КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Да не оскудеет земля русская умами блестящими. В №5 за 2019 год мы писали об интересных разработках сотрудников ремонтно-механической службы красноярского «Специализированного автотранспортного предприятия» — уличном самодвижущемся пылесосе «Кузя-2» и ручном уличном аналоге «Кузя».

На этом инженерная мысль местных умельцев не остановилась. Весной в работу включился рециклинговый комплекс по переработке старого асфальта для ямочного ремонта (о нём мы расскажем в одном из следующих номеров). А в конце 2020 года наши кулибины представили сразу три разных новинки. КДМ УАЗ-33094 “Фермер”, передвижная лаборатория УАЗ “Патриот” и бонусом занятное устройство для ямочного ремонта.

Первые впечатления

На улице давит привычный сибирский мороз под 30 градусов. Из ворот МП «САТП» то и дело выезжают нарядные КДМ на базе «КамАЗов». Чистить от выпавшего снега почти 1200 километров улично-дорожной сети – это вам не шутки. Но пройтись отвалом по проезжей части, да подсыпать противогололедными материалами – это одно. А вот убрать снег и наледь с тротуаров – тут «КамАЗ» не загонишь. Да и в заставленных автомобилями спальных районах грузовику не везде сподручно пробраться. В каждый «карман» или поворотный шлюз тоже не заедешь.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Нет, есть, конечно, замечательные мини-погрузчики, которые с соответствующим навесным оборудованием прекрасно там справятся. Но их стоимость не позволяет постоянно пополнять автопарк предприятия. А работать надо.

В 1990-х годах во многих регионах России появились компактные коммунальные Multicar M26. Они были относительно доступны по цене, но время беспощадно. А покупка новых моделей, как и импортных мини-погрузчиков, бьёт по бюджету основательно.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Отечественные заводы предлагают свои компактные коммунальные машины. Только вот нареканий к ним больше, чем эффективной работы.

«Были у нас в парке несколько экземпляров российских коммунальных вакуумных подметально-уборочных машин. Техника сыроватая, неустойчивая. Мы их даже на тротуары загнать не могли, так как подвеска отсутствует, и машина как неваляшка сразу на бок ложится. От эксплуатации мы отказались. А на них установлены импортные бункеры. Вот мы один сняли и решили поставить на УАЗ-33094 «Фермер».

Так вот практически с нуля собрали такой вариант, который бы нас устраивал и отвечал нашим эксплуатационным требованиям. То есть мог выполнять функции КДМ и при этом оставаться достаточно мобильным, чтобы работать на поворотных шлюзах, остановочных карманах, тротуарах», — рассказывает технический директор МП «САТП» Антон Старовойтов.

Шасси выбрали не случайно – оно с двухрядной кабиной, то есть можно привезти 4 дорожных рабочих для уборки. По бокам от бункера нарастили стальные борта, сделали их откидывающимися. Там размещают 2 комплекта дорожных мотощёток, с которыми как раз на месте десантирования и занимается группа рабочих. Пока мини-КДМ убирает территорию.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Но просто установить бункер для противогололёдных материалов – это полдела.

«Долго думали, как установить отбор мощности. Если сделать от раздаточной коробки, то будет отключаться передний мост и машина не будет полноприводной. Да и при остановке гидравлика будет отключаться. Поэтому мы поставили автономную гидростанцию c мотором Honda GXV 160 мощностью 4 л. с., не связанную с ДВС шасси. И вот она даёт питание как для бункерной надстройки, так и на передний отвал», — показывает наш провожатый.

Правда, гидравлика отвал может только поднимать или опускать. Для поворота водителю нужно выйти из кабины, вытащить фиксаторы, установить отвал в нужное положение и ехать дальше, сметая снег.

Естественно, так как нагрузка на раму стала больше, то пришлось усиливать рессоры. Также доработать передние тормоза, менять суппорты. Тем не менее, пока в бункер засыпают всего кубометр ПГМ вместо полутора. Берегут подвеску. Но и этого куба, по словам, Антона Николаевича, хватает надолго в силу специфики машины.

Мини-КДМ уже готова к работе, осталось доработать шиберную заслонку для регулировки объёма ПГМ. Так как в текущем состоянии распределение зависит от оборотов двигателя. А давить на педаль газа на тротуаре – то ещё рискованное занятие.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Кстати, технику можно задействовать и летом. Для этого бункер снимут и установят кубовую ёмкость для воды, соединив её с пистолетом от пылесоса Kärcher. Машина будет заниматься мойкой тротуаров, ограждений, остановочных павильонов. А спереди вместо отвала поставят щётку.

Естественно, без нюансов не обошлось. УАЗики и без того славятся своей прожорливостью бензина, а тут ещё и сама машина тяжелее стала.

«А тут он на пониженной передаче всегда работать будет и тащить на себе 2 тонны груза. Поэтому, да, на 20% расход увеличился. Но более дешёвой альтернативы полноприводному УАЗу мы не нашли. Зато его можно с кувалдой и стамеской доработать», — признаёт Антон Старовойтов.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

На момент написания материала, ноу-хау ещё проходило процедуру узаконивания внесений изменений в конструкцию. Только после этого она выйдет на улицы города для полноценных испытаний. И если покажет себя с лучшей стороны, то специалисты предприятия соберут ещё 3-4 таких уборочных «головастиков».

Об эксплуатации

Пока мини-КДМ тестируют и собирают информацию о её поведении в различных ситуациях. Поэтому говорить о достоинствах и недостатках преждевременно. Так что предлагаем познакомиться с другим творением конструкторов МП «САТП» – дорожной лабораторией, которую уже эксплуатируют.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Перед нами с виду ничем не выделяющийся «УАЗ Патриот». Но внимательно присмотревшись, на рейлингах замечаем 4 видеокамеры, направленные в разные стороны. А в кабине на приборной панели находится цветной монитор с прикреплённым информационным дисплеем «АвтоГРАФ Инфо мини».

«Задача этого автомобиля – сбор информации. Он передвигается по городу и полностью фиксирует происходящее вокруг. Изображение с камер передаётся на серверы предприятия. В режиме реального времени видно состояние дорожного полотна, криволинейного бруса, остановочных пунктов. Диспетчер видит, куда нужно отправить какую технику. Плюс статистику собираем», — поясняет Антон Старовойтов.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Под передним мостом расположен инфракрасный датчик, собирающий информацию о температуре дорожного покрытия. На крыше находится аналогичный, но уже с данными о градусах окружающей среды. Зачем эта метеостанция, недоумеваем мы.

«Чтобы грамотно дозировать противогололёдный материал, нужно понимать состояние дорожной сети. С температурой воздуха проблем нет – датчиков по городу хватает, но как узнать температуру дороги? Вот так и появился этот автомобиль. Датчики «стреляют» в дорогу раз в секунду, чтобы не было разрывов в данных из-за скорости.

Когда дорогу обработали снегоплавильными материалами, начинается выделение тепла. Если разница между температурами воздуха и дороги в пределах 2 °С, то это норма. Допустим, на улице -19 °С, а дорога показывает – 16 °С, значит противогололёдные материалы начали работать и растапливать лёд. То есть, дорогу обработали и больше посыпать не нужно. А если разница в 6 °С, то нужно выводить технику для прометания, чтобы на дороге не было воды», — объясняет Антон Николаевич.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

В МП «САТП» ещё ждут приезда метеостанции, которую также установят на автомобиль. Тогда в диспетчерскую будут поступать данные и о влажности воздуха. Обладая этой информацией, специалисты будут понимать, когда дорога начнёт замерзать.

Летом мобильной лаборатории тоже найдут применение. Во-первых, она продолжит отслеживать состояние дорог, будет выявлять подтопления после дождей. Во-вторых, данные о температуре нужны будут для выхода коммунальной техники для пылеподавления и орошения дорожного полотна. В жаркую и сухую погоду дорога начинает «гореть», поэтому требуется вмешательство дорожников.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

На наш вопрос о выборе машины для установки датчиков и камер ответ был абсолютно логичным. Высокий клиренс, хорошая проходимость, высокая крыша. Датчики меньше загрязняются, камеры охватывают максимальное окружение.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Бонус

Мы не могли пройти мимо ещё одной конструкции, собранной силами специалистов «Специализированного автотранспортного предприятия».

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

С виду – железные балки, сложенные в прямоугольник. Внутри металлические баллончики, соединённые рукавами высокого давления и проводами. И все это на колёсиках.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

«Это установка под названием «Инфраред». Она предназначена для разогрева асфальтобетонного покрытия на дороге до 180 °С и проведения ямочного ремонта. Высоту можно регулировать. Эксплуатировать можно при температуре воздуха до -10 °С. Полностью своими руками делали», — презентует разработку Антон Николаевич.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Установка довольно лёгкая, её можно вдвоём загрузить в «ГАЗель». На месте работ выгрузить, подключить к газовым баллонам, с помощью пьезоэлементов запустить горелки, нагреть асфальт с битумом и латать ямы или менять канализационные люки. Размеры сделаны в соответствии с имеющимися на вооружении у дорожников фрез.

Этот агрегат в комплекте с уже имеющейся рециклинговой установкой и термомиксером для перевозки асфальтобетонной смеси, которые также созданы на предприятии руками самих сотрудников, обеспечивает ещё большую мобильность и оперативность работ.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Вердикт

Злопыхатели могут покопаться в интернете и найти подобные машины. Да, на базе короткого шасси «УАЗ 330365» выпускают небольшие КДМ. Но с однорядной кабиной и более дорогим оборудованием. При том, что стоимость его в районе 4 500 000 рублей, а красноярские умельцы уложились в сумму менее миллиона. И своими силами.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

В планах – установка колёс большего диаметра, рассчитанных на большую нагрузку. Также думают над изменением конструкции заднего моста, чтобы поставить двускатную ошиновку или же оборудовать машину в текущей версии пневмобаллонами и компрессором.

Новая коммунальная техника: КДМ и дорожная лаборатория на базе УАЗ

Дорожная лаборатория тоже в основном из отечественных материалов, за исключением камер. Так что тоже экономия, в отличие от многих европейских аналогов.

Технические характеристики мини-КДМ:

Базовое шасси – УАЗ-33094;
Двигатель – ЗМЗ-40911.10, мощностью 125 л. с.;
Трансмиссия – МКПП 5-ступенчатая;
Колёсная формула – 4х4;
Надстройка – бункер для ПГМ Syko объёмом 1,5 м3;
Ширина обработки ПГМ – 2-6 м;
Отвал передний – «Уникар» СО-04;
Ширина уборки отвалом – 2,3 м.

Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин, Татьяна Ищук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дорожная техника | КДМ | лаборатория | САТП | УАЗ
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: