Как работают в новых условиях машиностроители?

В сложившейся ситуации из-за объявленного выходным апреля спрос на продукцию на рынке отечественного машиностроения упал примерно в два раза. И руководители заводов-производителей техники пока боятся давать прогнозы даже в краткосрочной перспективе. 

Игорь Кульган, генеральный директор ООО «ИМЗ АВТОКРАН»

«Вот эта неопределённость, наверное, самое неприятное. И особенно для машиностроения, где цикл заказа ряда комплектующих, в частности металла, доходит до четырёх месяцев.

Кто может сейчас сказать, что будет в июле? А мы должны уже на июль размещать заказы.

Рынок в целом сохранился, например, благодаря системообразующим предприятиям в нефтегазовой, дорожно-строительной, энергетической отраслях и т. д. Они работают и просят региональные власти обеспечить работу своих поставщиков, таких как наше предприятие.

Мы, конечно, и сами в этом заинтересованы, но когда дело доходит до платежей, то появляются разнообразные нюансы. Кто-то на удалёнке не может собрать подписи, кто-то не может провести тендер и т. д. Отсюда состояние неустойчивого равновесия. И в какую сторону оно свалится – непонятно», – сообщил генеральный директор ООО «ИМЗ АВТОКРАН» Игорь Кульган. 

В не менее сложное положение попали не только производители, но и дистрибьюторы иностранной техники. Многие компании связаны с Китаем, откуда пошла эпидемия. У кого-то там заводы полного цикла, у кого-то из КНР идут поставки комплектующих. 

«Глобальной угрозы для нашей компании не было, так как в конце прошлого года на наши стоянки поступил большой заказ техники (больше 1 000 единиц).

Но всё равно отголоски китайских событий наложили отпечаток: были небольшие перебои с отправкой запчастей, перенесён VIP-тур для клиентов и победителей конкурса профессионального мастерства Top Driver SDLG.

Сейчас завод работает в штатном режиме, отгрузки проходят без задержек», – рассказывает руководитель по закупкам дорожно-строительной техники ООО «СИМ-Авто» (бренд «Русбизнесавто») Сергей Донченко. 

Вслед за распространением инфекции по странам мира, стали останавливаться по всему миру и предприятия. В том числе, и те, кто выступает контрагентом для российских производств.

Производители техники и комплектующих из Европы в марте начали останавливать конвейеры. Китайские предприятия, чья машиностроительная продукция активно поставляется на российский рынок, остановились еще раньше.

Ивановский машиностроительный завод столкнулся с перебоями в поставках комплектующих из Германии. Похожая ситуация, впрочем, возникла во многих странах.

Справедливости ради, отметим, что не все предприятия столкнулись с масштабными проблемами. По крайней мере, пока. 

Евгений Горелик, генеральный директор ООО «НПП «ИТЭЛМА»

«Мы почти не используем зарубежные составляющие, мало зависим от Китая, и поэтому эпидемия в этой стране не вызвала у нас больших опасений.

Кроме того, у любого крупного производства есть небольшой запас на случай перебоев с поставками. Мы располагаем достаточными резервами для нормального функционирования компании на протяжении довольно долгого времени.

Да и цикл разработки в автоиндустрии длится несколько лет, поэтому крах нашему бизнесу точно не грозил и не грозит», – заявляет генеральный директор ООО «НПП «ИТЭЛМА» (производитель электроники и компонентов для машиностроения) Евгений Горелик. 

Хотя и он признаёт, что если карантин затянется и станет более «жёстким», то наверняка компания будет испытывать проблемы с субпоставщиками. С тем, что текущая ситуация на рынке может ухудшиться согласны многие игроки. 

Сергей Донченко, руководитель по закупкам дорожно-строительной техники «Русбизнесавто»

«Прошло мало времени для глобального анализа ситуации. Из-за скачка курсов доллара и евро отгрузки марта для нас были большими.

Апрель начался плохо – все ждут дальнейшего развития событий. Если на самоизоляции/карантине мы просидим ещё несколько месяцев, то рынок ДСТ 2020 года может ждать падение на 70-90%», – прогнозирует Сергей Донченко. 

Производители уже начали сокращать объёмы производства, чтобы не работать на заполнение складов. К примеру, «ИМЗ АВТОКРАН» изготавливает только конкретные единицы, по которым есть заключенные контракты на поставку. 

«Есть ещё интересный момент. Наша «религия» последних лет под названием «Бережливое производство» оказалась неактуальной. Нам пришлось пересмотреть наши подходы и теперь мы стараемся работать по принципу быстрого реагирования.

То есть, сегодня важнее не снижать издержки в каждой операции, а провести по конвейеру кран, за который мы получим живые деньги. Звучит, может, примитивно, но нам пришлось ломать себя, ведь, это снижает коэффициент загрузки оборудования», – объясняет Игорь Кульган.  

Собственно, сейчас многие компании, особенно не связанные с заказами Минобороны, ищут новые варианты выживания. Тот же ивановский завод в марте предложил партнёрам зафиксировать все дебиторские и кредиторские обязательства.

То есть, не требовать друг от друга полного погашения обязательств, а продолжить работу в прежнем режиме с сохранением прежних договорённостей по оплатам.

С теми, кто согласился, предприятие работает в первую очередь. 

Многие российские компании уже переживали кризисы 2008-2009, 2014-2015 годов и понимают, что если сидеть, ждать и надеяться на то, что все само собой разрулится, когда эпидемия сойдет на нет, то светлое будущее может оказаться под большим вопросом.

Владимир Трофименко, генеральный директор представительства Mankiewicz Gebr. & Co. в России и странах СНГ, член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России

«Безусловно, многие компании сейчас испытывают трудности, это факт. Но я вижу много примеров, для которых данная ситуация, наоборот, открывает окно возможностей.

Пришло время проверить свой бизнес на прочность, отстроить процессы, вычистить компанию от лишнего и неэффективного, задуматься о внедрении современных технологий, инвестировать в новые современные проекты.

У нас, к примеру, в агрегаторе технологических проектов идет рост внимания к инвестиционным проектам в энергетике и стабилизации воды.

Безусловно, повысился интерес к нашим антибактериальным покрытиям. Кризис, с одной стороны, показывает на слабые стороны систем, с другой – даёт возможности для максимально быстрого перехода в «новую экономику».

Она уже массово приходит в нашу жизнь. Поэтому, с одной стороны можно причитать и обвинять все вокруг, с другой стороны – признать реальность и находить, изучать, развиваться, меняться. Да, такие времена бывают, и наступают они не в первый раз», – считает генеральный директор представительства компании Mankiewicz в России и странах СНГ Владимир Трофименко. 

Полную версию материала с мнениями экспертов мы опубликуем в журнале Грейдер №3. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Mankiewicz | SDLG | ивановец | итэлма | коронавирус | русбизнесавто
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: