Краснодарский край, а также республики Коми и Марий Эл.

Дорожный нацпроект, дороги

Стройки века

С начала реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» стартовали работы на 140 крупных капиталоёмких объектах регионального и местного значения, из которых более 100 уже сданы в эксплуатацию, а на остальных активные строительно-монтажные работы продолжаются. В течение 2021 года в  84 российских регионах дорожники и мостостроители планируют возвести и реконструировать порядка 30 капиталоёмких объектов, в число которых входят обходы городов, новые городские улицы, участки региональных трасс, искусственные сооружения. Необходимость в таких объектах назрела уже давно, однако без федеральной поддержки осуществить это было практически невозможно.

Первым крупным объектом, который сдан в эксплуатацию в этом году, стал Юго-восточный обход Боброва в  Воронежской области. До появления новой автодороги поток грузового транспорта двигался прямо через центр города, перегружал дороги, разрушал покрытие, а манёвры и  движение автомашин создавали неудобства для горожан и самих автомобилистов.

Работы проходили с 2018 года. Благодаря грамотной организационной работе и профессионализму дорожников, строительные мероприятия завершены досрочно: объект приняли в эксплуатацию в апреле, хотя по контракту сдать его должны были только в декабре 2021 года.

Дорожный нацпроект, дороги

Протяженность Юго-Восточного обхода города Боброва составляет почти 9,5 км. Это двухполосная трасса II категории с расчётной скоростью 120 км/ч. На участке построено четыре искусственных сооружения: мост через реку Битюг протяжённостью 238 м, а также два путепровода и скотопрогон. Установлено 17 км барьерного ограждения, шумозащитные экраны площадью 4,5 тыс. м2, участок освещён на всей протяжённости.
В Самарской области досрочно — на полтора года раньше — завершилось строительство моста через реку Сок. Искусственное сооружение позволит решить проблему «узкого горлышка» на выезде с Красноглинского шоссе на региональную и федеральную сеть автодорог.

«Перед мостовым переходом было отремонтировано и расширено до четырёх полос Красноглинское шоссе. Открытие нового моста позволит увеличить пропускную способность этого участка: она была более 4 тыс. автомобилей в сутки, а стала на 50% больше»,  — говорит заместитель генерального директора подрядной организации Алексей Зотов.

Строительство искусственного сооружения через реку Сок началось в декабре 2019 года. Его протяжённость 306 м, он состоит из пяти монолитных железобетонных опор высотой до 20 м и металлического пролётного строения общим весом около 1700 тонн.

Дорожный нацпроект, дороги

Мостовой комплекс в составе Волжской ГЭС ― один из важнейших и значимых объектов Волгоградской области. Капитальный ремонт этого уникального сооружения, где сосредоточены автомобильные, речные и железнодорожные пути, проводился впервые за его 60-летнюю историю. Работы стартовали в 2019 году, общая площадь обновлённого дорожного покрытия вместе с внутренней частью составляет около 22 тыс. м2. В  конце августа 2021 года официально открыли движение по всем полосам магистрали, сейчас завершаются работы в подмостовом пространстве. Сдать объект в эксплуатацию планируют до конца октября этого года.

Акцент на безопасность

Повышение безопасности дорожного движения — одна из важнейших задач национального проекта «Безопасные качественные дороги». Как правило, работы на объектах проводятся комплексно: специалисты не только обновляют покрытие, но и  обустраивают элементы дорожной инфраструктуры.

В 2021 году подрядные организации планируют установить более 291  тыс. новых дорожных знаков, около 1 410 тыс. пог. м барьерного и 276 тыс. пог. м пешеходного ограждения, более 2,1 тыс. светофоров и свыше 1 321 тыс. пог. м стационарного освещения. На проезжую часть нанесут более 3,7 млн пог. м разметки.

В ходе работ по обустройству элементов безопасности в регионах-участниках нацпроекта применяют современные технологии и инновационные решения. Так, на улицах Невинномысска Ставропольского края обустроили лежачие пешеходные светофоры.

Дорожный нацпроект, дороги

«Решились на необычный эксперимент: для привлечения внимания и  безопасности при переходе через дорогу в темное время суток светофор попросту положили пешеходам… под ноги! В рамках национального проекта на оживлённых улицах города обустроили 11 лежачих пешеходных светофоров. Они располагаются на улицах Революционная, 3 Интернационала и Линейная», — рассказал глава Невинномысска Михаил Миненков.

Световая брусчатка, установленная на тротуарах перед переходом, повторяет для пешеходов сигнал обычного светофора. Яркие светодиодные полосы являются дополнительным акцентом, привлекающим внимание детей, а также пожилых и слабовидящих пешеходов, находящихся в группе повышенного риска на дороге. Светящиеся конструкции не боятся воды и грязи, а сигналы хорошо видны в дождь, снег и туман.

В Пермском крае появились пешеходные переходы с автономным освещением. Оно включается в тёмное время суток при появлении пешехода в зоне перехода и выключается через несколько минут после того, как человек перешел дорогу.

Благодаря нацпроекту такие переходы в этом году появились уже на трёх муниципальных магистралях: Гуляево — Курановка (в Краснокамском городском округе), Култаево — Башкултаево (в Пермском районе), Новые Ляды — Троица (на участке Сылва —Троица в Пермском районе).

Тротуары ― важнейшая часть системы безопасности, особенно это касается населённых пунктов, расположенных вдоль трасс. Зачастую из-за их отсутствия пешеходам приходится передвигаться по проезжей части. Благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 84 регионах в этом году предусмотрено устройство около 1,5 млн пог. м тротуаров.

Дорожный нацпроект, дороги

Так, в станице Ханской в Адыгее введён в эксплуатацию четырёхкилометровый тротуар на улице Верещагина. На всех примыканиях, ведущих к остановочным пунктам или социальным объектам, участках перед перекрестками и окончаниях пешеходной дороги уложили тактильную плитку.

«С появлением нового тротуара вдоль трассы Ханская — Белореченск нам больше не нужно идти по обочине. Многие обращались в администрацию Майкопа с просьбой построить здесь дорогу для пешеходов. Мы рады, что теперь эта проблема решена!» ― говорят местные жители.

В Большой Глушице Самарской области появится тротуар протяжённостью 7 км и освещение по всему селу. Участок автодороги проходит по окраине сельского поселения и входит в состав трассы, соединяющей между собой три муниципальных района.

«Качество этой дороги, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Обращений от местных жителей было много, теперь они воплощаются в  жизнь, мы это видим. Параллельно с этой дорогой сделали тротуары, чтобы жители могли ходить не по проезжей части. Уверен, что это существенно облегчит нашу жизнь», ― говорит член общественного совета муниципального образования Большая Глушица Владимир Чернышев.

Дорожный нацпроект, дороги

Повышая качество жизни

Одна из главных целей национального проекта «Безопасные качественные дороги» — повышение качества жизни населения. Поэтому при составлении планов работ по нацпроекту особое внимание уделяется дорогам, ведущим к социально значимым объектам: медицинским учреждениям, школам, детским садам и другим учебным и досуговым заведениям, а также к туристическим местам.

За два года реализации нацпроекта в российских регионах уже отремонтировано более 800 дорог к медучреждениям, а в 2021 году работы пройдут на  400 таких участках региональных и  муниципальных автодорог общей протяжённостью более 1,1 тыс. км.

Например, в Саратовской области благодаря нацпроекту привели в нормативное состояние два участка автодороги Аркадак — Турки. Трасса соединяет районы и ведет в Тамбовскую область, вдоль дороги расположено несколько населённых пунктов. Также по ней осуществляют транспортировку пациентов в местную больницу.

«У нас доставка больных до больницы сократилась. Мы теперь больного можем доставить за 15 минут, а не за 30-40, как раньше. До ремонта на дороге были одни ямы. Нужно было постоянно их объезжать: время теряется, на кочках подпрыгиваешь. А представьте, нужно доставить сердечника в больницу, чтобы он минимально чувствовал болевой синдром, или пациента с аппендицитом. А сейчас хорошо: ни тряски, ничего такого нет», — рассказала фельдшер ФАПа Семеновского муниципального образования Аркадакского района Татьяна Шульга.

Дорожный нацпроект, дороги

Заниженные бордюры, удобные съезды, пандусы, тактильная плитка у пешеходных переходов ― всё это жизненно необходимо людям с ограниченными физическими возможностями. И хотя вопрос доступности дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах стоит ещё достаточно остро, благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» ситуация меняется в лучшую сторону. Только в прошлом году специалисты подрядных организаций привели к  нормативу более 1300 объектов, обеспечивающих беспрепятственное передвижение для маломобильных людей. В планах на 2021 год ― более 1100 таких объектов.

В Новокузнецке (Кузбасс) для обеспечения доступности для маломобильных граждан занижают бордюры на пешеходных переходах и модернизируют светофоры.

«Если сравнивать с тем, что было 10 лет назад, конечно, становится всё лучше. Совсем недавно стали делать доступность для незрячих — это касается светофоров со звуковым сопровождением, также это касается тактильной плитки, только она пока не везде. Считаю, в дальнейшем необходимо организовать предупреждающие, направляющие пути движения вокруг социально значимых объектов. Сделано много, надо продолжать в том же направлении»,  ― говорит председатель Новокузнецкой организации Всероссийского общества слепых Станислав Кущ.

Большое внимание уделяется также дорогам, ведущим к детским образовательным и досуговым учреждениям. За первые два года реализации дорожного нацпроекта в нормативное состояние было приведено более 1400 участков вблизи школ и детсадов. В  2021 году благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 84 регионах страны специалисты планируют отремонтировать 780 таких объектов на региональных и  местных дорогах, их общая протяжённость составит 1,5 тыс. км.

Например, в Удмуртской Республике в этом году отремонтировали автодорогу Ижевск — Ува — Подшивалово — Верхняя Лудзя», которая является школьным маршрутом, обеспечивающим подвоз детей в Подшиваловскую среднюю школу. Протяжённость работ составила 1,5 км.

«Ужасная была дорога. Яма на яме, вся в заплатках, как лоскутное одеяло. Особенно в центре, где школа и разворотная площадка автобуса. Мы уже подсыпали сами дорогу, чтобы хоть как-то мог рейсовый автобус разворачиваться. Там у нас ещё и школьный маршрут. Поэтому, когда мы узнали, что нам её будут ремонтировать, население было в восторге. Мы особенно оценили и контроль качества на объектах нацпроекта — дорожники серьезно относились к работе», — рассказала глава муниципального образования «Подшиваловское» Зоя Леонтьева.

Для безопасности населения вблизи школы уложены две дорожные неровности, обозначен пешеходный переход.

А во Владимире отремонтировали участок автодороги Коммунар — Заклязьменский — Уварово — Бухолово. Для многих населённых пунктов в составе Владимирского городского округа эта магистраль является единственным путем сообщения со всеми социально значимыми учреждениями, в том числе она является подъездом к новому зданию школы № 46 в микрорайоне Коммунар, которую построили в рамках национального проекта «Образование». Таким образом, 1 сентября дети пошли в новую школу по новой дороге.

Путешествуем по России с комфортом!

Благодаря реализации дорожного нацпроекта, в российских регионах становится комфортнее добираться к  памятникам архитектуры, природным заповедникам и живописным местам. В этом году дорожники приводят в нормативное состояние более 300 региональных и муниципальных дорог, ведущих к туристическим объектам. Их общая протяжённость составит около 1,5 тыс. км. За два предыдущих года реализации нацпроекта отремонтировали еще 400 туристических маршрутов.

Например, в Республике Северная Осетия — Алания в этом году отремонтировали 5 км трассы Дзуарикау — Фиагдон — Хилаг. Дорога проходит по живописному Куртатинскому ущелью, где до настоящего времени сохранились первозданные горные пейзажи, а также древние исторические и архитектурные памятники: развалины старинных аулов, крепостей, сторожевых и жилых башен. Уникальный микро-климат и чистый воздух высокогорья создали благоприятные условия для строительства в поселке Верхний Фиагдон санатория, в котором лечатся и отдыхают пациенты с  болезнями органов дыхания. Поток людей в это ущелье с каждым годом увеличивается и за счёт сотен верующих, которые едут ко вновь построенному в верховьях ущелья Аланскому Свято-Успенскому мужскому монастырю.

«Реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» самым благоприятным образом сказалась на состоянии дорог Северной Осетии. В ближайшие годы республике предстоит развивать дороги к туристическому и рекреационному кластерам, чтобы круглый год были созданы условия для удобного передвижения по туристическим маршрутам у туристов со всех концов страны», — рассказал председатель комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия — Алания Тариэль Солиев.

В Ярославской области полностью привели в нормативное состояние трассу Владимир — Переславль-Залесский.

«Это основная транспортная артерия, которая соединяет Ярославскую и Владимирскую области. В прошлом году в нормативное состояние привели участок протяжённостью 21 км, в этом году — ещё 7,7 км до границы областей. Теперь жители и гости региона смогут ещё более комфортно добираться до любимых мест старинных городов Золотого кольца России»,  — отметил директор департамента дорожного хозяйства Ярославской области Роман Душко.

В Карелии дорожники ремонтируют трассу Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа, здесь в нормативное состояние приведут 76-километровый участок. Благодаря этому будет создан удобный и почти полностью сухопутный маршрут к одной из главных достопримечательностей Карелии ― музею-заповеднику «Кижи». Сейчас основной туристический сезон на острове продолжается лишь во время навигации пассажирских судов по Онежскому озеру, которая обычно длится около пяти месяцев, но вскоре этому маршруту появится достойная альтернатива.

Дорожный нацпроект, дороги

По новым дорогам — на новом транспорте

Обновление городского автопарка стало возможным благодаря реализации нового федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», включённого в нацпроект «Безопасные качественные дороги» в 2021 году. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма льготного лизинга на основании конкурсного отбора субъектов страны для предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств с  60% скидкой.

Решение о предоставлении мер государственной поддержки в 2021 году принято в отношении 13 городских агломераций. Новый транспорт ― 387 автобусов и троллейбусов — уже поступил в 12 из них.

С 6 июля 2021 года на дорогах Самары курсируют 22 троллейбуса «Адмирал», поступившие в город благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Новые машины работают на маршруте № 4 — от завода «Металлург» до Железнодорожного вокзала — самом протяжённом и востребованном из всех 15 троллейбусных маршрутов города. Современным надёжным комфортным транспортом уже воспользовались более 250 тысяч пассажиров.

«Впечатления очень хорошие. За рулём 5-8 часов работаем в день. И рулевое управление лёгкое, и выбег, и  скорость держит. Усталости вообще не чувствуешь, удобно, комфортно, прохладно. При возникновении препятствий мы спокойно можем проехать на автономных аккумуляторах около полутора километров, объехать ДТП, неисправность контактного провода. Никаких задержек в движении нет», — рассказала водитель троллейбуса с 19-летним стажем управления Виктория Зергина.

Современные троллейбусы обеспечивают максимальный комфорт и безопасность пассажиров и водителей. Система видеонаблюдения позволяет контролировать посадку и  высадку людей. В наличии и система мониторинга дорожной ситуации. Максимальная конструктивная скорость — 70 км/ч.

«Когда к остановке подъезжаешь — смотришь на хмурые лица, в  троллейбус уже заходят с улыбкой. Чистенько и прохладно, низкопольный — бабушкам легко заходить в троллейбус, с детьми с колясками — удобный троллейбус», — добавила водитель.

Всего в 2021 году в регионы поступят 412 единиц автотранспорта, оснащённых специальным оборудованием для маломобильных пассажиров.

Роман Витальевич Новиков, руководитель Федерального дорожного агентства

Роман Витальевич Новиков, руководитель Федерального дорожного агентства
Роман Витальевич Новиков, руководитель Федерального дорожного агентства

Уважаемые коллеги!
От Федерального дорожного агентства и от себя лично поздравляю работников и ветеранов дорожного хозяйства с профессиональным праздником!

Дорожно-строительный комплекс страны продолжает стремительное развитие. Успешно реализуются масштабные государственные программы, совершенствуются федеральные трассы и региональная транспортная инфраструктура, возводятся новые искусственные сооружения и объекты придорожного сервиса.

Результат профессионализма и самоотверженного труда дорожников — тысячи километров современных и безопасных трасс, которые объединяют нашу необъятную Родину. Рост темпов строительства, внедрение новейших технологий и материалов, привлечение в отрасль молодых специалистов, которые продолжают лучшие традиции российских дорожников, — то, что сейчас характеризует российскую дорожно-транспортную отрасль. Всё это способствует укреплению прочных связей между регионами страны и развитию её огромного потенциала.

Уверен, что у дорожников сегодня есть все необходимые ресурсы для развития вверенных направлений, которые имеют национальный статус.

Искренне желаю всем крепкого здоровья, благополучия и успехов!

Слышать людей и предлагать решения

В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дорого» создана и успешно функционирует система учёта общественного мнения. Она объединяет несколько каналов связи: официальный портал нацпроекта bkdrf.ru, проект Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» dorogi-onf.ru, мобильное приложение «Госуслуги. Дороги» и другие. С начала 2021-го от жителей регионов поступило более 5,6 тыс. обращений, на 95% из которых даны ответы и консультации.

Дорожный нацпроект, дороги

Благодаря вовлечённости жителей в обсуждение предстоящих планов дорожных работ и открытости профильных ведомств для диалога с общественниками, удалось наладить каналы обратной связи и выстроить эффективное взаимодействие с населением. Причём этот эффект люди видят своими глазами.

Жители деревень Петровское и Гостилицы Ломоносовского района Ленинградской области через социальные сети неоднократно обращали внимание дорожников и местных властей на неудовлетворительное состояние участка Гостилицкого шоссе. Наиболее проблемный участок магистрали ― от КАДа до деревни Гостилицы ― вошёл в перечень объектов нацпроекта в этом году. Подрядная организация отремонтировала около 14 км дорожного полотна.

«Каждый наш выезд в районы — это разговор в жителями. На основе их предложений и обратной связи из соцсетей мы формируем программу ремонтов на год. Хороший пример такой совместной работы — ремонт Гостилицкого шоссе, наиболее загруженной дороги Ломоносовского района. Мы услышали автомобилистов в прошлом году и поставили его в план работ в этом году. Именно так и должна строиться работа, когда мы говорим про национальный проект. Главное — слышать людей и предлагать решения», — подчеркнул глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.


Текст и фото: Росавтодор

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

бкад | Росавтодор
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: