«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Кадровый вопрос, пожалуй, остаётся одним из самых актуальных для многих сфер бизнеса. И если продавцов техники на рынке хватает, то вот с числом квалифицированных операторов, которые будут управлять этой самой техникой, не всё так просто. Нет, понятно, что в тех же водителях самосвалов недостатка нет. А вот грамотного оператора автокрана или толкового грейдериста найти непросто.
«Нехватка специалистов — это одна из самых серьёзных проблем с которой сталкиваются наши клиенты, заинтересованные в максимальной и правильной эксплуатации техники, которая невозможна без участия профессиональных операторов. Также этот вопрос актуален и для поставщиков техники, особенно при необходимости выполнять сложные ремонты.
Квалифицированные специалисты — на вес золота», — утверждает руководитель департамента обучения ООО «Сумитек Интернейшнл» Оксана Логинова.
Конечно, не на все виды машин требуются именно специально обученные операторы. Однако последние разработки машиностроителей (особенно импортные) обладают большим количеством электроники, и для той же заявленной экономии топлива необходимо обладать большими знаниями, чем понимание, на какую педаль нажать и в какую сторону повернуть джойстик.
«Зачастую это зависит от сферы и конкретного вида техники. Ситуация тут прямо пропорциональна уровню зарплаты. Например, оператор харвестера с зарплатой, превышающей 100 000 рублей, всегда будет квалифицированным специалистом, так как машина сложная и требует специализированных знаний и навыков. В то же время оператор комбинированной дорожной машины (КДМ) получает меньшую заработную плату, так как в подавляющем большинстве требований к квалификации таких специалистов нет», — считает технический тренер ОАО «Тосненский механический завод» (входит в группу компаний АО «Коминвест-АКМТ») Андрей Геращенко.
«Сейчас везде можно встретить самоучек, которые выросли на деревенских тракторах, в то время, как техника появляется всё более современная. При этом пройти обучение может далеко не каждый, особенно за свой счёт. Конечно, существует обучение за счёт организации, но опять же не все компании готовы отрывать людей от работы. Поэтому и складывается такая ситуация: профессионально обученных людей не хватает», — говорит заместитель руководителя центра обучения ООО «Форклифт» Юлия Федорищева.
Естественно, производители и официальные дистрибьюторы заинтересованы в том, чтобы техникой управляли люди, понимающие тонкости её работы. И многие дилеры предоставляют покупателям программы обучения. То есть, вместе с поставляемой клиенту машиной приезжает опытный специалист для подготовки операторов и механиков к эффективной работе. Что, собственно, очень правильно – кто ж лучше производителя может рассказать о своём продукте? По такому принципу работают все крупные представительства иностранных заводов. Например, дистрибьюторы John Deere, Komatsu, Atlas Copco, Scania, Sennebogen и ряда других.
«Мы постоянно работаем над взращиванием собственных специалистов. В нашей компании введена система грейдов для технического персонала, которая позволяет, с одной стороны, постоянно прогрессировать и совершенствоваться нашим специалистам, а с другой стороны, обеспечивать наших клиентов квалифицированной технической поддержкой. Каждому грейду соответствует определённый набор обязательных знаний и навыков.
Как говориться, всё новое — это хорошо забытое старое, так и у нас, грейды — это аналог разрядов, присваиваемых сотрудникам рабочих специальностей в советские времена. Каждый работник заинтересован в собственном развитии и получении более высокого грейда. Ведь за каждым таким повышением стоит определённый материальный стимул и нематериальная мотивация, которую работник получает при сдаче очередного квалификационного теста», — делится Оксана Логинова.
Возникает резонный вопрос: «А как же обучение в высших и средних учебных заведениях?». Ведь там же готовят специалистов по направлениям операторов, машинистов, механиков и т. д.
«Подготовкой слушателей занимаются специализированные образовательные учреждения, имеющие спецтехнику, автодром, хорошо оборудованные классы, прошедшие проверки территориальными органами Гостехнадзора. Теории и практики в образовательных учреждениях вполне достаточно, все программы согласовываются в органах Гостехнадзора и должны соответствовать профессиональным стандартам по данным профессиям», — подтверждает директор АНО ДПО «Центральный учебный центр» Тимур Мустаев.
Однако, как правило, муниципальные образовательные учреждения имеют в лучшем случае видавшие виды ГАЗ-51, КАМАЗ 1980-90-х годов выпуска, автогрейдер ДЗ-98, трактор «Беларус» и подобную устаревшую технику.
«Технологии не стоят на месте, техника постоянно развивается и совершенствуется. Производители стремятся шагать в ногу со временем, предлагая новые образцы оборудования и модернизируя уже существующие, вводя элементы автоматизации. Современная техника всё более усложняется, системы управления компьютеризируются.
Учебные заведения, по понятным причинам, не могут полностью охватить все особенности производимой техники, даже в отдельно взятой стране. Оборудование от разных производителей, при внешней схожести, может иметь существенные конструктивные отличия и особенности эксплуатации. Даже у тех, кто имеет опы работы на подобной технике, но, например, от другого производителя, в процессе эксплуатации и обслуживания могут возникнуть трудности.Конечно, крупные учебные заведения стараются развивать свои мощности, собственные полигоны, учитывая развитие современной техники, но, они дают базовые знания», — констатирует Андрей Геращенко.
«Кабины современных машин всё больше и больше начинают походить на пульт управления ракетой. Современные технологии, с одной стороны, расширяют круг возможностей и оператора и ремонтного персонала, но, с другой стороны, требуют более глубоких знаний в электрике, электронике, гидравлике. Поэтому для поддержания должного уровня профессионального мастерства, постоянное информирование о новых моделях и системах просто необходимо. Именно поэтому мы создали департамент, отвечающий за подготовку нашего технического персонала к проведению квалифицированного ремонта техники. Технические тренеры присутствуют во всех филиалах компании, чтобы обеспечить максимально полное и всестороннее обучение сотрудников, выполняющих обслуживание и ремонт, а также операторов техники.
Каждый год мы проводим более 40 тренингов, посвящённых обновлениям в продуктах и системах», — рассказывает Оксана Логинова.
«По моему мнению, курсы повышения квалификации бесспорно нужны. Кто-то считает, что повышение квалификации не нужно вообще. Опять же, это зависит от людей или организации, в которой они работают. Одни организации отправляют своих работников каждые 3-5 лет на переаттестацию, а другие не обучают годами, потому что им достаточно «корки». Ситуации тоже бывают разные.
Бывает, что попросту не хватает людей, и вырвать их из производства нет возможности. Но в любом случае, экономия на обучении сотрудников — это минус прежде всего самой компании.
Я считаю, что современные компании выступают за обучение и развитие людей. Так, многие крупные компании, которые с нами сотрудничают, отправляют людей на обучение или заказывают индивидуальное обучение у себя под имеющиеся условия. Наши специалисты приезжают в компании и проводят обучение уже на месте.
На самом деле, наши курсы длятся недолго, потому что по там всё выдаётся по минимуму. Однако, людей нужно еще заставить походить на обучение. Нам часто звонят и предлагают продать «корочки». Мы говорим: «Нет, это не наш вариант». Чтобы пройти курсы повышения квалификации в нашем центре обучения, нужно две недели отходить на теорию, потом идёт трехнедельная практика. Я думаю, что это в самый раз», — резюмирует Юлия Федорищева.
«Существуют и средне-специальные, и высшие учебные заведения, которые должны готовить специалистов по ремонту и обслуживанию спецтехники. К сожалению, уровень учебного материала, а также доступной техники и узлов, и агрегатов в абсолютном большинстве случаев на 20-30 лет отстаёт от современных технологий, широко распространённых на современной импортной технике. Та же проблема с обучением операторов, за которое в нашей стране отвечают лицензируемые организации, которые крайне редко используют в своей работе современную технику. В этой связи практически все обучение по взаимодействию с современной, а тем более импортной техникой в руках производителей и импортёров, которые создают собственные учебные и тренинговые центры и отделы. Постоянное повышение квалификации, инструктажи от производителей техники, семинары по обновлениям продуктов и систем — обязательное требование для любого специалиста, работающего на рынке спецтехники».
«На рынке определённо не хватает компетентных рабочих кадров, в том числе инженеров-механиков и операторов специальной техники. Тех же, кто имеет базовые знания и навыки работы со спецтехникой, необходимо обучать особенностям её конкретных видов и моделей.
Может потребоваться от 1 года до 2 лет, чтобы из начинающего специалиста вырастить высококвалифицированного.
Компании, заинтересованные в развитии своих сотрудников, охотно инвестируют в их обучение. Поэтому крайне востребованы узконаправленные тренинги, которые производители и поставщики спецтехники организовывают в собственных учебных центрах. В ходе таких тренингов молодые специалисты, владеющие основами управления и обслуживания любой техники, обучаются специфике работы с машинами той или иной марки и повышают свою квалификацию.
Например, мы организуем и успешно проводим курсы для операторов техники Manitou. У компании есть тренинг-центр в Москве, позволяющий обучать специалистов дилеров и клиентов работе с погрузчиками и подъёмниками практически всей модельной линейки.
Тренинги по моделям, которых нет в наличии в центре, проводят на заводах во Франции или Италии.
Даже если техника проста и удобна в эксплуатации, такое обучение является крайне важным, так как позволяет получить знания, помогающие продлить срок службы машин и повысить качество и эффективность выполняемых с их помощью задач. Поэтому операторам клиентов мы объясняем правила работы с конкретными моделями техники в соответствии с требованиями производителя.
Также рассказываем, на что следует обращать внимание при ежедневном обслуживании, как самостоятельно проводить базовое ТО, что категорически нельзя делать с техникой и как её эксплуатировать в холодную или очень жаркую погоду. Дилеров же мы обучаем более серьёзному ремонту и глубокой диагностике».
Подготовил: Артём Щетников
В журнале материал опубликован под названием «Век учись»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: