БМ-13 "Катюша": боевая техника времён ВОВ, от которой враг буквально сходил с ума - iGrader.ru
Установка "Катюша" Фото: commons.wikimedia.org/wiki/File:BM-13-16_on_a_ZiS-151_chassis_in_a_military_museum_in_Belarus.jpg?uselang=ru

БМ-13 «Катюша»: боевая техника времён ВОВ, от которой враг буквально сходил с ума

Военная техника часто появляется на наших страницах, а в этом случае говорить про неё будет особенно приятно. Знаменитая реактивная система залпового огня БМ-8 и БМ-13 «Катюша» стала одним из самых грозных орудий и значимых символов Великой Отечественной войны. И не зря, есть задокументированные случаи потери немцами рассудка от разрушительных артиллерийских ударов этих грозных машин. Причём это случалось с завидной частотой. Один из таких случаев произошёл в деревне Попково. Советские солдаты от пленных выяснили, что БМ-13 часто доводил противника до сумасшествия.

Ещё с начала 1930-х годов в СССР разрабатывали реактивные снаряды и думали о возможности их залпового запуска. В 1933 г. даже специально создали РНИИ — Реактивный научно-исследовательский институт. В 37-38 г. учёные разработали 82 и 132-мм реактивные снаряды, которые заполучила в вооружение авиация. Так или иначе, уже тогда думали о применении такого оружия на земле. Проблема была в том, что у подобных снарядов не очень высокая точность, а значит, надо было их запускать очень много за раз, чтобы поражать цель. Главное артиллерийское управление дало задачу разработать соответствующую машину для этих целей, изначально её вообще хотели применять для ведения химической войны.

Сказано — сделано: в апреле 1939 г. инженеры создали принципиально новую установку. Здесь направляющие были расположены продольно. Кстати, сперва машину называли МУ-2, «механизированная установка», однако позже её довели до ума и в 1941 г. приняли на вооружение уже под известным нам названием «боевая машина БМ-13». Смертоносное оружие можно было устанавливать на разные типы шасси, один из них — это ЗиС-6. Это первый в мире крупносерийный трёхосный грузовик повышенной проходимости. Он имел колёсную формулу 6×4 и двигатель мощностью 73 л. с. и мог развивать скорость до 55 км/ч. Впоследствии его ещё устанавливали на другую самоходную технику — на ЗиС-5, а ещё позже — на пришедшие по ленд-лизу «Студебекеры» ЮС-6.

Реактивная установка включала в себя 16 направляющих желобкового типа. Они располагались вдоль шасси несущего автомобиля. Снаряды заряжали с задней стороны, а выпустить всю пачку «приветов Гитлеру» можно было всего за 7-10 сек. К слову, один залп одного полка М-13 состоял из 576 снарядов, а М-8 — из 1296.

Новое оружие показало себя чрезвычайно эффективно. Снаряды и машины запустили в серийное производств, стали формироваться части. Впервые применили «Катюши» в 1941 г. Сперва даже русские солдаты не сразу поняли, что именно происходит. Им объяснили, кто и в кого стреляет, это серьёзно подняло боевой дух. А вот немцам — не особенно: «Катюши» аннигилировали живую силу и технику так, что давление противника в районе боевых действий как-то сразу ослабевало, и советская пехота могла смело идти на захват. Также находили документы, где говорилось, что немцы не могли понять, что вообще их убивает. Сперва думали, что это сверхмассивный точечный удар артиллерии, потом — что это огнеметные пушки, потом — что электрические. Моральный дух нацистов падал, оно и правильно. Огромную роль «Катюши» сыграли в обороне Москвы.

Реактивные установки залпового огня ("Катюши") наносят удар по врагу во время Сталинградской битвы 6 октября 1942 года. Россия, Сталинград.
Фото: RIA Novosti archive, image #303890 / Zelma / CC-BY-SA 3.0 commons.wikimedia.org Реактивные установки залпового огня («Катюши») наносят удар по врагу во время Сталинградской битвы 6 октября 1942 года. Россия, Сталинград.

К слову, хоть снаряды были и фугасными, а не бронебойными, но для танков они тоже создавали проблемы. Экипаж получал тяжёлые контузии, а осколки перебивали траки и могли вызвать пожар. Поэтому тяжёлая броня «Тигров» и «Пантер» не всегда спасала немецких танкистов.

«Катюша» получила в ходе войны ряд модификаций, в том числе и за счёт захваченной немецкой техники. Количество направляющих могло доходить до 48, снаряды модернизировали для разных целей. Их делали вращающимися для большей точности или более тяжёлыми для большего поражения техники. Также росло и число шасси, на которые их устанавливали. Кроме того, «Катюши» успели поучаствовать в Афганской войне.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: