ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.
Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ
Завершить ряд репортажей, посвящённых деловой программе выставок СТТ Expo, CTO Expo и ComVex 2023, мы решили на теме запчастей. А именно их поиска на рынке, так как на сломанной машине, как известно, много не наработаешь. А деньги-то капают.
Нюансы и секреты эффективного поиска запчастей и комплектующих эксперты обсудили на мастер-классе «Где и как найти надёжные запчасти на коммерческий транспорт?» от автомобильной консалтинговой компании «Автобосс». В центре внимания спикеров и гостей оказались такие важные темы, как отличия контрафакта от оригинальных комплектующих, выбор качественных дешёвых аналогов, нестабильность цен и поставок на российском рынке.
Практически ни одно мероприятие деловой программы не обошлось без актуальной статистики. Так случилось и в этот раз: генеральный директор аналитического агентства «Индекс» Виталий Кравец представил в своём докладе последние данные о рынке спецтехники в России. В частности, он отметил, что в текущем году продажи грузовых машин выросли на 40% (по сравнению с 2022-м), а также посетовал на то, что европейские и американские партнёры в ближайшее время в Россию вряд ли вернутся, несмотря на то, что они потеряли очень перспективный и заметный рынок.
«Наш парк, если верить, допустим, «Автостату», составляет как минимум 2,5 миллиона автомобилей. Это в три, а то и в четыре раза больше, чем во многих европейских странах. А ещё у нас больше пробеги. То есть во Франции, например, средний пробег грузовика около 72 тысяч километров в год — это смешно по сравнению с Россией. У нас больше 200 тысяч километров, не считая специфических условий эксплуатации», — заявил г-н Кравец.
Российский рынок, подчеркнул эксперт, очень заметный, поэтому «притащить» корабль запчастей (ещё и двойного назначения) просто так не выйдет. При этом он перераспределяется в сторону российских и китайских автомобилей. По этим причинам ключевые игроки начали активно развивать собственные производства и, следовательно, разрабатывать собственные альтернативы необходимым комплектующим. Разумеется, есть и исключения — это те запчасти, которые наши производители пока заместить не могут в силу объективных причин.
Таким образом, рынок сегодня активно перестраивается, и уже около 80% принадлежит, по словам эксперта, основным дистрибьюторам. Они смогли обеспечить потребителей запасными частями и наполнить склады, однако ожидать снижения стоимости, считает Виталий Кравец, не стоит. Уж точно не в ближайшее время. Напротив, участникам рынка стоит ожидать роста цен.
Одна из причин — сложная логистика. Если запчасти для легковых машин заменить проще, то с грузовыми часто случаются неувязки, так как с ними работать куда сложнее: они тяжелее, их дороже транспортировать и для них необходимы специальные склады.
«Оригинальные запчасти есть, просто они через другие каналы поступают. В этом нет никакого секрета, как и во всех других областях, от кроссовок до зубных щёток. У нас всё импортируется через 25 разных стран, и с грузовыми запчастями больше проблем, потому что это товары двойного назначения. Поэтому цена растёт и расти будет дальше», — резюмировал эксперт.
К слову, доля физлиц и автопарков, не покупающих аналоги, крайне высока в сравнении с легковыми автомобилями иностранного производства. Важными критериями, отметил г-н Кравец, являются уверенность в качестве и сопоставимость по цене. Ну и, конечно же, наличие самих комплектующих на рынке. Например, 25% опрошенных физлиц заявили, что выбирают неоригинальные запчасти в том случае, если оригинала нет в наличии.
Также статистикой поделился заместитель директора ООО «Автокомплекс «ЕвроАвто» Илья Плисов. Он представил топ-10 групп запчастей по наличию на рынке.
В него вошли:
• тормозная система;
• фильтры;
• детали подвески и рулевого управления;
• мосты и части мостов;
• трансмиссия;
• детали кузова;
• детали двигателя;
• электрика;
• колёса и части колёс (не включая резину);
• система охлаждения и кондиционирования.
В общей сложности выделено более 150 брендов с грузовым ассортиментом.
А вот с отечественными, родными, так сказать, производителями неувязочка: да, они предпринимают попытки заместить импортные запчасти, но у них возникают определённые трудности, которые, как подчеркнул спикер, «взрослые дяденьки за большими столами», заседающие в правительстве, не до конца осознают.
Например, по словам эксперта, отечественные компании не обладают достаточными компетенциями: не все производители понимают, как и что изготавливается. Также не имеют они соответствующего оборудования и достаточно квалифицированного персонала. Как подчеркнул Илья Плисов, проблема сохранения инженерного потенциала в России сложилась колоссальная.
Отдельно стоит и вопрос патентов: оставшиеся на рынке вендоры сталкиваются с тем, что на их продукцию «нашлёпаны» оригинальные лейблы, и они просто не могут эти товары реализовывать.
А ещё российские производители разрозненны: в больших государствах, отметил эксперт, есть такая политика, когда компании собираются в кластеры, что позволяет избегать скачков цен на рынке и удорожания продукции.
Не защищены наши компании от внешнего рынка, они «заточены» на местный автопром:
«Удивительно смотреть на все компании, которые привыкли производить на местные конвейеры. Они удивительно негибкие, не могут брать новый товар в ассортимент, не способны быстро менять производственную линию, а это самый важный скилл, который должен быть у каждого производителя. Он необходим для того, чтобы производитель был успешен на быстроменяющемся и разнообразном рынке», — оценил ситуацию г-н Плисов.
Следующий спикер, операционный директор ГК «Арсенал» Николай Муратов, поделился с присутствующими многолетним опытом работы в сервисных центрах коммерческого транспорта и рассказал, как отличить контрафакт от оригинального товара.
Первое: нужно доверять своим глазам и проверять качество печати на корпусе запчасти. Подделки часто можно отличить по некачественному нанесению краски: бледная надпись, двоящийся край нанесения и т. п. Оригинал же будет щеголять чёткой, ровной и яркой печатью.
Если же печати нет или она не вызывает подозрений, то стоит обратить внимание на качество самой запчасти и материала, из которого она сделана. Металл не должен быть матовым и блёклым, словно закрашенным серой краской. Дефекты на корпусе или кустарно выполненная резьба тоже зачастую являются показателями некачественного товара.
Кустарно выполненная резьба — один из самых «популярных» признаков поддельного MANN-FILTER. Заусенцы, шершавость, меньшее количество витков, а также выпадающий резиновый уплотнитель без меток — признаки поддельного фильтра.
Приобретения поддельного товара стоит избегать как огня, подчеркнул Николай Муратов, так как никаких плюсов, кроме сниженной цены, в нём нет. Некачественная запчасть может оказаться «котом в мешке» и доставить много проблем.
Эксперт советует:
• приобретать запчасти только у проверенных поставщиков и лицензированных партнёров — у них всегда должны быть соответствующие сертификаты;
• тщательно осматривать товар при приобретении, так как авторы подделок не особо заботятся о соблюдении стандартов при маркировке и упаковке;
• обращать внимание на стоимость: заниженная цена — признак подделки.
Что касается запчастей к китайским машинам, которые наводнили российский рынок, то и здесь всё не так гладко, как могло бы быть, подчеркнул г-н Муратов. Даже к ним сегодня трудно найти запчасти, так как, по факту, на рынке есть только расходники, а вот кузовщины, например, днём с огнём не сыщешь.
И привезти технику от производителя вместе со всем необходимым «скарбом» тоже не выходит. Так, если взять, например, список запчастей Foton, который компания поставляет в Россию, то там, по словам эксперта, можно увидеть такие нетривиальные строчки, как «повидло», «бамбуковый стержень» и т. д. Вроде бы забавные «корявости» перевода, но они очень показательны.
К сожалению, китайцы не могут предоставить те запасные части, которые необходимы потребителю в конкретный момент. Они могут предоставить жгуты, блоки управления двигателей, которые стоят по 700 тысяч рублей, однако те зачастую не нужны. Почему-то производители из Поднебесной не дают нужные запчасти сразу. Видимо, этика у них такая.
«Какие можно сделать выводы? В любом случае, необходима своя стратегия на рынке, и надо самому определиться, в какую сторону идти, потому что альтернативный ввоз — это не панацея. Из-за того, что сроки могут смещаться, никто не может гарантировать качество и скорость, а для клиента это самое важное. Также требуется наличие портфеля надёжных и проверенных партнёров, потому что без него никуда.
Закончить хочу цитатой одного из учёных: «Нет гарантии, что экономического кризиса не случится, но нет гарантии того, что он произойдёт». Это о том, что жадно «впаривать» клиенту за 250% наценки запчасти, которые у тебя лежат до СВО, не имеет смысла», — подытожил Николай Муратов.
Но вот незадача: портфель проверенных партнёров и поставщиков может включать более сотни наименований. Если писать каждому и проверять наличие у него той или иной запчасти, можно потратить непозволительно большое количество времени. А простой, как известно, сугубо отрицательно сказывается на бизнесе.
Взглянуть на процесс подбора и поиска комплектующих с точки зрения автоматизации гостям позволил технический директор компании «СТОТЕК» Роман Глебов.
Например, эксперт продемонстрировал инструменты, которые позволяют ускорить подбор запчастей по VIN-коду в оригинальном каталоге. Делать это можно, не выходя из 1С, за один-два клика.
Использование IT-решений, в частности продуктов 1C, позволяет компаниям существенно сократить временные затраты на поиск поставщика и комплектующих, исключить ошибки при подборе как оригиналов, так и аналогов, ускорить процесс заказа и сократить время простоя машин в сервисе.
Топ производителей запчастей-аналогов по мнению заместителя директора ООО «Автокомплекс «ЕвроАвто» Ильи Плисова
Бренд | SKU | Бренд | SKU | Бренд | SKU |
---|---|---|---|---|---|
Sampa | 12 658 | Renault | 2 379 | TruckExpert | 1 372 |
Auger | 10 873 | Alfa Car | 2 268 | Bosch truck | 1 349 |
DT Spare Parts | 8 261 | TangDE | 2 205 | Emmerre | 1 328 |
Stellox | 7 900 | MAN | 2 136 | Sem Lastik | 1 284 |
Volvo | 4 694 | Iveco | 2 079 | EBS | 1 155 |
TOPCOVER | 4 090 | Starkmeister | 1 898 | Vilitan | 1 107 |
Mercedes Benz | 3 977 | KAMAZ | 1 629 | Wabco | 1 079 |
Marshall | 3 594 | Scania | 1 507 | S&K | 1 032 |
Febi truck | 2 805 | Mansons | 1 479 | Sonder | 1 028 |
CEI | 2 406 | Euroricambi | 1 451 | Lema | 1 009 |
Завершил мастер-класс экс-директор департамента сервиса и запчастей «Volkswagen Авилон» и экс-руководитель службы сервиса «ЛОНМАДИ» Константин Епанешников. Эксперт сразу обозначил, что для легкового и коммерческого транспорта требуется различный подход к организации сервиса и товарных запасов. Так, основным требованием к запчастям для легкового сегмента является цена: все остальные требования, такие как качество, наличие запасных частей, во многих случаях отходят на второй план.
С коммерческим транспортом всё сложнее: качество, скорость ремонта и наличие, собственно, самих запчастей для владельцев таких авто куда важнее цены, так как скорость обслуживания и ремонта машины напрямую влияет на бизнес.
Однако сервисы сегодня предпочитают делать упор именно на первый сегмент, уделяя второму минимальное внимание. Объясняется это тем, что легковой транспорт составляет около 80,5% от всего парка транспортных средств в РФ (по данным «Автостата»).
«Из этого можно сделать вывод, что любой сервисмен, который обладает дополнительными деньгами и желает построить бизнес, естественно, акцентирует внимание на легковом транспорте и все процессы сервиса затачивает под него, обращая минимальное внимание на лёгкий коммерческий или просто коммерческий транспорт», — отметил г-н Епанешников.
Какие же требования предъявляют к запасным частям сегодня? Единственное требование со стороны закона — наличие у запчастей обязательного сертификата, со стороны владельцев — наличие качественных запасных частей на складах ремонтных организаций и их невысокая стоимость. Последнее зачастую является камнем преткновения, поскольку после введения санкций и параллельного импорта ответственность по доставке комплектующих взял на себя дилер, а не дистрибьютор, как то было раньше. Соответственно, вместе с этой ответственностью дилер получил дополнительные финансовые затраты на логистику, складирование, доставку и т. д. А они, как известно, напрямую влияют на финальную цену товара.
Эксперт представил небольшой чек-лист действий для дилеров, в котором рекомендовал:
• пополнять склад на основании анализа;
• максимально увеличить Service Rate (доля спроса гарантированно покрываемого имеющегося на складе запасами запасных частей) склада, особенно для товара категории Z;
• собирать нереализованные запросы, которые включать в АВС-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности;
• стоимость товара должна быть выше минимума, в противном случае резко возрастает возможность приобрести хлам;
• выбрать несколько надёжных поставщиков;
• организовать входной контроль качества запчастей, хотя бы для новых поставщиков.
Текст: Яна Дрянговская Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: