Полуприцепы стали неотъемлемой частью автопарков российских транспортных компаний. А подбор полуприцепной техники под определённые задачи и с учётом технических характеристик — негласным правилом сообщества перевозчиков. Разбираемся, почему габаритам и грузоподъёмности полуприцепа отведена особая роль.
Грузопоток на городских и региональных магистралях вырос в разы, увеличив нагрузку на дороги общественного значения и обнажив проблему перегруза. В погоне за прибылью у нерадивых перевозчиков появилось желание перевозить как можно больше груза в обход стандартов. За что на их головы и посыпались солидные штрафы от системы «Платон».
«Значение допустимой массы полуприцепа и нагрузка на ось являются основными критериями прохождения весового контроля на дорогах России.
Первый показатель установлен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и содержит допустимый вес каждой единицы техники, используемой при перевозке, в зависимости от её конструкции.
Допустимые значения осевых нагрузок и расстояния между ними также прописаны в Постановлении Правительства №272.
Согласно правилам дорожного движения (раздел 23) перегруз полуприцепа и несоблюдение габаритов облагается штрафом, в зависимости от показателей перевеса. Например, за минимальный перегруз от 2 до 10% физическое лицо может заплатить 1000-1500 рублей штраф, юридическое лицо – от 100 до 150 тысяч рублей. При максимальном превышении веса (свыше 50%) физлицо может лишиться прав на полгода, а юридическое – полумиллиона рублей в виде санкций за нарушение.Учитывая меру наказания, нарушать весовые нормы невыгодно», — объясняет директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко.
Поэтому дальновидные бизнесмены выбирают полуприцепы согласно букве закона и видят в этом выгоду.
«Для собственного парка FM Logistic в России мы подбираем полуприцепную технику, основываясь на характеристиках перевозимого груза (это касается холодильной установки, толщины стен и потолка полуприцепа).
Также мы учитываем стоимость владения ТС, которая складывается, помимо прочего, из дополнительных затрат на ремонт, содержания осей и их комплектующих, износостойкости полов, а также из остаточной цены после 7 лет эксплуатации.
Также важно исключить вероятность перевеса по осям полуприцепа уже на этапе планирования закупки, поэтому возможность отследить нагрузку на тележку в кабине тягача в момент загрузки и следования к месту выгрузки для нас крайне важна», — рассказывает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.
Несмотря на то, что чётких границ в отношении длины полуприцепа Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом не регламентировано, в составе автопоезда суммарная длина тандема тягач + полуприцеп не должна превышать 20 метров. При этом в отношении расстояния между тягачом и полуприцепом также прописаны точные цифры: между ССУ и полуприцепом должно быть 2,04 метра.
Допуск же между задней частью полуприцепа и осью запора составляет 12 метров. При помощи нехитрых арифметических вычислений можно предположить, что допустимая длина полуприцепа составит 13,6 метров.
Наряду с этим, полуприцеп подпадает под общие требования к габаритам по ширине и высоте. Соответственно, автопоезд не должен быть выше 4 метров, а его конструкция по ширине обязана вписываться в рамки 2,55 метров.
«Сейчас мы анализируем использование удлинённых изотермических полуприцепов (габаритной длиной свыше 16,7 метров) с четырьмя осями. Они позволяют перевозить большее количество грузов при правильной расстановке паллет внутри полуприцепа. Однако удлинённая техника требует специальной подготовки водителя и наличия подъёмных осей, исключающих ускоренный износ шин.
Для закупки стандартных полуприцепов (длиной 13,6 метров) в рамках тендера мы рассматриваем всех производителей. Помимо озвученных выше параметров, для нас важна защита нижний части стен и передней стенки полуприцепа, так как в большинстве случаев мы перевозим паллетные грузы, загрузка которых осуществляется автоматизированными средствами», — делится Эдуард Миронов.
Допустимые нагрузки на оси регламентированы и зависят от категории дороги. Более подробные данные мы приведём в таблицах.
Полуприцепы с односкатной ошиновкой
Вид оси | Межосевое расстояние | Для дорог, рассчитанных на нагрузку до 6 т/ось |
Нагрузка для дорог рассчитанных до 10 т/ось | Нагрузка для дорог рассчитанных до 11,5 т/ось |
Одна | от 2,5 м | 5,5 т/ось | 9 т/ось | 10,5 т/ось |
2 сближенных | до 1 м | 8 т/тележку | 10 т/тележку | 11,5 т/тележку |
1-1,3 м | 9 т/тележку | 13 т/тележку | 14 т/тележку | |
1,3-1,8 м | 10 т/тележку | 15 т/тележку | 17 т/тележку | |
1,8-2,5 м | 11 т/тележку | 17 т/тележку | 18 т/тележку | |
3 сближенных | до 1 м | 11 т/тележку | 15 т/тележку | 17 т/тележку |
1-1,3 м | 12 т/тележку | 18 т/тележку | 20 т/тележку | |
1,3-1,8 м | 13,5 т/тележку | 21 т/тележку | 23,5 т/тележку | |
1,8-2,5 м | 15 т/тележку | 22 т/тележку | 25 т/тележку | |
4 и более сближенных | до 1 м | 3,5 т/ось | 5 т/ось | 5,5 т/ось |
1-1,3 м | 4 т/ось | 6 т/ось | 6,5 т/ось | |
1,3-1,8 м | 4,5 т/ось | 6,5 т/ось | 7,5 т/ось | |
1,8-2,5 м | 5 т/ось | 7 т/ось | 8,5 т/ось |
Полуприцепы с двухскатной ошиновкой
Одна ось | от 2,5 м | 6 т/ось | 10 т/ось | 11,5 т/ось |
2 оси | до 1 м | 9 т/тележку | 11 т/тележку | 12,5 т/тележку |
1 – 1,3 м | 10 т/тележку | 14 т/тележку | 16 т/тележку | |
1,3 – 1,8 м | 11 т/тележку | 16 т/тележку | 18 т/тележку | |
1,8 – 2,5 м | 12 т/тележку | 18 т/тележку | 20 т/тележку | |
3 сближенных оси | до 1 м | 12 т/тележку | 16,5 т/тележку | 18 т/тележку |
1 – 1,3 м | 13 т/тележку | 19,5 т/тележку | 21 т/тележку | |
1,3 – 1,8 м | 15 т/тележку | 22,5 т/тележку | 24 т/тележку | |
1,8 – 2,5 м | 16 т/тележку | 23 т/тележку | 26 т/тележку | |
4 и более сближенных осей | до 1 м | 4 т/ось | 5,5 т/ось | 6 т/ось |
1 – 1,3 м | 4,5 т/ось | 6,5 т/ось | 7 т/ось | |
1,3 – 1,8 м | 5 т/ось | 7 т/ось | 8 т/ось | |
1,8 – 2,5 м | 5,5 т/ось | 7,5 т/ось | 9 т/ось |
Максим Шишко, директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр»:
«При выборе полуприцепа необходимо, прежде всего, отталкиваться от цели покупки. Три вида подобной техники – тентованные, бортовые полуприцепы и рефрижераторы – предназначены для транспортировки разных грузов.
Первый вид используется при перевозке товаров, нуждающихся в защите от попадания пыли, грязи, осадков или солнечных лучей (продукты питания, мебель, техника и электроника), бортовые — для транспортировки строительных материалов (кирпича, металла, плит, досок), так как в них предусмотрены крепежи для фиксации груза: крюки и тросы, роликовые рельсы, вмонтированные в пол, механизмы такелажного крепления.
В рефрижераторах обычно перевозят скоропортящиеся продукты, медикаменты, косметику, лакокрасочные изделия.
Основными критериями выбора полуприцепа любого вида считаются грузоподъемность, вес, материал изготовления, качество и надежность сварочных швов.
При транспортировке конкретных грузов выбираются и оптимальные параметры техники для перевозки. Например, преимуществом бортовых полуприцепов является собственный небольшой вес, поэтому они могут перевозить до 35 тонн груза, а рефрижераторов — классификация по необходимой для транспортировки температуре: A (от 0 °C до +12 °C), B (от -10 °C до +12 °C) и C (от -20 °C до +12 °C).
Что касается габаритов полуприцепов, то требования к ним отличаются в зависимости от ГОСТов страны. Например, в странах Евросоюза максимальная длина автопоезда может достигать 16,5 метров, в России – 20 метров, в Финляндии и Швеции — 34 метра.
Также считаю, что выбор прицепа под определённый маршрут необходим только при перевозке нестандартных грузов, так как тут необходимо учитывать характеристики дорожной инфраструктуры, например, высоту расположения мостов, шлюзов или надземных железнодорожных переездов, линий связи и электропередач».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: