В поисках запчастей и надёжных поставщиков

В поисках запчастей и надёжных поставщиков

Завершить ряд репортажей, посвящённых деловой программе выставок СТТ Expo, CTO Expo и ComVex 2023, мы решили на теме запчастей. А именно их поиска на рынке, так как на сломанной машине, как известно, много не наработаешь. А деньги-то капают.

Нюансы и секреты эффективного поиска запчастей и комплектующих эксперты обсудили на мастер-классе «Где и как найти надёжные запчасти на коммерческий транспорт?» от автомобильной консалтинговой компании «Автобосс». В центре внимания спикеров и гостей оказались такие важные темы, как отличия контрафакта от оригинальных комплектующих, выбор качественных дешёвых аналогов, нестабильность цен и поставок на российском рынке.

Рынок спецтехники в России

Практически ни одно мероприятие деловой программы не обошлось без актуальной статистики. Так случилось и в этот раз: генеральный директор аналитического агентства «Индекс» Виталий Кравец представил в своём докладе последние данные о рынке спецтехники в России. В частности, он отметил, что в текущем году продажи грузовых машин выросли на 40% (по сравнению с 2022-м), а также посетовал на то, что европейские и американские партнёры в ближайшее время в Россию вряд ли вернутся, несмотря на то, что они потеряли очень перспективный и заметный рынок.

«Наш парк, если верить, допустим, «Автостату», составляет как минимум 2,5 миллиона автомобилей. Это в три, а то и в четыре раза больше, чем во многих европейских странах. А ещё у нас больше пробеги. То есть во Франции, например, средний пробег грузовика около 72 тысяч километров в год — это смешно по сравнению с Россией. У нас больше 200 тысяч километров, не считая специфических условий эксплуатации», — заявил г-н Кравец.

Российский рынок, подчеркнул эксперт, очень заметный, поэтому «притащить» корабль запчастей (ещё и двойного назначения) просто так не выйдет. При этом он перераспределяется в сторону российских и китайских автомобилей. По этим причинам ключевые игроки начали активно развивать собственные производства и, следовательно, разрабатывать собственные альтернативы необходимым комплектующим. Разумеется, есть и исключения — это те запчасти, которые наши производители пока заместить не могут в силу объективных причин.

Таким образом, рынок сегодня активно перестраивается, и уже около 80% принадлежит, по словам эксперта, основным дистрибьюторам. Они смогли обеспечить потребителей запасными частями и наполнить склады, однако ожидать снижения стоимости, считает Виталий Кравец, не стоит. Уж точно не в ближайшее время. Напротив, участникам рынка стоит ожидать роста цен.

Одна из причин — сложная логистика. Если запчасти для легковых машин заменить проще, то с грузовыми часто случаются неувязки, так как с ними работать куда сложнее: они тяжелее, их дороже транспортировать и для них необходимы специальные склады.

«Оригинальные запчасти есть, просто они через другие каналы поступают. В этом нет никакого секрета, как и во всех других областях, от кроссовок до зубных щёток. У нас всё импортируется через 25 разных стран, и с грузовыми запчастями больше проблем, потому что это товары двойного назначения. Поэтому цена растёт и расти будет дальше», — резюмировал эксперт.

К слову, доля физлиц и автопарков, не покупающих аналоги, крайне высока в сравнении с легковыми автомобилями иностранного производства. Важными критериями, отметил г-н Кравец, являются уверенность в качестве и сопоставимость по цене. Ну и, конечно же, наличие самих комплектующих на рынке. Например, 25% опрошенных физлиц заявили, что выбирают неоригинальные запчасти в том случае, если оригинала нет в наличии.

Наличие запчастей на рынке

Также статистикой поделился заместитель директора ООО «Автокомплекс «ЕвроАвто» Илья Плисов. Он представил топ-10 групп запчастей по наличию на рынке.

В него вошли:
• тормозная система;
• фильтры;
• детали подвески и рулевого управления;
• мосты и части мостов;
• трансмиссия;
• детали кузова;
• детали двигателя;
• электрика;
• колёса и части колёс (не включая резину);
• система охлаждения и кондиционирования.

В общей сложности выделено более 150 брендов с грузовым ассортиментом.

А вот с отечественными, родными, так сказать, производителями неувязочка: да, они предпринимают попытки заместить импортные запчасти, но у них возникают определённые трудности, которые, как подчеркнул спикер, «взрослые дяденьки за большими столами», заседающие в правительстве, не до конца осознают.

Например, по словам эксперта, отечественные компании не обладают достаточными компетенциями: не все производители понимают, как и что изготавливается. Также не имеют они соответствующего оборудования и достаточно квалифицированного персонала. Как подчеркнул Илья Плисов, проблема сохранения инженерного потенциала в России сложилась колоссальная.

Отдельно стоит и вопрос патентов: оставшиеся на рынке вендоры сталкиваются с тем, что на их продукцию «нашлёпаны» оригинальные лейблы, и они просто не могут эти товары реализовывать.
А ещё российские производители разрозненны: в больших государствах, отметил эксперт, есть такая политика, когда компании собираются в кластеры, что позволяет избегать скачков цен на рынке и удорожания продукции.

Не защищены наши компании от внешнего рынка, они «заточены» на местный автопром:

«Удивительно смотреть на все компании, которые привыкли производить на местные конвейеры. Они удивительно негибкие, не могут брать новый товар в ассортимент, не способны быстро менять производственную линию, а это самый важный скилл, который должен быть у каждого производителя. Он необходим для того, чтобы производитель был успешен на быстроменяющемся и разнообразном рынке», — оценил ситуацию г-н Плисов.

Как отличить оригинал от подделки?

Следующий спикер, операционный директор ГК «Арсенал» Николай Муратов, поделился с присутствующими многолетним опытом работы в сервисных центрах коммерческого транспорта и рассказал, как отличить контрафакт от оригинального товара.

Первое: нужно доверять своим глазам и проверять качество печати на корпусе запчасти. Подделки часто можно отличить по некачественному нанесению краски: бледная надпись, двоящийся край нанесения и т. п. Оригинал же будет щеголять чёткой, ровной и яркой печатью.

Если же печати нет или она не вызывает подозрений, то стоит обратить внимание на качество самой запчасти и материала, из которого она сделана. Металл не должен быть матовым и блёклым, словно закрашенным серой краской. Дефекты на корпусе или кустарно выполненная резьба тоже зачастую являются показателями некачественного товара.

Кустарно выполненная резьба — один из самых «популярных» признаков поддельного MANN-FILTER. Заусенцы, шершавость, меньшее количество витков, а также выпадающий резиновый уплотнитель без меток — признаки поддельного фильтра.

Приобретения поддельного товара стоит избегать как огня, подчеркнул Николай Муратов, так как никаких плюсов, кроме сниженной цены, в нём нет. Некачественная запчасть может оказаться «котом в мешке» и доставить много проблем.

Эксперт советует:

• приобретать запчасти только у проверенных поставщиков и лицензированных партнёров — у них всегда должны быть соответствующие сертификаты;
• тщательно осматривать товар при приобретении, так как авторы подделок не особо заботятся о соблюдении стандартов при маркировке и упаковке;
• обращать внимание на стоимость: заниженная цена — признак подделки.

Запчасти для спецтехники

Китайцы без бамбуковых стержней

Что касается запчастей к китайским машинам, которые наводнили российский рынок, то и здесь всё не так гладко, как могло бы быть, подчеркнул г-н Муратов. Даже к ним сегодня трудно найти запчасти, так как, по факту, на рынке есть только расходники, а вот кузовщины, например, днём с огнём не сыщешь.

И привезти технику от производителя вместе со всем необходимым «скарбом» тоже не выходит. Так, если взять, например, список запчастей Foton, который компания поставляет в Россию, то там, по словам эксперта, можно увидеть такие нетривиальные строчки, как «повидло», «бамбуковый стержень» и т. д. Вроде бы забавные «корявости» перевода, но они очень показательны.

К сожалению, китайцы не могут предоставить те запасные части, которые необходимы потребителю в конкретный момент. Они могут предоставить жгуты, блоки управления двигателей, которые стоят по 700 тысяч рублей, однако те зачастую не нужны. Почему-то производители из Поднебесной не дают нужные запчасти сразу. Видимо, этика у них такая.

«Какие можно сделать выводы? В любом случае, необходима своя стратегия на рынке, и надо самому определиться, в какую сторону идти, потому что альтернативный ввоз — это не панацея. Из-за того, что сроки могут смещаться, никто не может гарантировать качество и скорость, а для клиента это самое важное. Также требуется наличие портфеля надёжных и проверенных партнёров, потому что без него никуда.

Закончить хочу цитатой одного из учёных: «Нет гарантии, что экономического кризиса не случится, но нет гарантии того, что он произойдёт». Это о том, что жадно «впаривать» клиенту за 250% наценки запчасти, которые у тебя лежат до СВО, не имеет смысла», — подытожил Николай Муратов.

Решение проблем с помощью IT

Но вот незадача: портфель проверенных партнёров и поставщиков может включать более сотни наименований. Если писать каждому и проверять наличие у него той или иной запчасти, можно потратить непозволительно большое количество времени. А простой, как известно, сугубо отрицательно сказывается на бизнесе.

Взглянуть на процесс подбора и поиска комплектующих с точки зрения автоматизации гостям позволил технический директор компании «СТОТЕК» Роман Глебов.

Например, эксперт продемонстрировал инструменты, которые позволяют ускорить подбор запчастей по VIN-коду в оригинальном каталоге. Делать это можно, не выходя из 1С, за один-два клика.

Использование IT-решений, в частности продуктов 1C, позволяет компаниям существенно сократить временные затраты на поиск поставщика и комплектующих, исключить ошибки при подборе как оригиналов, так и аналогов, ускорить процесс заказа и сократить время простоя машин в сервисе.

Топ производителей запчастей-аналогов по мнению заместителя директора ООО «Автокомплекс «ЕвроАвто» Ильи Плисова

БрендSKUБрендSKUБрендSKU
Sampa12 658Renault2 379TruckExpert1 372
Auger10 873Alfa Car2 268Bosch truck1 349
DT Spare Parts8 261TangDE2 205Emmerre1 328
Stellox7 900MAN2 136Sem Lastik1 284
Volvo4 694Iveco2 079EBS1 155
TOPCOVER4 090Starkmeister1 898Vilitan1 107
Mercedes Benz3 977KAMAZ1 629Wabco1 079
Marshall3 594Scania1 507S&K1 032
Febi truck2 805Mansons1 479Sonder1 028
CEI2 406Euroricambi1 451Lema1 009

Советы дилерам

Завершил мастер-класс экс-директор департамента сервиса и запчастей «Volkswagen Авилон» и экс-руководитель службы сервиса «ЛОНМАДИ» Константин Епанешников. Эксперт сразу обозначил, что для легкового и коммерческого транспорта требуется различный подход к организации сервиса и товарных запасов. Так, основным требованием к запчастям для легкового сегмента является цена: все остальные требования, такие как качество, наличие запасных частей, во многих случаях отходят на второй план.

С коммерческим транспортом всё сложнее: качество, скорость ремонта и наличие, собственно, самих запчастей для владельцев таких авто куда важнее цены, так как скорость обслуживания и ремонта машины напрямую влияет на бизнес.

Однако сервисы сегодня предпочитают делать упор именно на первый сегмент, уделяя второму минимальное внимание. Объясняется это тем, что легковой транспорт составляет около 80,5% от всего парка транспортных средств в РФ (по данным «Автостата»).

«Из этого можно сделать вывод, что любой сервисмен, который обладает дополнительными деньгами и желает построить бизнес, естественно, акцентирует внимание на легковом транспорте и все процессы сервиса затачивает под него, обращая минимальное внимание на лёгкий коммерческий или просто коммерческий транспорт», — отметил г-н Епанешников.

Какие же требования предъявляют к запасным частям сегодня? Единственное требование со стороны закона — наличие у запчастей обязательного сертификата, со стороны владельцев — наличие качественных запасных частей на складах ремонтных организаций и их невысокая стоимость. Последнее зачастую является камнем преткновения, поскольку после введения санкций и параллельного импорта ответственность по доставке комплектующих взял на себя дилер, а не дистрибьютор, как то было раньше. Соответственно, вместе с этой ответственностью дилер получил дополнительные финансовые затраты на логистику, складирование, доставку и т. д. А они, как известно, напрямую влияют на финальную цену товара.

Эксперт представил небольшой чек-лист действий для дилеров, в котором рекомендовал:
• пополнять склад на основании анализа;
• максимально увеличить Service Rate (доля спроса гарантированно покрываемого имеющегося на складе запасами запасных частей) склада, особенно для товара категории Z;
• собирать нереализованные запросы, которые включать в АВС-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности;
• стоимость товара должна быть выше минимума, в противном случае резко возрастает возможность приобрести хлам;
• выбрать несколько надёжных поставщиков;
• организовать входной контроль качества запчастей, хотя бы для новых поставщиков.


Текст: Яна Дрянговская Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

запчасти | Коммерческий транспорт | комплектующие
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: