COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
Ведущие компании-производители продемонстрируют новинки грузовиков
и грузовых LCV, автобусов большого и малого классов, специальной автотехники,
прицепов и полуприцепов, запчастей и комплектующих.
Реклама. ООО «АйТиИМФ Экспо», ИНН 7708326524
Erid: F7NfYUJCUneLuWRzkAQs
Военная техника часто появляется на наших страницах, а в этом случае говорить про неё будет особенно приятно. Знаменитая реактивная система залпового огня БМ-8 и БМ-13 “Катюша” стала одним из самых грозных орудий и значимых символов Великой Отечественной войны. И не зря, есть задокументированные случаи потери немцами рассудка от разрушительных артиллерийских ударов этих грозных машин. Причём это случалось с завидной частотой. Один из таких случаев произошёл в деревне Попково. Советские солдаты от пленных выяснили, что БМ-13 часто доводил противника до сумасшествия.
Ещё с начала 1930-х годов в СССР разрабатывали реактивные снаряды и думали о возможности их залпового запуска. В 1933 г. даже специально создали РНИИ — Реактивный научно-исследовательский институт. В 37-38 г. учёные разработали 82 и 132-мм реактивные снаряды, которые заполучила в вооружение авиация. Так или иначе, уже тогда думали о применении такого оружия на земле. Проблема была в том, что у подобных снарядов не очень высокая точность, а значит, надо было их запускать очень много за раз, чтобы поражать цель. Главное артиллерийское управление дало задачу разработать соответствующую машину для этих целей, изначально её вообще хотели применять для ведения химической войны.
Сказано — сделано: в апреле 1939 г. инженеры создали принципиально новую установку. Здесь направляющие были расположены продольно. Кстати, сперва машину называли МУ-2, “механизированная установка”, однако позже её довели до ума и в 1941 г. приняли на вооружение уже под известным нам названием “боевая машина БМ-13”. Смертоносное оружие можно было устанавливать на разные типы шасси, один из них — это ЗиС-6. Это первый в мире крупносерийный трёхосный грузовик повышенной проходимости. Он имел колёсную формулу 6×4 и двигатель мощностью 73 л. с. и мог развивать скорость до 55 км/ч. Впоследствии его ещё устанавливали на другую самоходную технику — на ЗиС-5, а ещё позже — на пришедшие по ленд-лизу “Студебекеры” ЮС-6.
Реактивная установка включала в себя 16 направляющих желобкового типа. Они располагались вдоль шасси несущего автомобиля. Снаряды заряжали с задней стороны, а выпустить всю пачку “приветов Гитлеру” можно было всего за 7-10 сек. К слову, один залп одного полка М-13 состоял из 576 снарядов, а М-8 — из 1296.
Новое оружие показало себя чрезвычайно эффективно. Снаряды и машины запустили в серийное производств, стали формироваться части. Впервые применили “Катюши” в 1941 г. Сперва даже русские солдаты не сразу поняли, что именно происходит. Им объяснили, кто и в кого стреляет, это серьёзно подняло боевой дух. А вот немцам — не особенно: “Катюши” аннигилировали живую силу и технику так, что давление противника в районе боевых действий как-то сразу ослабевало, и советская пехота могла смело идти на захват. Также находили документы, где говорилось, что немцы не могли понять, что вообще их убивает. Сперва думали, что это сверхмассивный точечный удар артиллерии, потом — что это огнеметные пушки, потом — что электрические. Моральный дух нацистов падал, оно и правильно. Огромную роль “Катюши” сыграли в обороне Москвы.
К слову, хоть снаряды были и фугасными, а не бронебойными, но для танков они тоже создавали проблемы. Экипаж получал тяжёлые контузии, а осколки перебивали траки и могли вызвать пожар. Поэтому тяжёлая броня “Тигров” и “Пантер” не всегда спасала немецких танкистов.
“Катюша” получила в ходе войны ряд модификаций, в том числе и за счёт захваченной немецкой техники. Количество направляющих могло доходить до 48, снаряды модернизировали для разных целей. Их делали вращающимися для большей точности или более тяжёлыми для большего поражения техники. Также росло и число шасси, на которые их устанавливали. Кроме того, “Катюши” успели поучаствовать в Афганской войне.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: