Машина ИМР-2: техника ликвидации ЧАЭС - iGrader.ru

Машина ИМР-2: техника ликвидации ЧАЭС

Сегодняшняя история будет о технике, которая принимала участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Машина ИМР-2, или «инженерная машина разграждения», изначально создавалась не для подобных операций. Это военная техника, которая должна была создавать пути продвижения пехоты на поле боя. Но у неё есть особенность: машина ИМР-2 защищена от радиации на случай работы в тех местах, где применяли ядерное оружие, или близ разрушенных ядерных станций. К сожалению в 1986 г. техника пригодилась на ЧАЭС.

Крановое и бульдозерное оборудование вкупе с высокой проходимостью сделали ИМР-2 крайне полезной техникой для ликвидации катастрофы. Она могла и через лес путь проложить, и через городские завалы. Ещё одним плюсом такой техники было то, что она была приспособлена к езде под водой на глубине до 5 м. 

ИМР-2 создали на базе танка Т-72А в Омске на КБТМ, а в серию выпускали на ПО «Уралвагонозавод» в Нижнем Тагиле. Из-за того, что возле разрушенного энергоблока, очевидно, был дикий радиационный фон от 60 до 500 и больше Р/час, разгребать завалы было практически нечем, мало какие машины бы защитили водителей и операторов. ИМР-2 помогли не только разгрести завалы саркофага, но и завалить их щебнем, что позволило несколько уменьшить чудовищный радиационный фон. Без этого нельзя было бы начать строить саркофаг. 

Также эту технику применяли при строительстве могильника «Подлесный», туда сбрасывали отходы ЧАЭС после аварии. Кроме того, машины использовали при консервации так называемого «рыжего леса» — это лес, поражённый радиацией. Отдельной сложностью при работе было то, что изначально ИМР-2 создавали из расчёта, что он будет передвигаться там, где все источники загрязнения будут находиться на земле.

В Чернобыле всё было куда сложнее: радиация исходила от стен, высоких развалин или тех же самых деревьев. Для безопасности машины дополнительно защитили от радиации. В зависимости от зоны работ техника имела защиту, которая снижала радиацию в 100-120, 500-1000 раз. 

Что касается экипажа, то он состоял из двух человек: оператора и водителя. Оператором был офицер, а на месте водителя был сержант второго года службы. На формирование и обучение экипажа в условиях катастрофы уходило около 10 суток. 

Что касается технического оснащения, то машины имели электромагнитную приставку и установку разминирования, собственно бульдозерный отвал и кран. Также эти инженерные танки имели колейный ножевой минный трасс со штыревыми взрывателями. ИМР-2 обладал боевой массой в 44,5 т и имел габариты 9550x3735x3680 при колёсной базе в 4270 мм.

Также машина была оборудована прибором химической разведки ВПХР и рентгенометром-радиометром. Крановое оборудование имело грузоподъёмность 2 т, двухсекционная телескопическая стрела вместе с захватом-манипулятором справлялись с поваленными деревьями и завалами.

Максимальный вылет стрелы составлял 8800 мм. В движение ИМР-2 приводил двигатель В-84-1 объёмом 38 880 куб. см мощностью 840 л. с. Машина развивала скорость 59 км/ч по шоссе и 35 по пересечённой местности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: