Электрогрузовики: недалёкое будущее или…? - iGrader.ru
Электрогрузовики: недалёкое будущее или…?

Электрогрузовики: недалёкое будущее или…?

Не поспоришь с тем, что к транспорту на электротяге внимания много во всём мире. Естественно, речь не о трамваях и троллейбусах, привязанных к контактной сети. В Москве катаются электробусы, в Сибири ширится движение владельцев доступных по цене Nissan Leaf, в Европе тестируют грузовые авто. И кажется, что уже скоро техника без двигателей внутреннего сгорания заполонит дороги. Но каковы реальные перспективы тех же электрогрузовиков в России?

За…

Доводы сторонников электротранспорта звучат разумно. И не  коптят, и не воняют, ущерба экологии не будет. И стоимость владения вроде бы меньше за счёт меньшего количества требующих замены от износа деталей, а также за счёт отсутствия транспортного налога. К  тому же такой транспорт не создаёт шума, что позволит эксплуатировать его в спальных районах по ночам. Например, для вывоза мусора, обновления разметки, доставки почты и т. д.

«Среди преимуществ использования электрогрузовиков можно отметить нулевые выбросы вредных веществ, отсутствие шума, сокращение затрат при эксплуатации (низкая стоимость электроэнергии, проведение ТО дешевле, налоговые льготы), большой запас мощности и высокий крутящий момент, которые повышают среднюю скорость передвижения.

Стоимость одного километра пробега такой машины на полной зарядке в 2,3-5,2 раза ниже по сравнению с  грузовиком, оборудованным ДВС (диапазон зависит от вида топлива: газ/бензин/дизельное). Помимо этого, введение ограничений въезда в крупные города (плата за въезд коммерческого транспорта с ДВС или запрет) приведёт к повышению спроса на грузовые электромобили», — уверен директор по проектам ООО «Соллерс Инжиниринг» Игорь Силявин.

Насчёт безопасности тоже вроде бы без особых проблем. В прошлом году Scania даже провела реальный краш-тест, столкнув легковой Volkswagen с аккумуляторным отсеком своего электрошасси. Батареи выдержали удар в отличие от легковушки.

По мнению Игоря Силявина, электрогрузовики станут востребованными у логистических компаний на доставке грузов на «последней миле» — от складских и портовых терминалов до клиентов внутри мегаполисов, у городских служб и у металлургических компаний (использование самосвалов на  электрической тяге в карьерах, где добывают рудные материалы).

Электрогрузовики: недалёкое будущее или…?
Фото: drivelectro.ru

…и против

Но, как бы это ни было противоречиво, как раз экология становится аргументом у оппонентов электрогрузовиков. Дело в том, что производство аккумуляторов само по себе довольно вредное. К тому же срок службы батареи редко превышает 1000 циклов зарядки. Добавим сюда деградацию и получим уже через несколько лет после массового внедрения электротранспорта сотни тысяч тонн вредных отходов. Проблему утилизации лития нужно будет как-то решать.

«Недостатки эксплуатации грузовых электромобилей таковы: меньший пробег на одной зарядке, что важно при междугородних перевозках, меньшая грузоподъёмность по сравнению с грузовой машиной с ДВС из-за большой массы батарей (актуально для грузовиков категорий N1 и N2), высокая розничная цена, риск при использовании зимой (при низких температурах аккумулятор быстрее разряжается), длительный период зарядки батарей (быстрая зарядка занимает 30-45 минут, полная — несколько часов)», — перечисляет Игорь Силявин.

Кроме того, замена отработавших своё аккумуляторов — удовольствие не из дешёвых. Поэтому, хоть владелец электрогрузовика и не будет тратиться на масла, охлаждающие жидкости и т. д., но зато потом на покупку блоков батарей нужно будет отдать много и сразу. Иначе техника будет простаивать.

Ну и самый главный минус — неразвитая инфраструктура. Если в городах электрогрузовики ещё можно будет подзаряжать для ежедневной или еженощной работы, то на магистральных направлениях можно поставить крест. По крайней мере, пока. Представьте, фуре нужно перевезти груз, допустим, из Новосибирска в Красноярск. Это 789 километров между границами двух городов. А пункты загрузки и выгрузки могут находиться ещё в 20-30 километрах. Похвастаться нужной ёмкостью для преодоления таких расстояний может пока мало кто из производителей электрогрузовиков. Тем более, что зимой КПД батарей снижается.

Конечно, существуют литий-титановые аккумуляторы, устойчивые к  морозам до -40 °С. Но их стоимость пока делает технику в случае их установки малодоступной.

Игорь Силявин, директор по проектам ООО «Соллерс Инжиниринг»
Игорь Силявин, директор по проектам ООО «Соллерс Инжиниринг»

«Иностранные компании, имеющие в нашей стране мощности по производству в основном легковых машин, пока не заявляли о серьёзных планах относительно организации локального производства «зелёных» автомобилей. Такая возможность может появиться, если ёмкость отечественного рынка для грузовых электромобилей составит не менее 15 000 единиц вгод.

К сожалению, предпосылок для прогнозирования такого спроса в ближайшие несколько лет пока нет. В случае если какая-то компания решится на запуск производства грузовых электромобилей в России хотя бы на условиях крупно-узловой или отверточной сборки (SKD), при отсутствии значительных субсидий (до 30% стоимости) со стороны государства и существенных налоговых льгот она рискует получить экономически убыточное предприятие.

Организация производства на условиях мелкоузловой сборки (CKD) и минимальных таможенных пошлин на автокомпоненты не очень изменит ситуацию без дополнительного субсидирования со стороны государства.

Меры господдержки непосредственно производителей грузовых электромобилей в РФ пока не приняты. Профильные министерства и ведомства уже долгое время обсуждают планы проектов по стимулированию производства электротранспорта в нашей стране: субсидирование производителей и введение налоговых льгот. Министерство финансов выступает против дополнительных льгот автопроизводителям и считает ненужным разрабатывать отдельную программу субсидирования для создания производственных мощностей по выпуску электромобилей».

Чего ждать?

Как ни крути, массового появления электрических грузовиков не избежать. Как минимум в Европе и  США. В разработки по их созданию инвестирует как «большая семёрка», так и компании из смежных сфер. И результаты тестов с каждым разом всё лучше и лучше.

Правда, есть и нюансы. Руководитель Tesla Илон Маск в этом году несколько раз заявлял о проблемах с поставками аккумуляторов. Несмотря на то, что прототипы модели Semi уже испытаны и готовы к передаче заказчикам, в серийное производство их пока не запускают из-за отсутствия нужного объёма батарей. В Volvo Trucks тоже говорят о старте массового производства лишь к середине 2022 года (кстати, Tesla постоянно переносит сроки с 2019 года, так что и у шведов всё может измениться). Хотя MAN Truck & Bus уже запустил в Австрии мелкосерийный выпуск своей модели eTGM.

В России тоже есть попытки создания электрических грузовиков. В  прошлом году Drive Electro передала на тестирование одной из розничных торговых сетей разработку под названием «МоскВА» на шасси КАМАЗа. Было много пафосных пресс-релизов, но вот о результатах этих испытаний в реальных условиях нет никаких заявлений. Даже о промежуточных этапах.

В прошлом же году Камский автозавод случайно с подачи президента республики «засветил» два экземпляра проекта «Чистогор». Далее последовало заявление о старте серийного производства в 2023 году. Так что ждём.

Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: