Электронные паспорта для самоходной техники – ну когда же? - iGrader.ru
Экскаватор Изображение LEEROY Agency с сайта Pixabay

Электронные паспорта для самоходной техники – ну когда же?

Не так давно Евразийская экологическая комиссия снова сдвинула сроки введения электронных паспортов для самоходных машин, на этот раз на ноябрь 2022 года.

Решение было принято для того, чтобы все государства-члены Евразийского союза успели произвести нужные изменения в законодательстве и смогли качественно подготовиться к грядущей цифровизации.

Что именно нуждается в подготовке, и каких плюсов и минусов ждать от новой системы?

Читайте также: Спецтехника. С бумажного на электронный ПТС

Электронный паспорт транспортного средства. История идеи

Соглашение о введении в Евразийском экономическом союзе единых форм паспорта транспортного средства и шасси транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов вступило в силу ещё 6 лет назад – 11 ноября 2015 г.

Именно с этого момента началась подготовка к плавному переводу документации на электронные рельсы.

По задумке создателей, цифровизация даст возможность навести в отрасли порядок: систематизирует допуск техники к эксплуатации, обеспечит общие во всех странах подходы к организации надзора, гарантирует соответствие конструкции и технического состояния выпускаемых машин требованиям союзных регламентов. Введение на всей территории ЕАЭС единого стандарта оформления ПТС также упростит процедуры перемещения и купли-продажи транспортных средств и спецтехники – и станет логичным шагом на пути к избавлению от лишней бумаги.

Изначально ввести в обиход систему электронных паспортов для всех видов транспортной техники планировали к 2019 году, однако срок оказался слишком коротким для такого масштабного проекта. С 1 ноября 2019 года ЭПТС начали выдавать на все выпускаемые в России автомобили, однако свою силу бумажная документация не утратила, а в других странах Евразийского союза – Беларуси, Казахстане, Киргизии и Армении – жизнь старых паспортов продлили ещё на год.

Цифровизацию самоходных машин отложили на чуть более отдалённые сроки. Впрочем, работа над переходом к новой системе велась постоянно. Так, в декабре 2020 года Минпромторг РФ совместно с Минсельхозом и АО «Электронный паспорт» утвердил план мероприятий по переходу на оформление ЭПСМ на территории всей страны, а в феврале 2021 года в России оформили первый электронный паспорт самоходной машины.

Этой радостной новостью поделилось АО «Электронный паспорт», входящее в Госкорпорацию Ростех. Честь стать первопроходцем выпала предприятию «Русская механика», а статус первой в истории самоходной машины с электронным ПТС получил снегоход Frontier 1000, поставленный на учёт в Ярославской области.

«Первая ласточка» позволила ускорить работу, и уже летом на территории Российской Федерации запустили систему электронных паспортов для самоходных машин – правда, пока ещё в пилотном режиме.

«Эти инструменты позволяют не только оцифровать информацию об автомобиле или самоходной машине. Они придают прозрачность всему жизненному циклу технического средства; они исключают махинации с этой информацией и введение в заблуждение собственников, физических и юридических лиц», – заявил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов на презентации системы в Екатеринбурге.

Для того, чтобы система заработала, изначально были определены приоритетные регионы с наибольшей концентрацией машиностроительных предприятий, но регистрация доступна для всех субъектов страны.

По данным информационного агентства ТАСС, всего к новой системе за время её функционирования уже подключились полторы сотни машиностроительных производств – и даже больше. Что до продаж, с июля этого года продали больше 250 единиц самоходной техники с цифровым документом.

Подписание документов. Электронные паспорта для самоходной техники
Изображение Aymanejed с сайта Pixabay 

Что нужно сделать, чтобы запустить систему электронных паспортов самоходных машин?

Для того, чтобы абсолютно любая система работала без перебоев, необходимо, чтобы каждый её элемент был отлажен. В случае с электронными ПТС такими жизненно важными элементами выступают инстанции, которые участвуют в заполнении паспортов, и другие цифровые системы страны.

К числу первых относятся производители самоходной техники, дилерские центры и, конечно, уже упоминавшаяся специализированная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники – Гостехнадзор. Кроме того, правом вносить информацию в цифровой ПТС будут наделены и МФЦ. В списке пользователей новой системы окажутся и другие органы госвласти (в том числе правоохранительные, таможенные и налоговые), а также импортёры, арендодатели и арендаторы транспортных средств, и все остальные, участвующие в процессе производства, продажи, покупки и эксплуатации.

Переход на электронные ПТС потребует определённых изменений в деятельности всех перечисленных, причём коснутся такие изменения не только установки соответствующего программного обеспечения, но и работы сотрудников. Это может показаться странным, но качественная работа электронной системы действительно во многом зависит от ответственности и внимательности её пользователей и операторов.

Читайте также: «Нет лучшего времени, чем сейчас, и лучшего потребителя, чем сейчас»: эксперт об IT-трансформации автомобильного бизнеса

От собственников техники тоже потребуется максимум сознательности, а ещё – согласие на обработку персональных данных и, возможно, подтверждённый аккаунт на Госуслугах. Во всяком случае, именно этот портал требуется для внесения информации о собственнике в электронный паспорт транспортных средств и шасси транспортных средств. С самоходной техникой, скорее всего, будет так же.

Карьерная спецтехника
Изображение Alex Banner с сайта Pixabay 

Как оформляется электронный паспорт самоходной техники?

Оформлением электронных паспортов будут заниматься организации-изготовители или уполномоченные организации, в число которых входят региональные представительства Гостехнадзора и органов таможни, а также IT-компании, занимающиеся разработкой соответствующих систем.

С полным актуальным перечнем и тех и других можно ознакомиться на сайте Минпромторга России.

Если техника новая, ЭПТС на неё заводит сам производитель. Его и указывают в качестве собственника. Далее это почётное звание переходит к дилеру, а потом – к конечному покупателю.

При покупке транспортного средства «с рук» оформление электронного паспорта будет носить добровольный характер, а выдать его смогут уполномоченные организации.

Для прибывающих из-за границы самоходных машин электронные паспорта оформляют официальные импортёры, а если таковых не имеется и транспортное средство было приобретено в частном порядке, на помощь приходят испытательная лаборатория.

Каковы плюсы и минусы электронного паспорта ТС?

В глобальном смысле введение ЭПТС позволит сократить количество административных барьеров при обращении транспортных средств на территории Евразийского экономического союза.

Внутри одной страны у новой технологии тоже есть ряд преимуществ.

По аналогии с бумажным собратом цифровой ПТС содержит всю информацию о машине – от основных технических характеристик до идентификационных номеров. Однако, кроме того, в ЭПТС вносят сведения о прохождениях техосмотра, изменениях в конструкции и всех предыдущих владельцах. Фиксируют также данные о страховании, страховых случаях и ДТП и информацию о наложенных ограничениях на регистрационные действия (если таковые имеются).

Таким образом, информация в цифровом паспорте куда более полная, причём вся она подтверждена официально. Её невозможно подделать, а значит, покупатель более защищён при совершении сделки.

Определённую защиту и безопасность электронный паспорт ТС гарантирует и владельцу: этот документ невозможно потерять, ведь он зарегистрирован в системе.  Доступ к ЭПТС можно получить практически в любой момент, что удобно не только для собственника, но и для представителей надзорных органов.

Электронные ПТС должны беречь время и нервы своих владельцев, а заодно и деньги – оформление цифрового паспорта дешевле бумажного.

Однако, естественно, не всё так просто. Владельцы легковых автомобилей уже столкнулись с тем, что система электронных паспортов не всегда и не везде работает так, как положено. Так, например, доступна не вся информация от судебных приставов или банков, а дилеры пока ещё не хотят тратить дополнительное время на оформление и авторизацию собственников.

Недочёты в работе любой системы – нормальное явление для начального этапа её функционирования. Остаётся только надеяться, что паузы, взятой Евразийской комиссией до ноября 2022, окажется достаточно для того, чтобы устранить все возможные неполадки и сделать систему электронных паспортов для самоходных машин доступной в том виде, в каком она задумывалась изначально.

Добывающая спецтехника
Изображение Siggy Nowak с сайта Pixabay 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: