Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

Пожалуй, в любом крупном городе найдутся улицы, куда серийную подметально-вакуумную технику не загонишь. Где-то узко, где-то скамейки, клумбы или другие объекты мешают, где-то ради безопасности горожан даже компактные машины опасно эксплуатировать.

Кроме того, никуда пока не деться от чисто русского наплевательского отношения к чистоте. В урны на тех же остановках общественного транспорта мусор, конечно, выкидывают. Но большая часть окурков, билетов, фантиков и т. д. валяется рядом. Обычно в таких местах уборку проводят ручным трудом — силами дорожных рабочих. Но много ли они за день намашут метлой?

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

В ремонтно-механической службе красноярского «Специализированного автотранспортного предприятия» решили эти проблемы, собрав своими силами интересную конструкцию — уличный пылесос. Да не один, а уже два.

Естественно, мы не могли пройти мимо творения местных кулибиных и познакомились с мини-машиной, помогающей содержать дороги в чистоте. А помог нам в этом руководитель службы технического контроля МП «САТП» Антон Старовойтов.

Первые впечатления

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

Заходим на территорию «САТП» и практически сразу видим первую версию уличного пылесоса — «Кузю-1».

Имя выбрали в честь знаменитого домовёнка из советского мультика. Помните: «Работать буду по совести. За хозяйство не бойся. Конюшня есть?». Вот и наш герой очень хозяйственный, правда, под присмотром оператора. Именно ему приходится выступать движущей силой и тащить небольшую тележку, на которой и «восседает» пылесос.

Визуально — это два пластиковых мусорных бака, каждый объёмом 300 литров. В один из них заходит промышленный пластиковый гофр, на конце которой находится сопло, похожее на трубку бытового пылесоса со снятой щёткой.

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

«Это большой пылесос, который может собирать не только пыль, но и стеклянные банки объёмом 0,5 л и алюминиевые баночки из-под газировки, окурки, листья. В общем, различный мусор, который проходит через гофр и попадает в бак, где находятся мешки для мусора», — показывает Антон Старовойтов.

Тем временем к нам подъезжает красный трицикл, в кузове которого находится второй «Кузя». Конструкция точно такая же.

«У нас в городе достаточно много таких мест, где требуется уборка. Но нет возможности по обочине либо по тротуару запустить транспортное средство, которое бы не создавало пробок и помех движению пешеходов во время уборки мусора. А этот агрегат может остановиться в любом месте. Оператор, он же и водитель транспортного средства, собирает отходы жизнедеятельности.

«Кузя-2» очень манёвренный, пробки позволяет объезжать», — представляет нам конструкцию руководитель службы технического контроля МП «САТП».

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

В первой версии пылесоса стоял небольшой маломощный бензиновый двигатель от воздуходувного устройства. Специалисты сняли с него турбину и развернули, чтобы устройство не выдувало воздух, а засасывало. Но, как показала практика, мощности не хватало.

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

Чтобы слова домовёнка «Кто не работает, тот понарошку!» не стали реальными, «Кузя-2» обзавёлся силовым агрегатом от воздуходуйки Champion GBR357, способным всасывать воздух со скоростью почти 100 м/с.

В конструкции предусмотрены два фильтра — грубой и тонкой очистки. Один стоит на всасывающей установке, второй — в мусорном баке.

Он не даёт пыли выйти из бункера через вентиляционное отверстие. Как говорила ворона из мультфильма про домовёнка: «Счастье — это когда у тебя все дома!».

Об эксплуатации

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

Сам трицикл для передвижения можно завести двумя способами — традиционным электростартером или ножным кик-стартером.

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

Доезжаем до замусоренной территории, глушим двигатель. Идём к кузову и заводим второй двигатель — уже самого пылесоса. Процесс схож с запуском бензопилы — несколько раз резко дёргаем ручку стартера. Вроде бы лишнее действие, но оно оправдано.

«Мы не будем запитывать пылесос от двигателя трицикла, так как у него охлаждение воздушное, а не водяное, и он может перегреться. Нужно ставить дополнительное охлаждение, в противном случае мы уменьшим ресурс мотора. А это удорожание всей конструкции. К тому же, двигатель трицикла потребляет больше топлива, так что это экономически нецелесообразно», — объясняет Антон Старовойтов.

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

Обороты пошли, пылесос уже начал всасывать воздух, теперь можно вытаскивать сопло из кузова и приступать к уборке.

Когда мешок в баке заполнен, оператор просто достаёт его и передаёт проезжающему мусоровозу, который обслуживает автобусные остановки, так называемой объездной машине. Если те не успели доехать, то мусор отправляется во второй бак, а пылесос продолжает заполнять первый.

Кстати, понять, что бак заполнен очень легко — мощность всасывания снижается.

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

Ломаться тут особо нечему. Самое страшное, что пока случалось — рвался гофр. И то его быстро починили.

Трицикл потребляет 3,8 л на 100 км, при условии передвижения со скоростью 40 км/ч. А двигатель пылесоса — и того меньше. В кузове стоят две 5-литровые канистры. Так вот одной хватает на целый день уборки.

Хотя специалисты не исключают увеличение потребления в осенний период, когда начнутся листопады, в город вернутся отпускники и дачники, и мусора станет больше.

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

«Пока он у нас в режиме тестирования. Да и патент получать мы не будем, ведь, по сути, мы ничего нового не изобрели. Промышленные пылесосы уже давно на рынке есть. Или вон, вакуумные подметально-уборочные машины Bucher стоят. Это то же самое, только в профессиональном промышленном исполнении.

А «Кузя-2» — более манёвренный и более лёгкий», — резюмирует Антон Николаевич.

Следующей весной «Кузя» скорее всего появится уже в третьей модификации. Инженеры собираются усовершенствовать рукоятку пылесоса, добавив туда кнопку включения и выключения всоса воздуха. Рассматривают и варианты установки датчика заполненности бака. Также, после проверки осенней загруженностью мусором станет понятно, хватает ли мощности двигателя или же нужно ставить другой — более мощный.

Вердикт

Сейчас идёт много разговоров об обновлении автопарков специализированных предприятий. В прошлом году Красноярск получил 100 единиц новой спецтехники. Администрация закупила их в лизинг. Среди них есть и новые электрические пылесосы Glutton.

Они красивые, бесшумные, не влияют на экологию и гораздо мощнее героя нашего материала. Но есть минусы: через несколько часов работы им требуется длительная зарядка. За это время «Кузя» успеет убрать куда больше территории. К тому же стоимость одного электропылесоса превышает миллион рублей.

Уличный самодвижущийся пылесос «Кузя-2»

А вот «Кузя-2» обходится в среднем в 160 000 рублей. Около 140 000 рублей за трицикл, 17 000 — за воздуходувное устройство и ещё немного за гофр и мусорные баки. Так что здесь высказывание «Я не жадный, я домовитый!» очень кстати.

Технические характеристики уличного пылесоса «Кузя-2»

  • Двигатель — Champion GBR357 мощностью 2,5 кВт·ч (3,4 л. с.);
  • Производительность воздуха — 1080 м3/ч;
  • Скорость воздуха — 99,4 м/с;
  • Объём двух баков — 0,6 м3;
  • Шасси — грузовой трицикл Triton 200ZP с двигателем Lifan 164FML мощностью 14 л. с.;
  • Грузоподъёмность шасси — 400 кг;
  • Трансмиссия — 5-ступенчатая МКПП.

Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Статья опубликована в журнале Грейдер №5 2019

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Ещё по теме