Да не оскудеет земля русская умами блестящими. В №5 за 2019 год мы писали об интересных разработках сотрудников ремонтно-механической службы красноярского «Специализированного автотранспортного предприятия» — уличном самодвижущемся пылесосе «Кузя-2» и ручном уличном аналоге «Кузя».
На этом инженерная мысль местных умельцев не остановилась. Весной в работу включился рециклинговый комплекс по переработке старого асфальта для ямочного ремонта (о нём мы расскажем в одном из следующих номеров). А в конце 2020 года наши кулибины представили сразу три разных новинки. КДМ УАЗ-33094 «Фермер», передвижная лаборатория УАЗ «Патриот» и бонусом занятное устройство для ямочного ремонта.
На улице давит привычный сибирский мороз под 30 градусов. Из ворот МП «САТП» то и дело выезжают нарядные КДМ на базе «КамАЗов». Чистить от выпавшего снега почти 1200 километров улично-дорожной сети – это вам не шутки. Но пройтись отвалом по проезжей части, да подсыпать противогололедными материалами – это одно. А вот убрать снег и наледь с тротуаров – тут «КамАЗ» не загонишь. Да и в заставленных автомобилями спальных районах грузовику не везде сподручно пробраться. В каждый «карман» или поворотный шлюз тоже не заедешь.
Нет, есть, конечно, замечательные мини-погрузчики, которые с соответствующим навесным оборудованием прекрасно там справятся. Но их стоимость не позволяет постоянно пополнять автопарк предприятия. А работать надо.
В 1990-х годах во многих регионах России появились компактные коммунальные Multicar M26. Они были относительно доступны по цене, но время беспощадно. А покупка новых моделей, как и импортных мини-погрузчиков, бьёт по бюджету основательно.
Отечественные заводы предлагают свои компактные коммунальные машины. Только вот нареканий к ним больше, чем эффективной работы.
«Были у нас в парке несколько экземпляров российских коммунальных вакуумных подметально-уборочных машин. Техника сыроватая, неустойчивая. Мы их даже на тротуары загнать не могли, так как подвеска отсутствует, и машина как неваляшка сразу на бок ложится. От эксплуатации мы отказались. А на них установлены импортные бункеры. Вот мы один сняли и решили поставить на УАЗ-33094 «Фермер».
Так вот практически с нуля собрали такой вариант, который бы нас устраивал и отвечал нашим эксплуатационным требованиям. То есть мог выполнять функции КДМ и при этом оставаться достаточно мобильным, чтобы работать на поворотных шлюзах, остановочных карманах, тротуарах», — рассказывает технический директор МП «САТП» Антон Старовойтов.
Шасси выбрали не случайно – оно с двухрядной кабиной, то есть можно привезти 4 дорожных рабочих для уборки. По бокам от бункера нарастили стальные борта, сделали их откидывающимися. Там размещают 2 комплекта дорожных мотощёток, с которыми как раз на месте десантирования и занимается группа рабочих. Пока мини-КДМ убирает территорию.
Но просто установить бункер для противогололёдных материалов – это полдела.
«Долго думали, как установить отбор мощности. Если сделать от раздаточной коробки, то будет отключаться передний мост и машина не будет полноприводной. Да и при остановке гидравлика будет отключаться. Поэтому мы поставили автономную гидростанцию c мотором Honda GXV 160 мощностью 4 л. с., не связанную с ДВС шасси. И вот она даёт питание как для бункерной надстройки, так и на передний отвал», — показывает наш провожатый.
Правда, гидравлика отвал может только поднимать или опускать. Для поворота водителю нужно выйти из кабины, вытащить фиксаторы, установить отвал в нужное положение и ехать дальше, сметая снег.
Естественно, так как нагрузка на раму стала больше, то пришлось усиливать рессоры. Также доработать передние тормоза, менять суппорты. Тем не менее, пока в бункер засыпают всего кубометр ПГМ вместо полутора. Берегут подвеску. Но и этого куба, по словам, Антона Николаевича, хватает надолго в силу специфики машины.
Мини-КДМ уже готова к работе, осталось доработать шиберную заслонку для регулировки объёма ПГМ. Так как в текущем состоянии распределение зависит от оборотов двигателя. А давить на педаль газа на тротуаре – то ещё рискованное занятие.
Кстати, технику можно задействовать и летом. Для этого бункер снимут и установят кубовую ёмкость для воды, соединив её с пистолетом от пылесоса Kärcher. Машина будет заниматься мойкой тротуаров, ограждений, остановочных павильонов. А спереди вместо отвала поставят щётку.
Естественно, без нюансов не обошлось. УАЗики и без того славятся своей прожорливостью бензина, а тут ещё и сама машина тяжелее стала.
«А тут он на пониженной передаче всегда работать будет и тащить на себе 2 тонны груза. Поэтому, да, на 20% расход увеличился. Но более дешёвой альтернативы полноприводному УАЗу мы не нашли. Зато его можно с кувалдой и стамеской доработать», — признаёт Антон Старовойтов.
На момент написания материала, ноу-хау ещё проходило процедуру узаконивания внесений изменений в конструкцию. Только после этого она выйдет на улицы города для полноценных испытаний. И если покажет себя с лучшей стороны, то специалисты предприятия соберут ещё 3-4 таких уборочных «головастиков».
Пока мини-КДМ тестируют и собирают информацию о её поведении в различных ситуациях. Поэтому говорить о достоинствах и недостатках преждевременно. Так что предлагаем познакомиться с другим творением конструкторов МП «САТП» — дорожной лабораторией, которую уже эксплуатируют.
Перед нами с виду ничем не выделяющийся «УАЗ Патриот». Но внимательно присмотревшись, на рейлингах замечаем 4 видеокамеры, направленные в разные стороны. А в кабине на приборной панели находится цветной монитор с прикреплённым информационным дисплеем «АвтоГРАФ Инфо мини».
«Задача этого автомобиля – сбор информации. Он передвигается по городу и полностью фиксирует происходящее вокруг. Изображение с камер передаётся на серверы предприятия. В режиме реального времени видно состояние дорожного полотна, криволинейного бруса, остановочных пунктов. Диспетчер видит, куда нужно отправить какую технику. Плюс статистику собираем», — поясняет Антон Старовойтов.
Под передним мостом расположен инфракрасный датчик, собирающий информацию о температуре дорожного покрытия. На крыше находится аналогичный, но уже с данными о градусах окружающей среды. Зачем эта метеостанция, недоумеваем мы.
«Чтобы грамотно дозировать противогололёдный материал, нужно понимать состояние дорожной сети. С температурой воздуха проблем нет – датчиков по городу хватает, но как узнать температуру дороги? Вот так и появился этот автомобиль. Датчики «стреляют» в дорогу раз в секунду, чтобы не было разрывов в данных из-за скорости.
Когда дорогу обработали снегоплавильными материалами, начинается выделение тепла. Если разница между температурами воздуха и дороги в пределах 2 °С, то это норма. Допустим, на улице -19 °С, а дорога показывает – 16 °С, значит противогололёдные материалы начали работать и растапливать лёд. То есть, дорогу обработали и больше посыпать не нужно. А если разница в 6 °С, то нужно выводить технику для прометания, чтобы на дороге не было воды», — объясняет Антон Николаевич.
В МП «САТП» ещё ждут приезда метеостанции, которую также установят на автомобиль. Тогда в диспетчерскую будут поступать данные и о влажности воздуха. Обладая этой информацией, специалисты будут понимать, когда дорога начнёт замерзать.
Летом мобильной лаборатории тоже найдут применение. Во-первых, она продолжит отслеживать состояние дорог, будет выявлять подтопления после дождей. Во-вторых, данные о температуре нужны будут для выхода коммунальной техники для пылеподавления и орошения дорожного полотна. В жаркую и сухую погоду дорога начинает «гореть», поэтому требуется вмешательство дорожников.
На наш вопрос о выборе машины для установки датчиков и камер ответ был абсолютно логичным. Высокий клиренс, хорошая проходимость, высокая крыша. Датчики меньше загрязняются, камеры охватывают максимальное окружение.
Мы не могли пройти мимо ещё одной конструкции, собранной силами специалистов «Специализированного автотранспортного предприятия».
С виду – железные балки, сложенные в прямоугольник. Внутри металлические баллончики, соединённые рукавами высокого давления и проводами. И все это на колёсиках.
«Это установка под названием «Инфраред». Она предназначена для разогрева асфальтобетонного покрытия на дороге до 180 °С и проведения ямочного ремонта. Высоту можно регулировать. Эксплуатировать можно при температуре воздуха до -10 °С. Полностью своими руками делали», — презентует разработку Антон Николаевич.
Установка довольно лёгкая, её можно вдвоём загрузить в «ГАЗель». На месте работ выгрузить, подключить к газовым баллонам, с помощью пьезоэлементов запустить горелки, нагреть асфальт с битумом и латать ямы или менять канализационные люки. Размеры сделаны в соответствии с имеющимися на вооружении у дорожников фрез.
Этот агрегат в комплекте с уже имеющейся рециклинговой установкой и термомиксером для перевозки асфальтобетонной смеси, которые также созданы на предприятии руками самих сотрудников, обеспечивает ещё большую мобильность и оперативность работ.
Злопыхатели могут покопаться в интернете и найти подобные машины. Да, на базе короткого шасси «УАЗ 330365» выпускают небольшие КДМ. Но с однорядной кабиной и более дорогим оборудованием. При том, что стоимость его в районе 4 500 000 рублей, а красноярские умельцы уложились в сумму менее миллиона. И своими силами.
В планах – установка колёс большего диаметра, рассчитанных на большую нагрузку. Также думают над изменением конструкции заднего моста, чтобы поставить двускатную ошиновку или же оборудовать машину в текущей версии пневмобаллонами и компрессором.
Дорожная лаборатория тоже в основном из отечественных материалов, за исключением камер. Так что тоже экономия, в отличие от многих европейских аналогов.
Базовое шасси – УАЗ-33094;
Двигатель — ЗМЗ-40911.10, мощностью 125 л. с.;
Трансмиссия – МКПП 5-ступенчатая;
Колёсная формула – 4х4;
Надстройка – бункер для ПГМ Syko объёмом 1,5 м3;
Ширина обработки ПГМ – 2-6 м;
Отвал передний – «Уникар» СО-04;
Ширина уборки отвалом – 2,3 м.
Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин, Татьяна Ищук
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: