Уж сколько раз твердили миру, что дорожная отрасль сильно зависит от импорта. И технику у нас не производят, и лабораторное оборудование не делают, и стандарты заимствованы у европейцев и американцев. Но, как показали данные РосдорНИИ, из 67 тысяч единиц ДСТ в активе дорожных организаций 34 тысячи — отечественного производства. Львиную долю составляют самосвалы, КДМ и грейдеры.
По прогнозам до 2029 года, подрядчики планируют обновить свои парки в общей сложности на 41 тысячу машин, и 55% придётся на продукцию российских заводов. И, как выяснилось на сессии ассоциации «Р.О.С. Асфальт» на выставке Eurasian construction machinery — 2025, нашим производителям есть чем похвастать.
О разработке и тестировании в реальных условиях эксплуатации импортозамещённого асфальтоукладчика «Десна» мы уже сообщали на страницах журнала и на igrader.ru. Эту машину очень любят приводить в пример чиновники Минпромторга РФ, мол, смотрите, создали аналог этим вашим Vogel и Dynapac. К этому году уже выпустили 20 единиц, на следующий год запланировано 30 штук.
О российских автогудронаторах «Гефест» производства «Завод «Регион 45» тоже рассказывали. С продукцией Завода дорожных машин мы, честно, ещё не сталкивались, но говорят, что и там есть успехи. Тандемные и вибрационные модели уже прошли натурные испытания в крупных организациях.
«Отечественный производитель ― это хорошо, и он должен с учётом обстоятельств пересматривать свои процессы. Наш принцип работы таков, что мы берём определённую технологию и начинаем разрабатывать под неё своё оборудование. Так, мы предлагаем для укладки горячей асфальтобетонной смеси тонкослойные покрытия с разливом эмульсии за один проход», ― поделился опытом генеральный директор ООО «Бастион» Михаил Никифоров.
Этот метод придумали во Франции, а затем запатентовали в США. В России его задействовали в 2009 году. Отечественная компания смогла разработать технику для замены иностранного оригинала, которая искусственно разлагает битум наложением горячей АБС. За счёт этого пары проходят через смесь, проводя через неё часть эмульсии, а другая часть остаётся в основании. Таким образом улучшается устойчивость покрытия, отсутствует разбрызгивание и, что самое главное, унос битума. Модуль тестировали на всех доступных в России асфальтоукладчиках, и он показал полную совместимость.
Особенно эта технология эффективна при устранении колейности от двух сантиметров. При классической схеме требуется фрезой снять 5-сантиметровый слой и положить новый. За счёт проливки тонкослойного покрытия потребуется слой вдвое меньше. А техника позволяет контролировать распределение эмульсии от 200 гр. Инженеры разместили форсунки так, что траки асфальтоукладчика не наезжают на распылённую массу.
Ещё одно преимущество технологии ― отсутствие необходимости задействовать гудронатор как отдельную единицу техники.
Соответственно, на объекте экономится время на распределение эмульсии и её распад.
После событий 2022 года лаборатории, где проводят исследования дорожных материалов и создают новые рецепты асфальтобетонных смесей, тоже столкнулись с проблемами обновления оборудования.
К текущему году российские заводы смогли заместить почти все импортные установки для тестов, за исключением, пожалуй, реометра динамического сдвига. Это достаточно сложный прибор, тем не менее инженеры не теряют надежды создать его в перспективе ближайших пяти лет.
«На смену западным производителям пришли китайские, и это хорошо, потому что без конкуренции развития не будет. И, к сожалению, на рынке возникли тенденции, которые не очень радуют производителей лабораторного оборудования. Например, итальянские гираторные уплотнители сначала скопировали предприятия в КНР. Вопросов к ним нет, свои функции выполняют.
Та же история с установками на колееобразование. Появился ряд компаний, которые привозят сюда эти китайские агрегаты в полуразобранном виде, здесь устанавливают ненужный контроллер, заливают российское ПО, переклеивают иероглифы на шильдики с кириллицей. То есть дорожникам продают китайский продукт, завёрнутый в отечественный триколор», ― сообщил генеральный директор ООО «Инфратест» Артём Боев.
По его словам, ситуация неприятна тем, что на фоне мер правительства для локального производства, преференций на торгах по 44-ФЗ, эти ушлые предприниматели тоже претендуют на поддержку.
Создали в России и аналоги дробильно-сортировочного оборудования, а также асфальтобетонных заводов. Например, компания «Дробтехмаш» вывела на рынок свои разработки под брендом Stanver. Основное конструктивное отличие от простой технологической схемы ― в меньшем количестве узлов и агрегатов, отсутствии башни, упрощённом монтаже и последующем обслуживании оборудования, что положительно влияет на сокращение эксплуатационных расходов. К технологическим преимуществам можно отнести возможность работы со смесями, в составе которых содержится до 50% RAP.
«Это закладывает основу для будущего, когда отраслевые нормативы разрешат увеличение доли перерабатываемого асфальта. Пока ГОСТ допускает использовать до 30% RAP. Эти факторы в сочетании с экономической эффективностью формируют растущий интерес со стороны дорожно-строительных организаций. Они рассматривают АБЗ в качестве перспективного решения, позволяющего не только снизить себестоимость выпускаемой смеси, но и оптимизировать утилизацию старого асфальта», ― зачитал доклад коммерческий директор ООО «Дробтехмаш» Александр Руссу.
Силосы поддерживают температуру АБС в течение четырёх суток. В конструкции применили трёхслойную изоляцию, и потери составляют не более 1 градуса в сутки. Систему разгрузки продумали так, чтобы избежать сегрегации. Примечательно, что стоимость отечественного АБЗ ― около 120 млн рублей, в то время как цена китайских аналогов начинается от 200 млн.
Что касается комплексов с роторными дробилками и высокочастотными грохотами для подготовки асфальтогранулята к использованию, то они также более доступны для приобретения в сравнении с иностранными аналогами. Представитель компании отдельно подчеркнул, что оборудование может работать с материалами любой крупности.
Не только импортозамещением заняты умы отечественных инженеров. Те также озаботились решением задачи роботизации промышленной техники. Примечательно, что успехов в этом направлении добиваются и потребители, например, в подразделении одной из ВИНК с 2021 года автоматизируют собственный парк техники. Тогда там подобрали типовой состав программно-аппаратного комплекса (ПАК), в 2022 году внедрили дистанционное управление бульдозером на одном из месторождений, после чего пошли по пути роботизации других видов техники.
«Первым направлением стала машина нанесения защитно-восстанавливающих составов на дороги. В основе лежит автономное движение с ориентацией на дорожную разметку с помощью машинного зрения и GNSS-позиционирования. На тестах мы получили отклонении не более 30 мм от разметки. Реализовано три режима: беспилотный, дистанционный с управлением с планшета и ручной», ― рассказал начальник управления стратегии ООО «Газпромнефть — Битумные материалы» Марат Гричаников.
Сейчас в компании работают над беспилотным звеном дорожных катков. Принцип будет таким же, как у вышеописанного оборудования, но добавится «общение» машин между собой на основе mash-сети. Пока в планах организовать управление ведущим катком оператором, а два ведомых будут ездить за счёт машинного зрения.
Г-н Гричаников отметил, что в проекте задействовано 70% отечественных радиоэлектронных компонентов. Разработчики предусмотрели возможность масштабируемости и тиражируемости. ПАК можно отключить от этого звена и подключить на другое или же вообще на прочие типы ДСТ без критических изменений.
Отдельно поработали над безопасностью эксплуатации. Система видит препятствия заранее, при необходимости завершает процесс уплотнения смеси и самостоятельно возвращается на место парковки. Тем не менее представитель «Газпромнефть — Битумные материалы» признал, что это пока прототипы и существуют технологические, правовые и экономические препятствия для их массового применения на промышленных объектах.
«Но мы понимаем, что это первый шаг на большом пути. Технология перспективная. К 2035 году мы планируем развить автономное дорожно-строительное звено, но для этого предстоит проделать большую работу. Причём всем участникам отрасли: от производителей техники и разработчиков ПО до регуляторов и отраслевых институтов. Роботизация без масштаба ― это научная гипотетическая работа, поэтому приглашаю всех к участию», ― завершил доклад Марат Гричаников.
Создали в России и программно-аппаратный комплекс (ПАК) для контроля качества укладки асфальтобетонной смеси в режиме реального времени. В него входят системы сканирования температуры дорожного полотна на входе и выходе, интегрированная в асфальтоукладчик отечественная система нивелирования «Горизонт» и метеостанция, фиксирующая погодные условия при укладке.
«Кроме разработки для асфальтоукладчика, есть решение для гудронатора. Оно показывает маршрут, количество разлитой смеси, с какой скоростью это происходило. Мы можем выставить количество граммов на квадратный сантиметр, задать скорость, и программа сама будет контролировать распыление битумной эмульсии.
У других производителей иначе устроено, водителю нужно самому поддерживать определённый темп движения. А у нас всё сделано для удобства оператора, для точного распределения смеси и экономии», ― презентовал новинку заместитель генерального директора по развитию ООО «НПО «ГКМП» Александр Веретенников.
Немаловажную роль в автоматизации ДСТ играли системы нивелирования. Ещё 5 лет назад дорожники массово устанавливали Trimble, Moba, Leica, Topcon и другие.
«После 2022 года в Россию начали интегрироваться китайские компании со своими 2D- и 3D-системами нивелирования. Но, как показала практика, они недостаточно функциональны. У них значительное число ограничений, и не на всей технике они способны работать», ― напомнил историю коммерческий директор ООО «Геостройизыскания» Дмитрий Кукушкин.
Тогда же отечественные компании начали разрабатывать собственные продукты. Успехов в этом добились подразделения бывшей «Ферронордик», завода «ДСТ-Урал» и группы компаний «ГСИ». Конструкторы последней сразу взяли курс на безмачтовые решения. С 2023 года они построили собственную архитектуру системы «Курс», написали продуманное ПО. В 2024 году начали создание интерфейса и проводили бета-тестирование.
И столкнулись с проблемой глушения спутниковых сигналов, что привело к необходимости задействовать системы измерения Beidou и Galileo, помимо ГЛОНАСС и GPS. В случае полной блокировки передачи от спутников подключается роботизированный тахеометр для координации положения рабочего органа техники.
В этом году стартовало серийное производство. Пока систему нивелирования «Курс» предлагают для бульдозеров и экскаваторов. К концу года обещают представить аналог для автогрейдеров.
Подготовил Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: