Спецтехника. С бумажного на электронный ПТС

В России всё чаще стали говорить об инновациях, и ниша спецтехники не стала исключением. Но будущее определяют не только беспилотники, системы дистанционного управления техникой или инновационные двигатели, но и перевод документации в цифровой формат. А если конкретнее, введение электронных паспортов транспортных средств, самоходных машин и другой техники. О том, когда произойдёт окончательный переход на ЭПТС, какие преимущества он даст по сравнению с бумажным документом и каковы первые результаты по внедрению новинки, поговорили в рамках международной выставки bauma-CTT RUSSIA 2019.

Это был отдельный доклад на конференции CEF «Будущее рынка строительной техники в России: ставка на инновации». Директор Департамента взаимодействия с участниками систем электронных паспортов АО «Электронный паспорт» Борис Ионов представил участникам последнюю информацию по этому вопросу.

Сроки, задачи, участники

Для начала спикер напомнил, что до окончания переходного периода осталось совсем немного времени. В соответствии с решением Евразийской экономической комиссии после 1 ноября 2019 года ПТС на бумажном носителе уже не будут оформлять.

Участникам рассказали то, какие задачи планируют решить с введением ЭПТС. Среди них:

  • сокращение административных барьеров при обращении транспортных средств на территории Евразийского экономического союза;
  • исключение паспорта транспортного средства как документа личного хранения;
  • увеличение объёма информации о технике;
  • формирование истории транспортного средства без ограничения срока;
  • возможность заинтересованным лицам получить необходимую информацию.

Если уточнять список заинтересованных лиц, то участниками системы электронных паспортов с одной стороны, станут органы госвласти (регистрирующие, правоохранительные, таможенные, налоговые и т. д.), а с другой собственники транспортных средств, организации-изготовители, импортёры, арендодатели и арендаторы транспортных средств, финансовые организации и т. д.

Преимущества

Переход на электронную документацию всё же подразумевает сложности и подводные камни. Именно поэтому мы пока не перешли на личные электронные паспорта. Здесь и вопросы кибербезопасности, и систематизации данных и т. д. Ну а как в случае ЭПТС? Специалисты всё же отмечают целый ряд преимуществ у нововведения.

«В случае с автомобилями система уже доказала свою эффективность, люди начинают ею пользоваться. Преимущества тут понятны: в электронном документе гораздо больше важной информации о транспортном средстве, чем в бумажном.
Плюс, это удобство для конечных потребителей: не нужно бояться потерять бумажный паспорт, который необходим, например, при продаже автомобиля. Даже просто хранить не нужно — избавляемся от лишней макулатуры.

Плюс в электронном паспорте может формироваться полная история автомобиля, что может быть очень полезно, опять-таки при дальнейшей перепродаже. Там могут содержаться все данные о страховании, о кредитовании, о всех пройденных техосмотрах. Также возможна фиксация пробега на протяжении истории машины. Такая функция поможет бороться с мошенничеством в этой сфере, когда при продаже пробеги «скручиваются».

Плюс это дешевле. Бывает человек вынужден доплатить в ГАИ за внесение изменений в бумажный паспорт, восстановить такой документ тоже стоит дорого. Те же операции в случае ЭПТС стоят значительно меньше.

Если говорить об электронных паспортах самоходной техники, то здесь производители только готовятся. В процессе перехода в системе учитываются пожелания, которые поступают от производителей и продавцов спецтехники.

Но и в этом случае преимуществ много.

С помощью ЭПСМ (электронного паспорта самоходной машины) можно будет прослеживать обращение и перемещение техники в лизинге. Это также позволит избежать мошенничества. Например, ситуаций, когда недобросовестный лизингополучатель может не только неправильно эксплуатировать технику, но и просто-напросто вывезти её из России. Однако так как система электронных паспортов общая для всех стран ЕАЭС, то в эти страны незаконно ввезти и поставить на учёт спецтехнику уже не получится. В документе будут данные о том, кому принадлежит транспортное средство.

Также лизингодатель может отслеживать историю того, как с его техникой работает лизингополучатель.

Распространяется система на весь транспорт (в том числе импортного производства), который будет зарегистрирован в России. В том числе и на ввозимую б/у технику.

Но владельцам спецтранспорта, поставленного на учёт до 1 ноября 2019 не нужно волноваться и экстренно бежать менять бумажный паспорт. Находящиеся на руках документы будут действительны неограниченный срок», — рассказал Борис Ионов.

Что внутри?

ЭПТС будет включать 2 типа информации. Первый — обязательный для всех транспортных средств, зарегистрированных на территории государств-членов ЕАЭС. Это реквизиты самого документа и основные сведения о транспортном средстве.

Второй тип — дополнительная информация о собственнике, проведённых техосмотрах и т.д. Их состав и обязательность внесения определяется каждым государством отдельно.

Кроме того, у ЭПТС может быть несколько статусов, которые отражают все циклы существования транспортного средства.

«Незавершённый» паспорт присваивается автомобилю, который только сошёл с конвейера или только ввезённый в страну. После уплаты утилизационного сбора документ получает статус «действующий». Если машины после выпуска дорабатывают, условно, на грузовое шасси устанавливают подъёмный кран, то в первоначальном паспорте ставят метку «погашенный».

После того как техника приобрела свой окончательный вид, ей выдаётся новый ЭПТС/ЭПСМ, на основании сведений, внесённых в СЭП изготовителем.

Если при внесении данных допустили ошибку или владелец не внёс необходимые платежи, или есть признаки противоправных действий, то паспорт становится «аннулированным». В случае устранения проблем ЭПТС снова превращается в «действующий», в ином случае его меняют на новый.

«Утилизированным» паспорт становится после того, как соответствующая организация подала сведения об уничтожении транспортного средства.

Текст и фото: Мария Бобова

Статья опубликована в журнале Грейдер №4 2019

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Обсуждение закрыто.