Ретро-автомобили. «Москвич» в сапогах

Фургон на базе «Москвича» с весёленькой надписью «Сосиски» на боку будки очень нравится гостям красноярских ретро-выставок. Осмотрев машину со всех сторон, горожане интересуются, что это за чудо техники и правда ли наш автопром выпускал такие?

Чистая правда. И надпись «Сосиски» коллекционеры тоже не придумали. Правда, до наших дней «каблучки» на базе «четырёхсотого» не дожили. Во всяком случае, о таковых неизвестно. Поэтому для красноярского музея «Авто-ретро» энтузиасты создали реплику.

Сделали всё по правилам, так что никакой самодеятельности. А тот факт, что машину не узнают, неудивителен: горожане, которым сегодня меньше 40 лет, таких «Москвичей» никогда и не видели.

«Москвичи» со всего Союза

Фургон на базе автомобиля «Москвич» 400-420 — близкий родственник «Буратино», о «приключениях» которого мы рассказывали здесь. Машины эти производили в одно время — с 1947 до середины 1950-х годов, в основе обеих модификаций — одно и то же «москвичовское» шасси.

Развозной продуктовый фургон на базе «Москвич» 400-420 в Москве 1950-е годы

Всё-таки деревянный автомобиль — машина далеко не универсальная: монетки из таксофонов и письма на нём увезти, конечно, можно, а вот с продуктами — уже сложнее.

Перевозка мяса, молока или хлеба обязательно подразумевает повышенную влажность, и для фанерного кузова «Буратино» такое соседство губительно. К тому же, продукты нужно защищать от света, тепла и холода. Получается, что без металлических фургонов не обойтись: они оказывались и просторнее, и долговечнее, и универсальнее.

«Для создания различных модификаций МЗМА выпускал коммерческие шасси «Москвича», они имели индекс 400-420К. Сохранялась передняя часть исходной машины, две передние двери, рамка лобового стекла, низ основания и задние крылья.

Самоходные шасси отправлялись на различные ремзаводы, где на них устанавливали специальные кузова, превращая «заготовку» в спецмашины для нужд разнообразных предприятий», — рассказывает администратор музея «Авто-Ретро» Илья Лопин.

Из-за того, что машины производили по всему Союзу, сегодня трудно говорить о какой-то аутентичной их форме. Каждый ремзавод создавал такую технику, которую считал нужным, или какую ему позволяло имеющееся оборудование.

Скажем, Московский кузовной завод минпищепрома выпускал фургоны на деревянном каркасе, который сверху обшивал тонкими листами железа. Кабина и будка внешне образовывали единое целое, так что очертаниями машина больше походила на «Буратино» в металле. А вот Горьковский завод специализированных автомобилей делал фургоны с отдельной будкой, которая возвышалась над кабиной.

Здесь получались фургоны с отдельной будкой, которые возвышалась над кабиной. Рождалась машина, формой напоминающая башмак. Отсюда и прозвище, которое затем перешло и к более привычным для нас ИЖ-27-15.

Шасси 400-420К на территории МЗМА

Читайте также: Самые дорогие грузовики. ТОП-10 дорожных самосвалов

Как с картинки

Волею случая на базе «Авто-Ретро» начала собираться обширная семья «Москвичей» первого поколения. Пока коллекционеры делали «Буратино» — а работа была долгая, кропотливая, к ним в руки попал ещё один «Москвич» 401-420. Посовещавшись, любители автостарины решили пойти дальше по пути создания реплик и превратить его в «каблучок».

Хэтчбек, которому суждено стать фургоном в селе Сухобузимское

Поскольку «живых» машин, равно как и чертежей к ним не сохранилось, ориентировались на фото. На одном из московских изображений сотрудники музея увидели машину, которая работала в некотором мясном магазине или же на предприятии. Надпись «Сосиски» сочли забавной, потому и решили воспроизвести.

«Машину — базовый «Москвич» 401-420 — мы привезли из Сухобузимского (село в Красноярском крае, — прим. ред.). Она принадлежала частному лицу и много лет простояла в сарае. Вообще, то что мы забрали, машиной можно назвать разве что с натяжкой: это был ржавый остов и несколько мешков деталей.

Решили, что восстанавливать автомобиль как обычный «Москвич» нецелесообразно и переключились на идею фургона.

Перед нами не стояла задача копийного сходства, тем более, что это и невозможно: мы не можем переместиться в прошлое с линейкой и измерить настоящую машину. Общая стилистика и внешний вид совпадает с машинами 1940-50-х, мы хотели показать нашим гостям, что и такие автомобили «бегали» по нашим дорогам», — говорит директор музея «Авто-ретро» Александр Кнапнугель.

К слову, пока не удалось обнаружить подтверждений того, что машины подобного типа работали в Красноярске: ни упоминаний, ни фотографий нет. Зато московских — предостаточно. Причём по машинам можно примерно или даже точно сказать, где они работали. Скажем, известно столичное фото «каблучка» с надписью «Гастроном ГУМ».

В процессе реинкарнации

«По сути, мы сработали точно так же, как советский ремзавод 1940-50-х годов», — говорит о процессе создания реплики Илья Лопин.

В распоряжении коллекционеров было то самое самоходное шасси. Точнее, обычный «Москвич» довели до состояния шасси, обрезав крышу. Будку сварили из листов, сзади сделали распашные двери. Крышу использовали от позднего «каблучка» — на базе ИЖ-27-15. По форме она похожа, а по размеру — пришлось «тщательно обработать напильником».

«В «Москвиче» мы сохранили все оригинальные агрегаты: двигатель, коробку передач, задний мост, переднюю и заднюю подвеску. Все они прошли обслуживание и необходимый ремонт, машина на ходу», — рассказывает наш собеседник.

Таких уже не делают

Человеку непосвящённому может показаться, что описанная работа — дело несложное. Чего проще: взял один из сохранившихся «Москвичей» (машин 400-й серии за 10 лет было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолетов), прикрепил будку — и готово. Но здесь есть много подводных камней.

«Конструктивно это была достаточно слабая машина — двигатель, например, не слишком надёжен на износ. И после того, как их сняли с производства, проходили фургоны недолго. Потому-то их до наших дней не сохранилось.

Даже несколько таких хрупких и недолговечных экземпляров «Буратино» до нас дошло — переделанные, залатанные, но сохранились. А вот «каблучка» не знаем ни одного. Всё-таки «Буратино» выпускали серийно, а тут работали разные ремзаводы, поэтому качество готовых машин было очень переменным.

Работали они не на частников, а в организациях, и когда их списывали, водители охотно меняли старые «каблучки» на более новую модификацию. А списанные ведомственные машины идут в металлолом», — рассказывает Илья Лопин.

Более того, сегодня найти «Москвич», который можно было использовать в качестве шасси для фургона, не так-то просто. На дорогах таких автомобилей уже, конечно, нет. По гаражам они стоят — но часто существенно переделанные. Для продления жизни машин владельцы ставили на них детали и агрегаты от следующих поколений «Москвичей».

«Четырёхсотый «Москвич» — сложная в реставрации машина. Многие детали ей достались от «Опеля», то есть своими корнями их конструкция уходит ещё в довоенное время. Некоторые агрегаты сделаны архаично и слишком сложно», — говорит администратор клуба «Авто-ретро».

«Москвич» 401-420

Действительно, ряд агрегатов с позиции сегодняшнего автомобилестроения можно оценить как странные, необычные. Например, независимая подвеска передних колёс типа «Дюбонне». Это изобретение французского гонщика, такие подвески ставились на европейских и американских машинах до конца 1930-х. Такая подвеска обеспечивала колесу качание в плоскости, параллельной продольной оси машины.

Независимая подвеска передних колёс типа «Дюбонне»

Подвеска задних колес на продольных полуэллиптических рессорах представляла конструкцию, традиционную для многих десятилетий автомобильной техники. Или тормоза: на «Москвиче» чугунный тормозной барабан одновременно служил ступицей и диском колеса.

Барабан сидел непосредственно на шариковых подшипниках цапфы передней подвески или же на конической шейке полуоси заднего моста. Шпильки крепления колеса были вынесены на максимально допустимый конструкцией диаметр. Или 6-вольтовые приборы. Ну где сегодня взять необходимые катушку зажигания, стартер, измерительные приборы? К тому же, к делу ведь подключался «народ умельцев».

Моторный отсек «Москвич» 400-420

«Владельцы «Москвичей» ещё тогда, в 1960-х, свои машины дорабатывали. 6-вольтовое оборудование заменяли на 12-вольтовое. Оригинальное решение не слишком ненадёжное: малое напряжение, большой ток, аккумулятор садится быстро, лампочки в фарах светят тускло. Или другой пример.

С 1957 года в СССР было принято с корпусом машины соединять отрицательную клемму аккумуляторной батареи и всех приборов, а у «Москвича» «плюс» идёт на корпус. И в журналах вроде «За рулём» активно печатали «советы бывалых»: как изменить полярность электрооборудования на «современную». И все этими советами пользовались.


А ещё резали крылья, самостоятельно ставили указатели поворотов — по конструкции завода-изготовителя они не были предусмотрены. И если спереди это, как правило, были маленькие указатели от ГАЗ-69, то сзади — врезные фонари от «горбатого» «Запорожца», УАЗа. В результате до наших дней эти машины дожили все перекроенные», — рассказывает о «биографии» «Москвичей» Илья Лопин.

Так что комплектный 400-й или 401-й сегодня — это, считай, удача. Сейчас «каблучок» вместе со своим деревянным собратом активно путешествуют по выставкам. Начали с прошлогоднего Дня города, где собрали толпу гостей, а потом дополнили послужной список и другими мероприятиями.

В деталях

Для того, чтобы сделать забавную надпись «Сосиски», автолюбители создали из самоклеящейся плёнки трафарет, стилизовав шрифт под курсив, модный в середине прошлого века. Точно так же на «Буратино» сделана надпись «Связь». Только на деревянную машину её наносили краскопультом — и краска легла слишком ровно, слишком хорошо.

«Москвич» 401-420

Так в 1950-х обычно не делали. С «каблучком» пошли на хитрость: использовали марлевый тампон — так во времена «юности» этой машины обычно и поступали. Поэтому краска легла не так идеально, где-то с пузырьками и непрокрасами. Получилось то, что нужно.

Фото: архив клуба «Авто-ретро»
Текст: Анна Кучумова


Читайте также: Фургон «Москвич» 400-422

Статья опубликована в журнале Грейдер №2 2019

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.