Полуприцеп напрокат. В каких случаях аренда выгоднее лизинга?

Полуприцеп напрокат. В каких случаях аренда выгоднее лизинга?

На сегодняшний день в России среди всех видов покупки коммерческой техники наиболее развит лизинг. Однако есть и более выгодный способ — взять технику в аренду. Специалисты Полуприцеп.рф, опираясь на свой пятилетний опыт сдачи полуприцепов в аренду, рассказали, почему перевозчикам стоит обратить внимание на эту услугу.

Операционная аренда и лизинг: в чём разница?

Лизинг — это долгосрочное финансовое обязательство, из которого нельзя выйти раньше времени, не заплатив определённый штраф. Чтобы взять полуприцепную технику в лизинг, нужно будет заплатить первоначальный взнос — в среднем 20% от стоимости техники.

Операционная аренда полуприцепов, в свою очередь, не относится к долгосрочным финансовым обязательствам. Понять суть этой услуги может каждый, кто хоть раз сталкивался с арендой квартиры или машины. Клиент вносит депозит, который в шесть раз меньше первоначального взноса в лизинге, затем каждый месяц выплачивает фиксированную сумму за пользование. Собственно, это все расходы на технику, которые несёт арендатор. 

К примеру, у компании Полуприцеп.рф обеспечительный платёж составляет 100 тысяч рублей, а минимальный срок аренды полуприцепа — три месяца. По окончании договора аренды можно продлить партнёрские отношения или вернуть технику, получив обратно депозит – при условии целости и сохранности полуприцепа.

Полуприцеп напрокат. В каких случаях аренда выгоднее лизинга?

Важная деталь: в течение всего срока операционной аренды перевозчик может легко вернуть полуприцеп или заменить его на полуприцеп другого типа, если он, к примеру, решил поменять направление своей деятельности. То есть речь идёт о возможности гибко адаптироваться к формированию автопарка, исходя из меняющихся на рынке условий.

Например, перевозчик арендует шторный полуприцеп, а у него появляется более выгодный заказ на перевозки скоропортящихся продуктов. По договору операционной аренды он может легко заменить шторный полуприцеп на рефрижератор для выполнения этого заказа. Если же полуприцеп куплен в лизинг, так сделать не получится.

В вопросе скорости лизинг тоже значительно уступает операционной аренде. Если в лизинге сделка занимает в среднем две недели, то специалисты Полуприцеп.рф готовы отгрузить полуприцеп арендаторам уже через 24 часа.

Ещё одно важное отличие аренды от лизинга — траты на ТО и внеплановый ремонт. Если заказчик берёт полуприцеп в лизинг, то все расходы он должен покрывать сам. При этом предприниматель, который пользуется операционной арендой, может вовсе не думать о тратах на ремонт. Так, Полуприцеп.рф берёт на себя расходы на плановое ТО и замену износившихся комплектующих, деталей и шин. Все полуприцепы из автопарка компании застрахованы по программе КАСКО, поэтому если техника пострадает при ДТП, то все расходы на ремонт покроет страховая компания.

«Практически в каждом городе есть сервисные центры тех полуприцепов, которые мы используем. Покрытие большое — сотни центров по России, поэтому проблем с ремонтом никогда не возникает», — рассказывает исполнительный директор Полуприцеп.рф Евгений Поправка.

Кому выгодна операционная аренда

Наш собеседник объяснил, кому наиболее выгодна операционная аренда полуприцепов. Целевую аудиторию можно разделить на несколько групп по стоящим перед перевозчиками задачам.

Компании, которые тестируют новое направление

Представим, что транспортная компания, занимающаяся тентованными перевозками, решила попробовать себя в перевозке морских контейнеров. В таком случае предприниматель может использовать тот же тягач, однако ему нужен другой полуприцеп, потому что шторный не подходит для такой транспортировки. Чтобы протестировать новое направление перевозок, проще всего взять прицеп в краткосрочную аренду, например на полгода.

«Этого периода более чем достаточно для того, чтобы оценить экономику нового направления и по итогам теста решить, стоит ли развивать его  дальше. Главная ценность операционной аренды для таких компаний — легко взять технику, легко её вернуть: нет долгосрочных обязательств и больших вложений», — замечает Евгений Поправка.

Компании, выручка которых зависит от сезона

Операционная аренда также выгодна предпринимателям, которые занимаются сезонными перевозками. Например, у Полуприцеп.рф есть клиенты, которые занимаются самосвальными перевозками. У таких компаний техника обычно используется на 100% только восемь месяцев в году.  

«Чтобы компенсировать простои самосвальных полуприцепов в несезон (обычно это зима, когда мало перевозок песка и щебня), заказчики могут взять в аренду шторные полуприцепы, чтобы выполнять заказы на сборные грузы. Таким образом они получат дополнительную выручку, который бы не было в случае простоя парка», — подчёркивает Евгений Поправка.

К этой же группе можно отнести торгово-производственные компании, у которых нагрузка на логистику достигает максимума в определённый сезон, например, при всплеске заказов перед Новым годом. Тогда полуприцепы, к примеру, можно использовать как «мобильный склад» для хранения продукции.

Полуприцеп напрокат. В каких случаях аренда выгоднее лизинга?

Крупный бизнес

Обычно крупные транспортные компании относятся к покупке больших партий техники как к инвестиции. Если рассмотреть покупку сцепок как инвестиционный проект, то любители точных расчётов могут сравнить два сценария от Полуприцеп.рф: в одном случае сцепки приобретаются в лизинг, в другом тягачи приобретаются в лизинг, а полуприцепы берутся в аренду. Бюджет возьмём одинаковый для обоих вариантов — 21 400 000 рублей. Допустим, новый тягач обойдётся в 7 млн 600 тыс. рублей, а новый полуприцеп — в 3 млн 100 тыс. рублей.

Лизинг Операционная аренда
Первоначальные взносы Первоначальный взнос за 10 сцепок = 21 400 000 руб., это 20% от стоимости техники (за тягач – 1 520 000 руб., за полуприцеп – 620 000 руб.) Первоначальный взнос за 13 тягачей = 19 760 000 руб. (20%)
Обеспечительный платёж за 13 полуприцепов в аренду = 1 300 000 руб.
Выручка со сцепок в месяц Выручка от одной сцепки – 700 000 руб., от 10 сцепок = 7 000 000 руб. Выручка от одной сцепки – 700 000 руб., от 13 сцепок = 9 100 000 руб.
Переменные расходы в месяц ТО, топливо, зарплата водителей, платная дорога (~ 50% дохода) = 3 500 000 руб. на 10 сцепок ТО, топливо, зарплата водителей, платная дорога (~ 50% дохода) = 4 550 000 руб. на 13 сцепок
Платежи по лизингу Ежемесячный платёж за 10 сцепок в лизинг = 1 991 760 руб. (за тягач – 141 471 руб., за полуприцеп – 57 705 руб.) Ежемесячный платёж за 13 тягачей в лизинг (141 471 х 13) = 1 893 123 руб. плюс ежемесячный платёж за аренду 13 полуприцепов (72 500 х 13) = 942 500 руб.
  Итого платежи за 10 сцепок = 1 991 760 руб. Итого платежи за 13 сцепок = 2 781 623 руб.
Операционная прибыль* в месяц ~ 1 508 240 рублей от 10 сцепок ~ 1 768 377 рублей от 13 сцепок
* Операционная прибыль — выручка после вычета переменных расходов и платежей по лизингу

Таким образом, путём нехитрых расчётов можно спрогнозировать доход в пятилетней перспективе в 90 494 000 рублей у компании, взявшей технику в лизинг. А вот те, кто воспользовался услугой операционной аренды полуприцепов, получат за это время заработок в 106 102 000 рублей. Понятно, что цифры могут варьироваться из-за влияния внешних факторов, но общий смысл именно такой. По прогнозам Полуприцеп.рф, за счёт ускоренного наращивания автопарка и, соответственно, большего количества выполненных заказов, перевозчик может увеличить выручку на 30%.

Естественно, у лизинга есть неоспоримое преимущество: после окончания выплат техника переходит в собственность перевозчика. У компании, которая брала сцепки в лизинг, по завершению договора в парке останется 10 тягачей и 10 полуприцепов, которые можно продать примерно за 64 млн рублей (за пять лет техника подешевеет на 40%).

В примере с операционной арендой в парке останутся тягачи, только их будет не 10, а 13. С учётом удешевления продать их можно будет примерно за 59 млн рублей, плюс вернутся обеспечительные платежи по аренде 13 полуприцепов в размере 1 300 000 рублей, что в сумме даёт около 60,5 млн рублей.

Теперь прибавим прибыль от продажи техники к прибыли от сцепок за пять лет. При лизинге тягачей и полуприцепов получаем итоговую сумму в размере 154 млн рублей, а при лизинге тягачей и операционной аренде полуприцепов получаем итоговую сумму в размере 166 млн рублей. Таким образом, получаем преимущество в 12 млн рублей за пять лет в пользу операционной аренды полуприцепов.

О рынке операционной аренды в целом

В начале мы упоминали, что операционная аренда пока не столь популярна в России, однако, по словам Евгения Поправки, спрос на эту услугу растёт. Так, в 2021 году у Полуприцеп.рф количество заказов выросло на 22%, а в 2022 году специалисты прогнозируют рост на 247%. По мнению эксперта, на ситуацию не повлияет возможный уход европейских производителей полуприцепов с российского рынка: 

исполнительный директор «Полуприцеп.рф» Евгений Поправка
Евгений Поправка, исполнительный директор Полуприцеп.рф

«Мы выдаём в аренду полуприцепы, которые показывают самую высокую рентабельность, лучшую ставку по показателю рубль за пройденный километр. Берём все модели полуприцепов, которые представлены в России сегодня, считаем по ним цену, переплату за лизинг, расходы на сервис, а дальше считаем цену продажи на вторичном рынке, чтобы узнать стоимость владения полуприцепом.

Когда мы проводили тендер на 2022 год, у нас по большинству позиций выиграл отечественный производитель «ТОНАР», –  объясняет Евгений Поправка. К слову, Полуприцеп.рф сотрудничает с более чем 400 компаниями, выдавая в аренду полуприцепы разных типов: шторные, рефрижераторы, бортовые и контейнеровозы (всего 980 единиц техники в автопарке).


Фото предоставлено Полуприцеп.рф

На правах рекламы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

лизинг | полуприцеп
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: