Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:2014.05.13_kamaz-54115.jpg?uselang=ru

Что же будет с LCV и грузовиками?

Помните, у группы «ДДТ» есть песня «Осень», где есть такие строчки: «… доползём ли, долетим ли до ответа, что же будет с Родиной и с нами…»? С февраля прошло уже 4 месяца, но до сих пор ни у кого нет чёткого понимания, что же будет с LCV и грузовиками. Вернее, не так, выпускать-то их продолжат. А вот насколько сильно изменится рынок, пока прогнозировать сложно.

В беседах off-the-records и представители отечественных производителей, и дистрибьюторы иностранных допускают пессимистичные прогнозы. Конечно, есть и оптимисты, только ни те, ни другие официально комментировать ситуацию не берутся. Оно и понятно, проблем не хочет никто.

Тем не менее работу останавливать никто не собирается. Все в поисках новых решений, в том числе и с логистикой, и с импортозамещением компонентов, и с «серыми» схемами, и т. д. Отечественные машиностроители получили какую-никакую, а поддержку в виде продления программы льготного лизинга. Да, сумма небольшая, и хватит её на каплю в море от спроса, но будем честны — объёмы производства современной техники, отвечающей современным требованиям потребителей, далеки от прошлогодних.

Посмотрим на результаты продаж грузовиков за первые полгода. С января по июнь в России приобрели 37 676 единиц, причём во втором квартале — 15 594 машины. Это на 6 488 шасси меньше, чем в первом квартале. И дело не в том, что европейские производители перестали поставлять технику — у дилеров ещё были остатки на складах. Просто покупать было особо нечего: дилеры только начали переключаться на китайские аналоги и не могли быстро насытить рынок. Да, конечно, и покупательская способность снизилась, ведь первоначально из-за курса валют цены резко подскочили. Но к лету ситуация немного стабилизировалась: Центробанк снизил ключевую ставку, официальный курс доллара упал, машины в лизинг стали доступнее.

Но вот незадача, клиенты не хотят приобретать КАМАЗы и «Уралы» с механическими ТНВД и коробкой передач, кабинами из прошлого века. Привыкли уже к хорошему. На этом фоне подскочили продажи белорусских МАЗов и китайских Shacman. Их берут даже на фоне повышения стоимости владения.

К концу года расклад сил на рынке грузовиков рискует поменяться. Дилеры, ранее продававшие европейские грузовые машины, уже переключились на поставки из Поднебесной. Ведь многие тамошние производители выпускают фактически те же аналоги Volvo, Scania, MAN, Mercedes и т. д. Проблемы с логистикой уже решаются, комплектация складов запчастей идёт полным ходом, договорённости с заводами-бодибилдерами достигнуты. Уже осенью на китайских шасси рынок получит, пожалуй, весь спектр спецтехники.

По прогнозам аналитиков Russian Automotive Market Research, в этом году объём рынка грузовых автомобилей будет варьироваться от 56,5 тыс. до 64,92 тыс. машин. Напомним, в 2021 году этот показатель составил 101 196 единиц.

С LCV ситуация чуть иная. За январь-июнь аналитики зафиксировали сокращение рынка до 38 174 фургонов и развозных грузовичков массой до 3,5 тонн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число регистраций новых LCV сократилось почти в два раза. Это обусловлено прекращением продаж иностранных моделей и снижением объёмов производства на Горьковском и Ульяновском автозаводах.

И тенденций к кардинальному изменению ситуации в позитивную сторону пока не видно. «Группа ГАЗ» находится под санкциями с соответствующим ограничением доступа к европейским и американским комплектующим. А на морально устаревшей «буханке» товары развозить интернет-магазины и ретейлеры не хотят. Блещет надежда на массовый завоз китайских JAC Sunray — аналогов Mercedes-Benz Sprinter, но сертификацию прошли ещё не все вариации колёсных баз.

На параллельный импорт как на панацею рассчитывать не стоит. Сохраняются сложности с логистикой, так что насытить рынок таким способом не получится. К тому же ввезённые по «серой» схеме машины будут стоить далеко не дёшево. Поэтому потребитель с большей вероятностью выберет китайские фургоны или же «каблучки» на базе Lada.

Russian Automotive Market Research прогнозирует сокращение рынка по итогам 2022 года до 63 000 – 75 000 единиц, что примерно на 50% меньше уровня прошлого года. И пока всё указывает на реалистичность этого сценария. Спасти рынок сможет только чудо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

JAC | КАМАЗ | МАЗ | урал
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: