XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Фото: https://commons.wikimedia.org/

XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах

Техника с необычной ходовой всегда нас привлекала. У этого аппарата как раз такая — здесь в гусеницах есть колёса, хотя ладно — это не прям вот совсем так, но обо всём по порядку. Эта необычная машина начала свою историю в 1956  г, тогда Ричард Марш подал на неё патент. Дело было в Америке.

Тогда большого энтузиазма задумка не вызвала. Необычный вездеход даже в опытном образце не нашёл воплощения своим «фишечкам». Но всё изменилось в 1962 г. Тогда конструкторское бюро Division Ingersoll Kalamazoo de Borg Warner и американские ВМС сколотили прототип этой машины и назвали её Airoll. Тут в названии вмешаны слова «катиться» и «воздух» — технически да, всё сказано верно. 

В гусеницах вездехода были надувные катки. Сделано это было, чтобы Airoll оказывал адекватное давление на грунт и ловко преодолевал заболоченную и прочую подобную местность. Разбомбленные рисовые поля тоже должны были стать лёгкой задачей для этой машины. Чувствуете, откуда ветер дует?

Да-да, эту штуку будут применять во Вьетнаме во время войны. Местность там была, мягко скажем, не под классические танки в основном, а солдаты хотели хоть как то передвигаться по джунглям считая гуков на деревьях. Прототип вездехода оснастили двигателем от Крайслер, это был V8 силовой агрегат благодаря которому амфибия разгонялась до 50 км/ч. 

Второй прототип этой машины был построен уже в 1965 г. Его сделали поуже и из 16 шин-катков потеряла три. В общем сделали её более мобильной. Далее опытному образцу предстояло пройти 15000 км испытательных дорого, а после этого уже и выпустили готовый вездеход-амфибию XM-759. Его тоже немного подправили. Машина стала весить 4,2 т, а шин-катков стало 17. Всё делали ради уменьшения удельного давления. Автомобиль имел габариты 6,2×2,8 м, но при этом мог тянуть на своём горбу 1,4 т груза или возить 16 солдат, двое из которых были в кабине, по нелепому аду вьетнамской войны. Мотор располагался за кабиной. 

Так вернёмся к тому самому давлению на почву, что так стремились уменьшить американские инженеры. Машина давила на почву по 0,15 кг/кв. см. Вездеход имел топливный бак на 223 л, это позволяло ему проезжать по 260 км без дозаправки.   

Также он мог залезать в горку до 60 град и мог позволить себе боковой уклон до 30 град. Помимо этого, на XM-759 можно было преодолеть вертикальную стенку до 0,9 м в высоту и перескочить ров шириной до 2 м. В 1967 г ВМС США приобрели 7 единиц такой техники, она не особо распространена, как можно понять.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

вездеход | военная техника | Полоса | снегоболотоход
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: