«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Можно по-разному относиться к происходящим событиям между Россией и Украиной, но вот результаты, к которым они привели, ужасают, пожалуй, всех. Экономика трещит по швам, иностранные компании разрывают отношения с нашей страной. Большая политика делает заложниками и простых граждан, и бизнес, и промышленность.
На момент сдачи номера в печать ещё мало у кого есть понимание масштабов происходящего. И мы сразу оговоримся, что всегда выступали и выступаем за честную конкуренцию между производителями. Украинские события, к сожалению, автоматически её устранили. Обратимся к фактам. О прекращении поставок и сборке техники в России объявили Ford, Scania, MAN Truck & Bus, Volvo Trucks, Renault Trucks, Mercedes-Benz, Volkswagen CV, Kramer, Schmitz Cargobull и Daimler Truck. Последнее сильно ударило и по совместному предприятию с «КАМАЗом». Российский гигант, фактически зависимый от поставок компонентов, и сам попал под санкции Евросоюза.
Примечательно, что в своё время в Daimler добились передачи проектирования и производства военной техники в родственный камскому заводу «Ремдизель». А дальше туда же увели «Завод специальных автомобилей». В ответ «КАМАЗ» получил возможность выпускать в России современные кабины, встраивать в свои модели импортные комплектующие предыдущего поколения и новый 6-рядный двигатель от Liebherr.
Так как грузовики КАМАЗ занимают 44% рынка, то главный вопрос, который волнует владельцев этих машин, связан с их дальнейшим обслуживанием. Пандемия коронавируса и без того подкосила запасы компонентов, в 2021 году недостаток новой техники ощутили все дилеры. В последних числах февраля состоялась встреча первого заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» Юрия Герасимова с коллективом, где было озвучено: «Сейчас мы прорабатываем комплектующие модельного ряда К4 и К5 и формируем заказ апреля и мая. Будут внесены изменения в модельный ряд. Мы прогнозируем темп на уровне 180 автомобилей в сутки».
Мол, идёт срочная работа над локализацией всего и вся, что маловероятно. Допустим, новые грузовики начнут выпускать с модернизированной кабиной К3 и китайскими деталями. А что делать тем, кто пользуется семейством К5 и К6?
«Мы намерены продолжать сотрудничество и выполнять все взятые на себя обязательства. Возникающие вопросы будем решать оперативно», ― заявил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Возможно, даже на «Татэлектромаше» начнут собирать микрочипы, но насколько эта продукция будет способна заменить иностранную, и сколько времени потребуется на то, чтобы выпустить необходимые рынку объёмы, ― вопросы открытые.
Из-за проблем с поставками комплектующих вероятность остановки производства озвучил и исполнительный директор концерна Stellantis Карлос Таварес. В этом случае рынок лишится новых LCV под брендами Opel, Citroen и Peugeot.
«К примеру, белорусский МАЗ уже не первый год комплектуется китайскими двигателями Weichai и механическими коробками передач производства Shaft Gear. Ввиду новых санкций вполне вероятно, что эти же агрегаты в скором времени появятся и на нашей технике КАМАЗ. На полномасштабную замену уйдёт не один год, многое в данном вопросе зависит от конкретных действий правительства по поддержке развития данного направления.
Предполагаю, что отечественный производитель будет переориентирован на минимум удобств и «наворотов» в комплектациях, если говорить о коммерческом транспорте», — комментирует генеральный директор «АвтоСпецЦентр Котляковка» Илья Молчанов.
Несомненно, китайские поставщики будут рады увеличившимся объёмам продаж. И было бы наивно полагать, что они не воспользуются ситуацией и не поднимут цены на технику. А с учётом резко возросшего курса валют покупка нового автокрана, бульдозера, грузовика, бетоносмесителя, асфальтоукладчика и прочих видов машин не каждому будет по бюджету.
«Мы уже наблюдаем ситуацию, когда перевозчикам отказывают в лизинге. Да и сами потребители уже не так охотно готовы оформлять лизинг на таких условиях», — делится генеральный директор ООО «Гут Трейлер» Рудольф Мердиан.
К слову, пока даже представители производителей из Поднебесной осторожно говорят о том, что не всё будет гладко.
«Несомненно, китайская и белорусская техника займёт освободившиеся ниши. Тем не менее, будет наблюдаться выраженный дефицит, поскольку ограничения в связи с пандемией COVID-19 ещё не сняты до конца, а на таможенных пунктах ограничена пропускная способность», — прогнозирует директор департамента продаж грузовых автомобилей ООО «ФАВ-Восточная Европа» Андрей Попов.
Тем временем в правительстве России попытались напугать зарубежных машиностроителей (и компании из других отраслей), прекративших поставки комплектующих. Как сообщает пресс-служба кабинета министров, им предложили восстановить полноценную работу или передать в управление доли в совместных предприятиях отечественным заводам с последующим возвращением на рынок.
А если иностранцы решат свернуть производство и уйти из России, то это будет расценено как умышленное банкротство. Секретарь совета «Единой России» Андрей Турчак и вовсе озвучил планы по национализации иностранных предприятий на территории сраны. Хотя все прекрасно понимают, что присвоить здания и оборудование можно, но вот из чего производить те же грузовики Scania или Volvo? Из воздуха что ли?
Что касается поддержки российских заводов, то в правительстве решили возобновить адресные меры системообразующим предприятиям, как это было в 2020 году. Им помогут реструктуризировать кредиты, получить новые и предоставят субсидии на возмещение затрат. А на поддержку программ лизинга сельскохозяйственной техники выделили 12 млрд рублей. Правда, лизингодатели уже начали повышать процентные ставки, авансовые платежи и снижать сроки действия договоров.
Многих потребителей это отталкивает от обновления своих автопарков. И это с учётом того, что за последний год цены на новую спецтехнику и без того выросли в среднем на 8,5%. А некоторые российские производители, например, Челябинский тракторный завод, по данным агентства Russian Automotive Market Research, поднял стоимость своих бульдозеров на 47%. И это явно не последнее удорожание, хотя для машиностроителей перенесли срок уплаты утилизационного сбора за I–III кварталы 2022 года на декабрь.
«В свете текущей ситуации мы ожидаем усиление дефицита техники и как результат повышение цен, рост стоимости владения техникой и т. д. Однозначно ещё слишком рано давать полную оценку, помним, что любая негативная ситуация идёт рука об руку с новыми возможностями, которые нужно найти и не упустить. Общая тенденция по объёмам поставок и срокам изготовления новой техники указывает на то, что в полном объёме удовлетворить спрос потребителя не получится.
Как вариант решения данного вопроса — развитие направления автомобилей с пробегом. Так, в кризис 2014 года не все компании, имеющие собственный автопарк, смогли удержаться на рынке, оставив после себя существенное количество актива в виде грузовой автотехники, которая в последующие годы реализовывалась через сформированные к тому времени торговые площадки (аукционы)», — напоминает Илья Молчанов.
«Сейчас самое неопределённое время. Я общаюсь со многими сервисменами, и большая часть из них пока в подавленном состоянии. Но я думаю, продлится это недолго, привыкнем ко всему. В течение ближайших пары недель это станет нашей новой реальностью. Подобные кризисы в стране уже происходили, хоть и не такого масштаба», — делится собственник сети независимых СТО в Томске Сергей Колмаков.
По оценкам экспертов, запасов запчастей на складах дилеров должно хватить на пару-тройку недель. Это оптимистичный прогноз, ведь нет гарантии, что потребители не начнут скупать детали оптом впрок.
«Владельцы иностранной продукции смогут обслуживаться на сервисных станциях, которых достаточно в каждом регионе. Да, будет явный рост цен на комплектующие, увеличение сроков поставки. Но, например, компания «БПВ-Ост» заявила, что поставка продукции и компонентов на производство в России не остановлена, и производство продолжает работать. Будем надеяться, что и другие производители смогут найти компромисс по поставке оборудования», — считает Рудольф Мердиан.
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов трудности с логистикой. Тем иностранным поставщикам компонентов, которые решили и дальше исполнять свои обязательства по контрактам с российскими клиентами, будет сложно организовать доставку продукции. Воздушное движение закрыто, морские перевозчики отказываются плыть в Россию.
С автоперевозками ситуация ещё более-менее стабильная, хотя по состоянию на первые числа марта транспортные компании сократили количество поездок. Они опасаются полного закрытия границ и отправляют фуры только по предоплате с заложенными в стоимость рисками.
«Конечно, текущая ситуация мало сравнима с той, с которой автодилеры столкнулись в 2014 году, но тогда дилеры коммерческого транспорта получили важный практический опыт «выживания», и он, конечно, будет использоваться и в нынешних реалиях.
Речь идёт в первую очередь об использовании неоригинальных запчастей, а также о ввозе оригинальных запчастей через страны, не попавших под санкции производителей. В целом рынок неплохо принял китайскую технику, как грузовую, так и автомобили легкового сегмента. Перспективы роста, конечно, есть, но оценить их масштабы пока невозможно», — считает Илья Молчанов.
Эксперты допускают появление спекулянтов. Они взвинтят цены на самые ходовые позиции – комплекты ГРМ, сцепление, фильтры и т. д. Практически все они уже подорожали на 35–50%, в том числе и смазочные материалы. Специалисты ожидают рост рынка контрафактных масел, как это было в 2014 году. Вырастет и «серый» импорт из Казахстана и Китая.
Схлопнется и рынок шин. Об остановке заводов в России уже объявила германская Continental, а финская Nokian сократила объёмы производства. Не увидим мы некоторое время и новую резину от Michelin.
«У нас будет скачок гиперинфляции, вызванный недостатком валюты. Будет проблема с поставкой запасных частей со стороны стран, которые ввели санкции. Наступает время ребилдеров, которые могут восстанавливать то, что ещё недавно мы отправляли в утиль. Приходят времена тех, кто торгует б/у запчастями с разборок, потому что другие комплектующие мы получать не сможем», — говорит председатель правления Союза автосервисов Александр Пахомов.
По словам экс-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олега Мосеева, самая большая сложность ― в удержании квалифицированных кадров сервисных инженеров. Содержать персонал сейчас станет сложнее, но если его потерять, то с восстановлением рынка найти профессионалов будет тяжело. Главное, разговаривать с персоналом.
«Если люди видят, что руководство и собственники сами ужимаются, то они тоже будут готовы ужаться на какое-то время. Параллельно надо искать альтернативные каналы поставки запасных частей», — советует г-н Мосеев.
Самое важное – не поддаваться панике. Естественно, будет нелегко, на восстановление рынка потребуется время, но отчаиваться не стоит.
«Прогнозы давать очень сложно. Ясно одно: рынок будет в кризисном состоянии. Во многом это связано с тем, что пока нет чёткого понимания, как работать дальше. Машиностроителям понадобится время, чтобы найти альтернативных поставщиков комплектующих. Разумеется, цены вырастут.
Наше производство гарантирует поставку техники по всем контрактам. Отметим, что сейчас все наши партнёры подтвердили готовность и дальше поставлять нам комплектующие. Надеемся, в ближайшее время обстановка стабилизируется», — оценивает ситуацию Рудольф Мердиан.
Андрей Ловков, коммерческий директор исследовательской компании ID-Marketing
«Текущая ситуация меняет вектор экономики, которая ещё более разворачивает наши взгляды в сторону Востока. Неопределённость каждого дня нам даёт понять, что российский бизнес будет нацелен на развитие технологий и сотрудничества с нашими китайскими партнёрами. Уже сейчас заметно активное движение в сторону изучения, в первую очередь, российскими компаниями новых продуктов китайского рынка и возможности их применения в российских реалиях.
На фоне новостей, когда европейские и американские коллеги приостанавливают свою деятельность на территории нашей страны до «лучших времён» — назовём это так, российский рынок для них будет отдаляться. Учитывая, что с большой долей вероятности отечественные компании не смогут покрыть все потребности нашего рынка, стоит ожидать активного сближения и осваивания наших производственных площадей представителями Поднебесной.
И хочется верить, что это произойдёт в активном сотрудничестве с российскими компаниями. Уже давно остались в прошлом времена, когда свободная экономика была во главе классического понимания рынка. Сейчас сторонние факторы слишком часто стали вмешиваться в глобальные финансовые потоки, поэтому даже за время подготовки этого материала может случиться кардинальный сдвиг, который вновь изменит расстановку сил. Но хотелось бы верить, что это будет только на пользу нашей стране».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: