Сегодняшняя история будет о технике, которая принимала участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Машина ИМР-2, или «инженерная машина разграждения», изначально создавалась не для подобных операций. Это военная техника, которая должна была создавать пути продвижения пехоты на поле боя. Но у неё есть особенность: машина ИМР-2 защищена от радиации на случай работы в тех местах, где применяли ядерное оружие, или близ разрушенных ядерных станций. К сожалению в 1986 г. техника пригодилась на ЧАЭС.
Крановое и бульдозерное оборудование вкупе с высокой проходимостью сделали ИМР-2 крайне полезной техникой для ликвидации катастрофы. Она могла и через лес путь проложить, и через городские завалы. Ещё одним плюсом такой техники было то, что она была приспособлена к езде под водой на глубине до 5 м.
ИМР-2 создали на базе танка Т-72А в Омске на КБТМ, а в серию выпускали на ПО «Уралвагонозавод» в Нижнем Тагиле. Из-за того, что возле разрушенного энергоблока, очевидно, был дикий радиационный фон от 60 до 500 и больше Р/час, разгребать завалы было практически нечем, мало какие машины бы защитили водителей и операторов. ИМР-2 помогли не только разгрести завалы саркофага, но и завалить их щебнем, что позволило несколько уменьшить чудовищный радиационный фон. Без этого нельзя было бы начать строить саркофаг.
Также эту технику применяли при строительстве могильника «Подлесный», туда сбрасывали отходы ЧАЭС после аварии. Кроме того, машины использовали при консервации так называемого «рыжего леса» — это лес, поражённый радиацией. Отдельной сложностью при работе было то, что изначально ИМР-2 создавали из расчёта, что он будет передвигаться там, где все источники загрязнения будут находиться на земле.
В Чернобыле всё было куда сложнее: радиация исходила от стен, высоких развалин или тех же самых деревьев. Для безопасности машины дополнительно защитили от радиации. В зависимости от зоны работ техника имела защиту, которая снижала радиацию в 100-120, 500-1000 раз.
Что касается экипажа, то он состоял из двух человек: оператора и водителя. Оператором был офицер, а на месте водителя был сержант второго года службы. На формирование и обучение экипажа в условиях катастрофы уходило около 10 суток.
Что касается технического оснащения, то машины имели электромагнитную приставку и установку разминирования, собственно бульдозерный отвал и кран. Также эти инженерные танки имели колейный ножевой минный трасс со штыревыми взрывателями. ИМР-2 обладал боевой массой в 44,5 т и имел габариты 9550x3735x3680 при колёсной базе в 4270 мм.
Также машина была оборудована прибором химической разведки ВПХР и рентгенометром-радиометром. Крановое оборудование имело грузоподъёмность 2 т, двухсекционная телескопическая стрела вместе с захватом-манипулятором справлялись с поваленными деревьями и завалами.
Максимальный вылет стрелы составлял 8800 мм. В движение ИМР-2 приводил двигатель В-84-1 объёмом 38 880 куб. см мощностью 840 л. с. Машина развивала скорость 59 км/ч по шоссе и 35 по пересечённой местности.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: