Как из танка сделали штурмовой бульдозер «Кентавр»

11.09.2020
Как из танка сделали штурмовой бульдозер “Кентавр”

«Кентавры» в мифологии — это наполовину люди, наполовину лошади. В суровой реальной жизни это стальные гибриды дорожной техники и орудий разрушения. Они появились на свет во время Второй мировой войны. Их применяли для возведения укреплений и расчистки поля боя от разного толка препятствий, вроде колючей проволоки, «ежей» и прочего лома, который на полях сражений в изобилии.

танк модификации Кентавр
Танк модификации «Кентавр»

Речь пойдет о британском танке А27L «Centaur», из которого впоследствии сделали одноимённый штурмовой бульдозер, добавив отвал в конструкцию. Буква L в названии машины, вероятно, обозначала наличие в конструкции двигателя Liberty V12 на 410 л. с, которым оснастили танк-основу А27. Также «Centaur» был оборудован трансмиссией от компании Merritt-Brown. Разработали эту машину в 1941 году, а через год её уже выпускали серийно, он относился к классу крейсерских танков.

Однако есть момент: «Centaur», мягко говоря, показал себя не очень хорошо на испытаниях, против немецких танков он был бесполезен.

Штурмовой бульдозер Кентавр
Штурмовой бульдозер «Кентавр»

Многие «Кентавры» переквалифицировали в учебные машины, а инженеры приступили к доработке модели. Так из “Кентавра” получили танк «Кромвель«, внешне и конструкционно отличавшейся незначительно, ключевая разница — в двигателе.

«Кромвели» имели “под капотом” 570-сильный мотор «Meteor» от компании «Роллс-Ройс», а ещё эти машины стали немного по-другому называть, а именно A27M.

Штурмовой бульдозер Кентавр
танк Кромвель 1944
Танк «Кромвель»

В результате на базе основной модели A27L отдельно создали штурмовой бульдозер, вооружение убрали, а вместо орудийных механизмов внутри корпуса сделали гидравлический привод для отвала в передней части танка. Если раньше экипаж машины насчитывал 5 храбрецов, то теперь, без пушки, можно было ограничиться двумя из них. Машины должны были оперативно расчищать поля сражений для пехоты и посильно прикрывать её чем нужно.

военный бульдозер

Стоит отметить, что как таковые военные бульдозеры уже встречались во время Второй мировой войны, в своё время их создали в рамках Британской программы генерал-майора Персиваля Хобарта «Hobart’s Funnies» — «Забавные штучки Хабарта». Программа была посвящена подготовке инженерных средств к открытию второго фронта.

Вообще, изначально это были бульдозеры Caterpillar D7, только двигатель бронировали, как и место водителя. Они должны были доблестно расчищать пляжи Франции от береговых укреплений и засыпать воронки, делать это всё предстояло под огнём, как без этого.

Однако со временем стало ясно, что такие бульдозеры медлительны и не могут поддерживать атаку танкового или пехотного соединения. Так и появилась нужда в «штурмовых бульдозерах».

Военный бульдозер на базе танка имел габариты 6354x2496x2903 мм и массу 27,94 т без отвала. «Кентавр» «бежал» на вражьи укрепления со скоростью 43 км/ч. Вдоль корпуса машины, по бокам, находились направляющие салазки, когда расчищать было нечего – отвал поднимали вверх, когда наступало время поработать — опускали. Всё просто.

Штурмовые бульдозеры «Кентавр» применили в 1944 году в Бельгии, они сражались в составе 79-й бронетанковой дивизии под командованием того самого Персиваля Хобарта, который и задумал выпустить бульдозеры на поле брани. Впоследствии «Кентавры» использовали до конца Второй мировой, также они поучаствовали и в Корейской войне.

Фотографии взяты из свободных источников.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.