Не так давно Евразийская экологическая комиссия снова сдвинула сроки введения электронных паспортов для самоходных машин, на этот раз на ноябрь 2022 года.
Решение было принято для того, чтобы все государства-члены Евразийского союза успели произвести нужные изменения в законодательстве и смогли качественно подготовиться к грядущей цифровизации.
Что именно нуждается в подготовке, и каких плюсов и минусов ждать от новой системы?
Читайте также: Спецтехника. С бумажного на электронный ПТС
Соглашение о введении в Евразийском экономическом союзе единых форм паспорта транспортного средства и шасси транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов вступило в силу ещё 6 лет назад – 11 ноября 2015 г.
Именно с этого момента началась подготовка к плавному переводу документации на электронные рельсы.
По задумке создателей, цифровизация даст возможность навести в отрасли порядок: систематизирует допуск техники к эксплуатации, обеспечит общие во всех странах подходы к организации надзора, гарантирует соответствие конструкции и технического состояния выпускаемых машин требованиям союзных регламентов. Введение на всей территории ЕАЭС единого стандарта оформления ПТС также упростит процедуры перемещения и купли-продажи транспортных средств и спецтехники – и станет логичным шагом на пути к избавлению от лишней бумаги.
Изначально ввести в обиход систему электронных паспортов для всех видов транспортной техники планировали к 2019 году, однако срок оказался слишком коротким для такого масштабного проекта. С 1 ноября 2019 года ЭПТС начали выдавать на все выпускаемые в России автомобили, однако свою силу бумажная документация не утратила, а в других странах Евразийского союза – Беларуси, Казахстане, Киргизии и Армении – жизнь старых паспортов продлили ещё на год.
Цифровизацию самоходных машин отложили на чуть более отдалённые сроки. Впрочем, работа над переходом к новой системе велась постоянно. Так, в декабре 2020 года Минпромторг РФ совместно с Минсельхозом и АО «Электронный паспорт» утвердил план мероприятий по переходу на оформление ЭПСМ на территории всей страны, а в феврале 2021 года в России оформили первый электронный паспорт самоходной машины.
Этой радостной новостью поделилось АО «Электронный паспорт», входящее в Госкорпорацию Ростех. Честь стать первопроходцем выпала предприятию «Русская механика», а статус первой в истории самоходной машины с электронным ПТС получил снегоход Frontier 1000, поставленный на учёт в Ярославской области.
«Первая ласточка» позволила ускорить работу, и уже летом на территории Российской Федерации запустили систему электронных паспортов для самоходных машин – правда, пока ещё в пилотном режиме.
«Эти инструменты позволяют не только оцифровать информацию об автомобиле или самоходной машине. Они придают прозрачность всему жизненному циклу технического средства; они исключают махинации с этой информацией и введение в заблуждение собственников, физических и юридических лиц», – заявил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов на презентации системы в Екатеринбурге.
Для того, чтобы система заработала, изначально были определены приоритетные регионы с наибольшей концентрацией машиностроительных предприятий, но регистрация доступна для всех субъектов страны.
По данным информационного агентства ТАСС, всего к новой системе за время её функционирования уже подключились полторы сотни машиностроительных производств – и даже больше. Что до продаж, с июля этого года продали больше 250 единиц самоходной техники с цифровым документом.
Для того, чтобы абсолютно любая система работала без перебоев, необходимо, чтобы каждый её элемент был отлажен. В случае с электронными ПТС такими жизненно важными элементами выступают инстанции, которые участвуют в заполнении паспортов, и другие цифровые системы страны.
К числу первых относятся производители самоходной техники, дилерские центры и, конечно, уже упоминавшаяся специализированная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники – Гостехнадзор. Кроме того, правом вносить информацию в цифровой ПТС будут наделены и МФЦ. В списке пользователей новой системы окажутся и другие органы госвласти (в том числе правоохранительные, таможенные и налоговые), а также импортёры, арендодатели и арендаторы транспортных средств, и все остальные, участвующие в процессе производства, продажи, покупки и эксплуатации.
Переход на электронные ПТС потребует определённых изменений в деятельности всех перечисленных, причём коснутся такие изменения не только установки соответствующего программного обеспечения, но и работы сотрудников. Это может показаться странным, но качественная работа электронной системы действительно во многом зависит от ответственности и внимательности её пользователей и операторов.
Читайте также: «Нет лучшего времени, чем сейчас, и лучшего потребителя, чем сейчас»: эксперт об IT-трансформации автомобильного бизнеса
От собственников техники тоже потребуется максимум сознательности, а ещё – согласие на обработку персональных данных и, возможно, подтверждённый аккаунт на Госуслугах. Во всяком случае, именно этот портал требуется для внесения информации о собственнике в электронный паспорт транспортных средств и шасси транспортных средств. С самоходной техникой, скорее всего, будет так же.
Оформлением электронных паспортов будут заниматься организации-изготовители или уполномоченные организации, в число которых входят региональные представительства Гостехнадзора и органов таможни, а также IT-компании, занимающиеся разработкой соответствующих систем.
С полным актуальным перечнем и тех и других можно ознакомиться на сайте Минпромторга России.
Если техника новая, ЭПТС на неё заводит сам производитель. Его и указывают в качестве собственника. Далее это почётное звание переходит к дилеру, а потом – к конечному покупателю.
При покупке транспортного средства «с рук» оформление электронного паспорта будет носить добровольный характер, а выдать его смогут уполномоченные организации.
Для прибывающих из-за границы самоходных машин электронные паспорта оформляют официальные импортёры, а если таковых не имеется и транспортное средство было приобретено в частном порядке, на помощь приходят испытательная лаборатория.
В глобальном смысле введение ЭПТС позволит сократить количество административных барьеров при обращении транспортных средств на территории Евразийского экономического союза.
Внутри одной страны у новой технологии тоже есть ряд преимуществ.
По аналогии с бумажным собратом цифровой ПТС содержит всю информацию о машине – от основных технических характеристик до идентификационных номеров. Однако, кроме того, в ЭПТС вносят сведения о прохождениях техосмотра, изменениях в конструкции и всех предыдущих владельцах. Фиксируют также данные о страховании, страховых случаях и ДТП и информацию о наложенных ограничениях на регистрационные действия (если таковые имеются).
Таким образом, информация в цифровом паспорте куда более полная, причём вся она подтверждена официально. Её невозможно подделать, а значит, покупатель более защищён при совершении сделки.
Определённую защиту и безопасность электронный паспорт ТС гарантирует и владельцу: этот документ невозможно потерять, ведь он зарегистрирован в системе. Доступ к ЭПТС можно получить практически в любой момент, что удобно не только для собственника, но и для представителей надзорных органов.
Электронные ПТС должны беречь время и нервы своих владельцев, а заодно и деньги – оформление цифрового паспорта дешевле бумажного.
Однако, естественно, не всё так просто. Владельцы легковых автомобилей уже столкнулись с тем, что система электронных паспортов не всегда и не везде работает так, как положено. Так, например, доступна не вся информация от судебных приставов или банков, а дилеры пока ещё не хотят тратить дополнительное время на оформление и авторизацию собственников.
Недочёты в работе любой системы – нормальное явление для начального этапа её функционирования. Остаётся только надеяться, что паузы, взятой Евразийской комиссией до ноября 2022, окажется достаточно для того, чтобы устранить все возможные неполадки и сделать систему электронных паспортов для самоходных машин доступной в том виде, в каком она задумывалась изначально.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: