Экскаваторы нового поколения
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ООО «Тимбермаш Байкал» — официальный дилер дорожно-строительной техники John Deere в Сибирском федеральном округе.

Подробнее Свернуть

Автобусный рынок РФ без господдержки не преодолеет спад

По данным «Автостат Инфо», за 2020 год продажи новых автобусов в России составили 13 339 единиц. Это на 5% меньше объёма техники, проданного за весь 2019 год, — 13 963 штук. За отчётный период на 1% упали продажи российских автобусов (с 12 278 до 12 202 единиц) и куда более заметно, на 33%, с 1 685 до 1 137 машин упали продажи автобусов-иномарок.

Общий рынок - хроника последних 12 месяцев. Автобусный рынок РФ без господдержки не преодолеет спад

Рынок новых автобусов 2020 г.

На рынке автобусов в РФ лидируют отечественные марки. Первое место в годовой статистике продаж занимает «ПАЗ» — 6 109 проданных за год автобусов, что на 22% меньше продаж за 2019 год (7 864 единицы техники). На 54% за тот же период выросли перепродажи автобусов марки «ЛИАЗ» с 1 593 до 2 455 машин, что обеспечило бренду второе место в рейтинге автобусного рынка.

Третье место досталось «НефАЗу»: прирост составил +35% за прошлый год к показателю 2019 года, то есть с 1 404 до 1 898 единиц. Четвёртый результат на рынке автобусов в РФ демонстрирует «МАЗ»: +77% к  продажам 2019 года с 377 до 667 штук, а пятый результат — «КАвЗ» (+1%, с 419 до 421 авто).

Годовой топ-5 самых популярных в стране автобусов на авторынке РФ в 2020 году возглавил ПАЗ-3205. Продажи модели за год упали на 13% с 3  480 до 3 029 единиц, отмечают в материалах статистики «Автостат Инфо».

Второй результат показывает ПАЗ-3204: 1 907 проданных машины, что на 29% ниже уровня реализации 2019 года, когда было продано 2 669 таких автобусов.

У НефАЗ-5299 продажи выросли на 44%, с 1 218 в 2019 году до 1 748 штук в 2020 году (3-е место в сегменте), четвёртую строчку завоевал ЛИАЗ-5292 с результатом 1  744 единицы против 715 машин (прирост на 144%). Замыкает «пятёрку» модель ПАЗ-4234, показавшая спад на 20% в отчётный год — с 1 176 до 936 единиц техники.

Региональный анализ автобусного рынка РФ показывает, что основные продажи техники пришлись на рынок Центрального ФО. За год объём реализации новых автобусов вырос здесь на 2% до 4691 авто. На рынке Приволжского округа продажи автобусной техники, наоборот, упали на 15% до 2 235 единиц. Третий по ёмкости продаж рынок сбыта — Северо-Западный округ, где за год было реализовано 1 772 новых автобуса, на 22% больше, чем за предыдущий год.

В Сибирском округе объём автобусного рынка за год упал на 7% до 1690 единиц. На Урале за год продаж составил +11%, в абсолютном значении объем реализации вырос до 1 319 единиц техники. На Дальнем Востоке, как показывают исследования «Автостат Инфо», за 2021 год продажи автобусов «просели» на 22% до 556 штук, а на северокавказском рынке показатели реализации упали на 42% до 181 авто.

Модели ТОП 30. Автобусный рынок РФ без господдержки не преодолеет спад

Рынок б/у автобусов 2020 г.

Рынок автобусов с пробегом за год показал еще более существенный спад, чем рынок новой техники, и «просел» на 23%. В абсолютных цифрах спад перепродажи упали с 26 217 до 20 273 машин. В сегменте российской продукции было зафиксировано падение продаж на 21% с 21 356 до 16 892 автобусов, а в сегменте иномарок — на 30% с 4 861 до 3 381 авто.

Топ-5 брендов рынка б/у автобусов по итогам всего 2020 года составили: «ПАЗ» — 9 951 перепроданный автобус (-19%; 12 341 авто), «НЕФАЗ» — 1 597 единиц (-1%; 1 614 машины), «ЛИАЗ» — 1 228 штук (-36%; 1 920 авто), а также «МАЗ»  — 835 единиц (-16%; 999 автобусов) и «Волжанин» — 654 машины (+187%; 228 единиц).

Самая востребованная модель на рынке автобусов с пробегом в России по итогам 2020 года — ПАЗ-3205, объём перепродаж которой за год упал на 29% до 5 256 единиц. Второй результат показал ПАЗ-3204 — 2 539 единиц, (+5%), а третьим стал ПАЗ-4234 с показателем перепродаж в 1 237 штук (-19%). Годовой топ-5 моделей дополнили также НефАЗ-5299 — 968 единиц (-2%), Tagaz County — 612 автобусов (-26%).

Рынок новых автобусов январь 2021 г.

Рынок новых автобусов стартовал в 2021 году с заметного спада продаж. В сравнении с январем прошлого года
количество проданных автобусов в стране упало на 12,4% и сократилось с 1090 до 955 единиц. Произошло это в основном из-за спада продаж в сегменте иномарок, который «просел» на 56% с 155 до 68 машин (доля в объёме продаж — 7,1%). При этом продажи российских автобусов упали только на 5% в годовом сравнении с 935 до 887 единиц, а их доля в объёме всего рынка осталась на уровне 92,9%.

«ПАЗ» в январе 2021 года сохранил лидерские позиции на рынке новых автобусов и реализовал 582 авто, на 2,6% больше, чем годом ранее — 567 единиц. Первое место в линейке «ПАЗ» и первое место на автобусном рынке занимает модель ПАЗ-3205, продажи которой в январе 2021 года составили 302 машины, что на 5,3% ниже уровня реализации прошлого года (319 единиц). Второе место в рейтинге среди моделей занял ПАЗ-4234 — 165 штук, на 35% ниже уровня продаж за январь 2020 года (122 авто).

Вторым среди марок рынка автобусов в январе стал «ЛИАЗ» — 129 проданных единиц техники, на 40% меньше, чем годом ранее (214 единиц), за ним расположился «НЕФАЗ» — 102 машины (+30%; 78 единиц), а топ-5 дополнили «МАЗ» — 50 автобусов (+127%) и IRISBUS — 17 единиц. «Пятёрку» самых продаваемых моделей автобусного рынка РФ в январе 2021 года дополнили также: ПАЗ-3204  — 102 перепроданных автобуса (+21%), НЕФАЗ-5299 — 95 единиц (+48%) и ЛИАЗ-5292 — 49 штук (-59%).

В Центральном ФО продажи новых автобусов упали в январе на 29% в годовом сравнении с 314 до 224 машин. При этом именно этот рынок остается главным рынком сбыта автобусной техники. Второй по величине продаж был зафиксирован в Северо-Западном ФО — 177 единиц, на 37% больше, чем в январе 2020 года — 129 машин. В Приволжском округе продажи «просели» на 30% с 225 до 157 единиц. В Сибири объём автобусного рынка вырос на 18,6% с 140 до 166 машин, а на Урале за тот же период был зафиксировал спад продаж на 7,4% с 121 до 112 авто. В Южном округе за месяц был реализован 81 новый автобус (-11%), на Дальнем Востоке — 21 (-49%), а на Северном Кавказе — 17 единиц (-41%).

Рынок б/у автобусов январь 2021 г.

Не избежал спада продаж в январе и рынок автобусов с пробегом. Перепродажи упали на 31,7% к январю 2020 года, отмечают аналитики «Автостат Инфо», то есть с 1 633 до 1 116 единиц. На 35,6% с 298 до 192 упали перепродажи автобусов-иномарок (доля 17,2%) и на 30,8% с 1335 до 924 машин снизились перепродажи российской техники (доля — 82,8%).

Общий рынок б/у грузовиков. Автобусный рынок РФ без господдержки не преодолеет спад

Также как и на рынке новой техники, в сегменте б/у автобусов лидерство удерживает «ПАЗ». В январе этого года объём перепродаж автобусов этой марки составил 553 единицы, что оказалось на 15,3% меньше прошлогоднего результата — 653. Среди «ПАЗов» с пробегом первое место удерживает «ПАЗ-3205», который является также абсолютным лидером на рынке б/у автобусов в РФ.

В январе этого года был перепродан 301 такой автобус, а годом ранее — 411 (спад на 27%). Второй результат продаж среди моделей — у «ПАЗ-3204» с результатом 156 единиц техники, на 42% больше, чем годом ранее (110 авто).

Модели ТОП 30 вторичного рынка. Автобусный рынок РФ без господдержки не преодолеет спад

Второе место среди брендов вторичного рынка автобусов в январе 2021 года занимает «ЛИАЗ» — 118 единиц, что указывает на рост перепродаж в размере +93% к прошлогоднему результату (61 авто). Модель ЛИАЗ-4292 занимает третье место в списке самых востребованных автобусов на рынке б/у машин с результатом 79 перепроданных единиц в январе (годом ранее — 2 авто). «НЕФАЗ» вышел на третье место среди брендов автобусного рынка, несмотря на спад перепродаж в размере — 47,6% до 66 единиц. Четвёртым стал «МАЗ» — 54 перепроданных автобуса (-55%), а пятым Higer — 32 авто (+39%).

Январский топ-5 моделей вторичного рынка автобусов дополнили ПАЗ-4234 — 66 перепроданных машин (-21%) и Tagaz County — 32 авто (-18%). Динамика спада продаж на рынке автобусов в РФ вызывает опасение у аналитиков «Автостат Инфо». Этот сегмент авторынка в наибольшей степени зависит от дотаций и  поддержки со стороны государства. И если в течение года автобусный рынок такой помощи не получит в достаточном объёме, скорее всего, продажи автобусов сократятся за год примерно на 3%.


Текст: Автостат Инфо

Статья опубликована в журнале Грейдер №2 2021

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.