Реклама. ООО «Сотерра Инжиниринг», ИНН 7819316320
Erid: F7NfYUJCUneTSyCPZ45b
Эти конструкции стали одним из ключевых направлений развития современного мостостроения в России. Устои диванного типа, основанные на принципах армирования грунта, сегодня применяются на крупнейших федеральных трассах, обеспечивая надёжность, снижение материалоёмкости и ускорение строительства мостов.
Одной из крупнейших российских компаний, специализирующихся на разработке инженерных решений и производстве геосинтетических материалов для армирования и стабилизации грунта, стабилизации оснований, армогрунтовых систем и усиления асфальтобетона, является ООО «Сотерра Инжиниринг» (ранее ООО «Тенсар Инновэйтив Солюшнз»).
История армогрунтовых систем началась в середине XX века. Первым, кто предложил использовать армирование уплотнённого грунта, был французский инженер Анри Видаль, запатентовавший технологию Terre Armée («армированная земля») в 1963 году. Его идея заключалась в том, чтобы повысить устойчивость насыпей и подпорных стен за счёт включения в тело сооружения металлических полос, воспринимающих растягивающие нагрузки.
Первые объекты с применением этой технологии были построены во Франции и показали выдающиеся результаты по прочности и устойчивости. К концу 1970-х армогрунтовые стены начали строить в США, Японии, Германии и других странах. В Советском Союзе разработки в этом направлении начались в 1980-х годах, однако массовое внедрение технологии произошло значительно позже — уже в XXI веке, с развитием отечественной школы геотехнического проектирования и появлением современных геосинтетических материалов.
Сегодня армогрунтовые конструкции активно применяются в дорожном, железнодорожном и гидротехническом строительстве, а также при возведении мостов и транспортных развязок.

Армогрунтовые системы (АГС) — это конструкции, в которых прочность и устойчивость обеспечиваются совместной работой грунта и армирующих элементов. Между слоями уплотнённого грунта закладываются геосинтетические решётки, сетки, ленты или металлические полосы, распределяющие нагрузки и предотвращающие деформации.
Согласно СП 472.1325800.2019 «Армогрунтовые системы мостов и подпорных стен на автомобильных дорогах», АГС включает основание, армированные слои и облицовку, выполняющую удерживающую и декоративную функции. Принципы расчёта дополнительно регламентированы ОДМ 218.2.027–2012, однако профессиональное сообщество отмечает необходимость актуализации нормативной базы с учётом накопленного практического опыта.
В последние годы в отечественном мостостроении активно применяются армогрунтовые устои диванного типа. Это конструкции, в которых крайняя опора заменяется на армонасыпь с диваном, куда опирается пролётное строение.
Такое инженерное решение снижает внутренние напряжения, уменьшает осадки и повышает надёжность сооружения. Кроме того, оно позволяет значительно сократить объёмы бетонирования и металлоконструкций, что особенно важно при реализации масштабных проектов с ограниченными сроками.
Сегодня армогрунтовые устои применены на более чем 100 искусственных сооружениях по всей России. Первые крупные проекты с использованием подобных конструкций были реализованы в начале 2000-х годов на участках Кольцевой автодороги Санкт-Петербурга.
В дальнейшем технология армогрунтовых систем получила широкое распространение:
Опыт эксплуатации показывает, что такие конструкции успешно работают даже в сложных инженерно-геологических условиях, включая слабые и пучинистые основания.
Эффективность армогрунтовых устоев напрямую зависит от качества инженерно-геологических изысканий и точности соблюдения нормативных требований. Проектирование выполняется с учётом анализа второй группы предельных состояний — как по естественному основанию, так и по элементам самой системы (п. 12.19 СП 46.13330.2012).
Не менее важно использовать нормативные грунты насыпи (пп. 12.18 и 12.3 того же документа). На всех стадиях строительства и эксплуатации осуществляется мониторинг осадок и планово-высотного положения лицевой стенки, позволяющий контролировать геометрию сооружения и вовремя корректировать возможные отклонения.
Армогрунтовые устои диванного типа обладают рядом существенных преимуществ:
Благодаря этому технология становится экономически выгодной альтернативой традиционным железобетонным конструкциям, особенно при строительстве мостов, транспортных развязок и путепроводов на скоростных трассах.
Армогрунтовые устои диванного типа — это результат десятилетий развития технологий, начавшихся с экспериментов Видаля и получивших широкое распространение в России. Сегодня они уже стали частью инженерного стандарта при проектировании современных мостов и транспортных сооружений.
По мере обновления нормативной базы и накопления опыта можно ожидать, что именно этот тип конструкций станет базовым решением при строительстве мостов нового поколения.
Команда, работавшая ранее под названием ООО «Тенсар Инновэйтив Солюшнз», продолжает работу на рынке России и СНГ по всем обязательствам компании под независимым брендом «Сотерра Инжиниринг» с полным сохранением зарекомендовавших себя технологий, качества материалов, номенклатур и проектных решений.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: