Катки становятся «умнее»

После старта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» рынок ДСТ оживился. Среди категорий техники, где отмечен рост, оказались и дорожные катки. Их, по данным ассоциации «Росспецмаш», в 2020 году отечественные производители отгрузили на 23% больше показателя 2019 года. Что, впрочем, в количественном выражении немного, учитывая, что за 9 месяцев их выпустили всего 334 единицы.

Российские дорожники голосуют рублём, несмотря на его падение по отношению к доллару и евро, за импортную технику. По данным Федеральной таможенной службы, за 2020 год в нашу страну ввезли 2 058 катков. Из них 2 006 — дорожные вибрационные двухвальцовые. Вот такое импортозамещение.

«Часто технику и машины, произведённые в России, оснащают иностранными компонентами. Это влияет на ценообразование. В силу того, что рынок сбыта российской техники в основном внутренний и частично распространяется на другие страны СНГ, объёмы производства не настолько велики, как при поставках по всему миру. А стоимость иностранных компонентов при приобретении малых объёмов достаточно высокая.

Большая конкуренция с  иностранными производителями, низкая маржинальность  — средств на развитие новых производственных площадок практически не остаётся. Также среди причин, наверное, можно назвать дефицит кадров»,  — поясняет менеджер по продукту «Люгонг Машинери Рус» (представительство завода LiuGong в России) Леонид Пудовкин.

Хотя и у российского производителя есть своя лояльная аудитория. По данным мультибрендового дилера «Русбизнесавто», популярностью пользуются катки DM производства «ЗДМ», у них есть хорошая доля рынка и свой покупатель. Завод работает без остановок и производит с каждым годом всё больше техники. Но до объёмов импорта предприятию пока далеко.

«Необходимо понимать, что уплотнительная техника преимущественно работает с вибрационными нагрузками, а это определённые требования к безопасности и комфорту операторов техники. Всё-таки качество и требования в Европе к изготовлению техники остаются лидирующими, отсюда и первенство на рынке среди потребителей», — рассказывает руководитель проектов дорожно-строительной техники Bull, Shehwa, Ammann ООО «Компания Сим-Авто» (бренд «Русбизнесавто») Эрик Ларин.

Катки становятся «умнее»

По его словам, рынок дорожных катков от 2018 года к 2019-му вырос на 12%, а от 2019-го к 2020 году — на 27%. Спрос на уплотнительную технику отмечают и в российской «дочке» AMMANN Group, хоть и  не  связывают его напрямую с нацпроектом БКАД.

«Спрос значительно вырос именно в прошлом году, когда, казалось бы, стоило ожидать падения или стагнации рынка дорожных катков вследствие пандемии. Отрадно, что подобные опасения не оправдались», — отмечает менеджер по продажам дорожных машин ООО «Амманн Руссланд» Сергей Серебряков.

Сергей Серебряков, менеджер по продажам дорожных машин ООО «Амманн Руссланд»
Сергей Серебряков, менеджер по продажам дорожных машин ООО «Амманн Руссланд»

«Принципиальные отличия, как правило, заключаются в применённых технологических и инновационных решениях, дизайне и эргономике, экологичности оборудования.

Так, например, все наши грунтовые катки имеют конструкцию «без заднего моста», которая обеспечивает уменьшение габаритов машины, повышенную манёвренность, устойчивость и проходимость за счёт низкого центра тяжести, улучшенный обзор, облегчает сервисное обслуживание (доступ к основным узлам с уровня земли). Линейка тяжёлых грунтовых катков серии ARS находит применение там, где требуется серьёзная эффективность уплотнения.

Каток сочетает в себе мощный виброузел с большими значениями амплитуд и значительный (22 тонны) рабочий вес, но его ключевым преимуществом является способность преодолевать крутые уклоны: в штатной комплектации — 52% без вибрации и 48 % — с вибрацией, а в модификации НХ с усиленными гидромоторами — 65 %. В качестве опции предлагается бульдозерный отвал.

Асфальтовые катки серии ARX оснащены кабиной с увеличенной площадью остекления и панелью управления, встроенной в рулевое колесо, — максимальная эргономика, комфорт оператора, безопасность работы на объекте. Легкие тандемные катки серии ARX отличают интеллектуальные режимы управления ходом. Режим плавного хода позволяет мягко и стабильно регулировать направление движения, что особенно важно при работе с асфальтом. Режим резкого хода быстро реагирует на изменение направления движения.

Такая, казалось бы, незначительная вещь, как удобное расположение точек осмотра и обслуживания позволяет сократить общее время техобслуживание на 75%. Износостойкие детали, не требующие техобслуживания, также серьезно снижают стоимость владения оборудованием.

Одним из популярных ключевых технологических решений является система интеллектуального уплотнения ACE (Ammann Compaction Expert), информирующая о достижении требуемой степени уплотнения.

Контролируя степень уплотнения и предотвращая чрезмерное уплотнение, система ACE существенно повышает качество работы, позволяет исключить лишние проходы. Данная система может устанавливаться на грунтовые и асфальтовые катки, а также на некоторые виброплиты. Систему ACE модифицируют в зависимости от типа и массы машины. Версию ACEforce устанавливают на более тяжёлые машины,
а версию ACEecon — на компактные реверсивные плиты.

Базовая версия системы ACE информирует о процессе уплотнения при помощи светодиодных индикаторов, что помогает оператору правильно оценивать рабочую ситуацию. Система ACEforce измеряет степень уплотнения, отображая значения в цифровом виде, и подтверждает достижение требуемой степени уплотнения. Кроме того, система позволяет анализировать данные через систему документирования ADS. Самая совершенная версия системы контроля степени уплотнения — ACEpro.

Она измеряет степень уплотнения, позволяет анализировать данные через систему документирования ADS, а также выполняет постоянную регулировку амплитуды и частоты вибрации как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Рынок дорожных катков действительно насыщен предложениями, поэтому производителям оборудования особенно важно понимать, какие ключевые преимущества он может предложить клиенту».

Катки становятся «умнее»

Что требует потребитель?

Казалось бы, в конструкции катков никаких принципиальных изменений за последние годы нет. Вальцы или колёса, рама и кабина. На первый взгляд, но дьявол кроется в деталях.

«Одни из самых востребованных — грунтовые катки. При их создании применяют технологию безударной вибрации, которая обеспечивает вибромеханизму длительный жизненный цикл — более 10 000 часов. Её также используют в тандемных катках. Кроме этого, в  данном типе катков применена технология плавного пуска и торможения для создания максимально ровных поверхностей чистовых слоёв дорожного полотна.
Все типы катков оснащены современными ДВС, соответствующими современным экологическим нормам.

Они также позволяют обеспечить высокий крутящий момент при низких оборотах и показывают экономичный расход топлива. Ещё одно важное технологическое решение — дополнительная система контроля уплотнения, которую устанавливают на катки LiuGong. Она позволяет избежать лишнего пробега машин и перерасхода топлива», — говорит Леонид Пудовкин.

Он отмечает, что покупатель хочет видеть машины, изготовленные с применением новейших технологий, а  также надёжные, максимально экономичные и производительные.

«Фокус в развитии современных дорожных катков всё больше смещается в сторону машин, оборудованных электронными системами управления, обеспечивающими безошибочную и более комфортную работу оператора. Особое внимание уделяют наличию в машинах электронных систем помощи оператору, таких как интеллектуальные системы контроля уплотнения IC (Intelligent Compaction), системы контроля температуры асфальтобетона и телематические системы.

Всё большую востребованность имеют системы документирования, позволяющие вносить в  проект данные о параметрах техпроцесса и результатах работ техники с привязкой к GPS-координатам. Возможность подключения оборудования к системам телематики также становится всё более важным критерием в пользу выбора той или иной модели катка», — перечисляет Сергей Серебряков.

По его словам, есть клиенты, которые целенаправленно берут модель в расширенной комплектации, оснащённую системой интеллектуального уплотнения и системой телематики. Также к опциональному оборудованию, которое должно быть в обязательном порядке, г-н Серебряков относит кулачковые бандажи для грунтовых катков и кромкорезы для асфальтовых катков.

Катки становятся «умнее»

В остальном, говорит представитель «Амманн Руссланд», требования со стороны потребителей были и остаются прежними: низкая цена, высокий уровень надёжности оборудования, доступность и наличие запасных частей и расходных материалов, служба сервиса 24/7, возможность воспользоваться финансовыми инструментами (лизинг, рассрочка, аренда).

«Активно набирает популярность технология осцилляции. Это динамический метод уплотнения, который имеет значительные преимущества по сравнению с традиционным вибрационным методом. Он сочетает горизонтальное и вертикальное распределение энергии, фактически втирая заполнители в поверхность без ударного воздействия, которое обычно оказывают тяжёлые катки.

Катки с осцилляцией отлично подходят для работы на площадках, чувствительных к чрезмерным нагрузкам, таких как мосты, инженерные коммуникации. Они могут также работать на асфальтовых покрытиях, которые слишком горячи или холодны для традиционных методов уплотнения. Такие катки также прекрасно подходят для прикатывания остывших стыков полотна», — рассказывает Эрик Ларин.

Подготовил Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №3 2021

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.