«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Пожалуй, в любом крупном городе найдутся улицы, куда серийную подметально-вакуумную технику не загонишь. Где-то узко, где-то скамейки, клумбы или другие объекты мешают, где-то ради безопасности горожан даже компактные машины опасно эксплуатировать.
Кроме того, никуда пока не деться от чисто русского наплевательского отношения к чистоте. В урны на тех же остановках общественного транспорта мусор, конечно, выкидывают. Но большая часть окурков, билетов, фантиков и т. д. валяется рядом. Обычно в таких местах уборку проводят ручным трудом — силами дорожных рабочих. Но много ли они за день намашут метлой?
В ремонтно-механической службе красноярского «Специализированного автотранспортного предприятия» решили эти проблемы, собрав своими силами интересную конструкцию — уличный пылесос. Да не один, а уже два.
Естественно, мы не могли пройти мимо творения местных кулибиных и познакомились с мини-машиной, помогающей содержать дороги в чистоте. А помог нам в этом руководитель службы технического контроля МП «САТП» Антон Старовойтов.
Заходим на территорию «САТП» и практически сразу видим первую версию уличного пылесоса — «Кузю-1».
Имя выбрали в честь знаменитого домовёнка из советского мультика. Помните: «Работать буду по совести. За хозяйство не бойся. Конюшня есть?». Вот и наш герой очень хозяйственный, правда, под присмотром оператора. Именно ему приходится выступать движущей силой и тащить небольшую тележку, на которой и «восседает» пылесос.
Визуально — это два пластиковых мусорных бака, каждый объёмом 300 литров. В один из них заходит промышленный пластиковый гофр, на конце которой находится сопло, похожее на трубку бытового пылесоса со снятой щёткой.
«Это большой пылесос, который может собирать не только пыль, но и стеклянные банки объёмом 0,5 л и алюминиевые баночки из-под газировки, окурки, листья. В общем, различный мусор, который проходит через гофр и попадает в бак, где находятся мешки для мусора», — показывает Антон Старовойтов.
Тем временем к нам подъезжает красный трицикл, в кузове которого находится второй «Кузя». Конструкция точно такая же.
«У нас в городе достаточно много таких мест, где требуется уборка. Но нет возможности по обочине либо по тротуару запустить транспортное средство, которое бы не создавало пробок и помех движению пешеходов во время уборки мусора. А этот агрегат может остановиться в любом месте. Оператор, он же и водитель транспортного средства, собирает отходы жизнедеятельности.
«Кузя-2» очень манёвренный, пробки позволяет объезжать», — представляет нам конструкцию руководитель службы технического контроля МП «САТП».
В первой версии пылесоса стоял небольшой маломощный бензиновый двигатель от воздуходувного устройства. Специалисты сняли с него турбину и развернули, чтобы устройство не выдувало воздух, а засасывало. Но, как показала практика, мощности не хватало.
Чтобы слова домовёнка «Кто не работает, тот понарошку!» не стали реальными, «Кузя-2» обзавёлся силовым агрегатом от воздуходуйки Champion GBR357, способным всасывать воздух со скоростью почти 100 м/с.
В конструкции предусмотрены два фильтра — грубой и тонкой очистки. Один стоит на всасывающей установке, второй — в мусорном баке.
Он не даёт пыли выйти из бункера через вентиляционное отверстие. Как говорила ворона из мультфильма про домовёнка: «Счастье — это когда у тебя все дома!».
Сам трицикл для передвижения можно завести двумя способами — традиционным электростартером или ножным кик-стартером.
Доезжаем до замусоренной территории, глушим двигатель. Идём к кузову и заводим второй двигатель — уже самого пылесоса. Процесс схож с запуском бензопилы — несколько раз резко дёргаем ручку стартера. Вроде бы лишнее действие, но оно оправдано.
«Мы не будем запитывать пылесос от двигателя трицикла, так как у него охлаждение воздушное, а не водяное, и он может перегреться. Нужно ставить дополнительное охлаждение, в противном случае мы уменьшим ресурс мотора. А это удорожание всей конструкции. К тому же, двигатель трицикла потребляет больше топлива, так что это экономически нецелесообразно», — объясняет Антон Старовойтов.
Обороты пошли, пылесос уже начал всасывать воздух, теперь можно вытаскивать сопло из кузова и приступать к уборке.
Когда мешок в баке заполнен, оператор просто достаёт его и передаёт проезжающему мусоровозу, который обслуживает автобусные остановки, так называемой объездной машине. Если те не успели доехать, то мусор отправляется во второй бак, а пылесос продолжает заполнять первый.
Кстати, понять, что бак заполнен очень легко — мощность всасывания снижается.
Ломаться тут особо нечему. Самое страшное, что пока случалось — рвался гофр. И то его быстро починили.
Трицикл потребляет 3,8 л на 100 км, при условии передвижения со скоростью 40 км/ч. А двигатель пылесоса — и того меньше. В кузове стоят две 5-литровые канистры. Так вот одной хватает на целый день уборки.
Хотя специалисты не исключают увеличение потребления в осенний период, когда начнутся листопады, в город вернутся отпускники и дачники, и мусора станет больше.
«Пока он у нас в режиме тестирования. Да и патент получать мы не будем, ведь, по сути, мы ничего нового не изобрели. Промышленные пылесосы уже давно на рынке есть. Или вон, вакуумные подметально-уборочные машины Bucher стоят. Это то же самое, только в профессиональном промышленном исполнении.
А «Кузя-2» — более манёвренный и более лёгкий», — резюмирует Антон Николаевич.
Следующей весной «Кузя» скорее всего появится уже в третьей модификации. Инженеры собираются усовершенствовать рукоятку пылесоса, добавив туда кнопку включения и выключения всоса воздуха. Рассматривают и варианты установки датчика заполненности бака. Также, после проверки осенней загруженностью мусором станет понятно, хватает ли мощности двигателя или же нужно ставить другой — более мощный.
Сейчас идёт много разговоров об обновлении автопарков специализированных предприятий. В прошлом году Красноярск получил 100 единиц новой спецтехники. Администрация закупила их в лизинг. Среди них есть и новые электрические пылесосы Glutton.
Они красивые, бесшумные, не влияют на экологию и гораздо мощнее героя нашего материала. Но есть минусы: через несколько часов работы им требуется длительная зарядка. За это время «Кузя» успеет убрать куда больше территории. К тому же стоимость одного электропылесоса превышает миллион рублей.
А вот «Кузя-2» обходится в среднем в 160 000 рублей. Около 140 000 рублей за трицикл, 17 000 — за воздуходувное устройство и ещё немного за гофр и мусорные баки. Так что здесь высказывание «Я не жадный, я домовитый!» очень кстати.
Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: