Про попытку решить вопрос с демпингом китайской техники, про оптимизацию на ПАЗе для обеспечения выполнения контракта по поставке автобусов и обновление производственных площадей других заводов, про роботизацию как частичное решение проблемы кадрового дефицита, про изменение стоимости техники и о других событиях — в нашем традиционном кратком изложении.
В китайской China National Heavy Duty Truck Group наконец озаботились разбродом и шатанием на российском рынке, связанными со своими же ошибками. После раздачи статусов дистрибьютора и дилера налево и направо от пользователей грузовиков Sitrak и Howo массово пошли нарекания в отношении проблем с сервисом и стоимостью само́й техники.
Официальный дистрибьютор «Синотрак Рус» объявил, что теперь дилеры обязаны устранить демпинг и устанавливать стоимость на грузовики и запчасти в зависимости от официального курса китайской валюты в прошедшем месяце. Для нарушителей предусмотрены штрафы и разрыв договорных отношений.
По мнению представителя компании «ААА Траксервис» Валерия Кузьмина, одного из дилеров Sinotruk, этот шаг закономерен и нацелен на защиту официальных представителей, оказывающих весь комплекс услуг по продаже и обслуживанию машин. Из-за демпинга на рынке дилер не может закладывать маржу, нацеленную на собственное развитие и пополнение склада комплектующих.
К сожалению, этот шаг не станет панацеей и вряд ли избавит Россию от так называемых серых дилеров. Да и существующие излишне предприимчивые компании наверняка найдут способы обойти ограничение. Апелляция к здравому смыслу покупателя в расчёте на то, что тот выберет продавца с гарантией дальнейшего обслуживания, бессмысленна. В условиях нестабильной экономики в стране клиент будет стараться сэкономить, поэтому единственно правильным решением со стороны китайских вендоров было бы развитие по пути европейских производителей, создававших одного дистрибьютора с правом выбора дилерских центров и контролем за их деятельностью, а также перекрытие каналов для нелегального ввоза грузовиков в Россию.
Шаги в этом направлении сделали в Dongfeng Motor, выбрав единого дистрибьютора в сегменте магистральных тягачей. Представлять «головы» 4×2 и 6×4 в России будет ООО «Восточный ветер», в которое вошла команда, ранее занимавшаяся продвижением и обслуживанием Scania в Сибирском регионе. В качестве импортёра компания предоставляет один год гарантии на грузовик и два года — на двигатель. Компания внедрила сервисные контракты по европейским стандартам, обслуживание возложили на 78 дилерских точек.
Одним из шагов, заслуживающих уважения, стала совместная работа с заводом-изготовителем. Компания пошла по пути российской дистрибуции JAC, продав 3 350 ед. техники и собрав обратную связь от клиентов. Пожелания передали китайским инженерам. Производитель доработал конструктив моделей, изменив более 200 параметров для нашего рынка.
В этом году дистрибьютор Dongfeng выведет на рынок семейство полноприводных тягачей 6×6 и машины с колёсной формулой 6×2, а также газомоторные версии тягачей.
Между тем конкуренция среди дилеров грузовых машин в этом году обострится. Глава ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин дал прогноз, что рынок в этом году упадёт до 110 тыс. ед. (45 тыс. из них планирует выпустить сам Камский завод).
Впрочем, аналитики из агентства «Автостат» не разделяют пессимистичных настроений. По их мнению, рынок грузовиков либо останется на уровне 126 тыс. машин, либо вырастет до 141 тыс. шт. Первенство по доле реализации поделят между собой дилеры «КАМАЗа» и Sitrak.
«СДМ Холдинг» (бренд UMG) догоняет другого отечественного производителя дорожно-строительной техники — «Четра» — по странам присутствия, наладив партнёрство с дилером в Кот-д’Ивуаре. Местный представитель уже нашёл первого клиента на поставку фронтального погрузчика и мульчера, модернизированных под эксплуатацию в жарких условиях. Отметим: это первый дилерский центр UMG в дальнем зарубежье. До этого компания была представлена в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Молдове.
Моторы для грузовиков КамАЗ теперь будет производить не только завод двигателей самого Камского автогиганта. Благодаря льготному кредиту от Фонда развития промышленности в размере 235 млн рублей на предприятии «Ремдизель» закупили новое оборудование и наладили выпуск V-образных восьмицилиндровых силовых агрегатов. Первую партию из 180 шт. передали на «КАМАЗ» ещё в декабре. На этот год запланирован выпуск 1 тыс. экз.
Компания вложила в модернизацию и собственные 65 млн рублей. Как отметили в пресс-службе ФРП, «Ремдизель» выполнил одно из главных требований предоставления займа — обеспечил локализацию сборки на 100%. На предприятии задействовали топливную аппаратуру и компоненты от Алтайского завода прецизионных изделий и ЯЗДА.
В ФРП также уточнили, что это не первый заём для «Ремдизеля»: ранее цех капитального ремонта моторов цифровизировали за 57,5 млн рублей, а также модернизировали оборудование для выпуска деталей на грузовики КамАЗ за 100 млн рублей.
Между тем Камский автозавод намерен перенести производство «раздаток» на площадку Тутаевского моторного завода. На этот год стоит задача выпуска 1,5 тыс. ед., а через два года после модернизации технологической цепочки нужно довести этот показатель до 13 тыс. коробок.
На Уральском автозаводе отчитались о ремонте за январские праздники 613 ед. станков и рабочего оборудования. Это позволит не снижать темпов производства грузовиков, коих за 2023 год на предприятии выпустили 14 270 шт., что чуть меньше заявленного директором Павлом Яковлевым. На этот год планы более весомые — 19 400 машин.
На Чебоксарском заводе силовых агрегатов закупили новый трёхосевой обрабатывающий центр с ЧПУ от китайского вендора Shtral. Благодаря ему в компании планируют ускорить выпуск комплектующих вдвое.
Нефтекамский автозавод в этом году введёт в эксплуатацию три роботизированных участка. На двух будут варить каркасы сидений для пассажирского транспорта, ещё на одном — гнуть. К концу года на предприятии должны появиться и новые линии грунтования с опусканием изделия в ванну, окраски порошковым методом. Кроме того, согласно планам завода, на нём внедрят автоматизированные линии резки и гибки заготовок, автоматическую подачу трубок для лазерной резки и участок со сварочным роботом для создания несущих кузовов автобусов.
На следующий год намечены такие шаги, как окончание улучшения окрасочной линии для самосвальных кузовов и закупка новой дробеструйки.
На Ростсельмаше готовят к запуску оборудование для термообработки поковок, предназначенных для производства деталей для мостов, коробок передач и редукторов. Пробные партии уже прошли термическую обработку и получили положительное заключение лаборатории.
Калининградский «Автотор» готовит к выпуску грузовую технику и пикапы под брендом Ambertruck. Среди моделей будут пикапы, среднетоннажные машины 9 и 12 т, LCV. По данным наших коллег из телеграм-канала «Автопоток», это будет сборка китайской техники JMC.
Для обеспечения поставок автобусов «Вектор Next» по специальным казначейским кредитам на Павловском автозаводе пришлось перенастраивать производственную линию. На одном из участков поставили второй кран для ускорения сварки кузовов, а на другом смонтировали ещё одну сварочную оснастку для доварки деталей. Кроме того, на ПАЗе организовали 500 дополнительных рабочих мест. Кадры брали из учебных заведений и с других предприятий «Группы ГАЗ». Местные гостиницы оказались переполнены.
Ускориться пришлось и Ликинскому автозаводу, где выросло число контрактов на поставку автобусов и электробусов. Если в прошлом году из цехов выходило 8 ед. за смену, сейчас за то же время здесь собирают 14 машин.
Тарифы на грузоперевозки в 2024 году вырастут на 25% в дополнение к уже поднявшимся на 50% за прошлый год ставкам. Такой прогноз сделал генеральный директор ООО «Делко» (Delko) Санджар Ашуралиев. По его словам, увеличение себестоимости связано с необходимостью поднять зарплату водителям и обслуживающему персоналу, нестабильностью курсов валют и ростом цен на топливо.
Кроме того, транспортным компаниям нужно обновлять автопарки. Например, в Delko планируют в этом году закупить около 1 тыс. новых тягачей в дополнение к имеющимся 3 тыс. автомобилей. Часть машин перевозчик намерен сдавать в аренду, ещё часть — запустить в проект экспресс-доставки. Это позволит нарастить выручку, которая в 2023 году и так поднялась на 18%. Немалую роль в этом сыграли интернет-магазины. В Delko отмечают, что количество заказов на перевозки в сегменте электронной коммерции увеличилось до 27% от всего портфеля клиентов.
Кстати, рост доставок для клиентов онлайн-магазинов подметили и в «Деловых линиях», подчёркивая увеличение заказов из Казахстана (в четыре раза по сравнению с 2022 годом).
Условия доставки в Якутии стали комфортнее. За 2023 год там отремонтировали и построили 432 км асфальтобетонных дорог. В этом году в регионе должны начать возведение моста через Лену.
На Камском автозаводе намерены решить роботизацией проблему кадрового голода. Как сообщил на заседании министерства промышленности и торговли Татарстана глава ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, один автоматизированный узел способен заменить от двух до трёх человек. Сейчас на предприятиях группы установлен 231 робот, и, согласно стратегии развития компании, их число будет только расти для обеспечения технологического процесса с минимизацией человеческого фактора. К 2026 году на заводах «КАМАЗа» появятся ещё 384 железных работника под управлением компьютера, а к 2030 году их число достигнет 923. Конечно, речи о полной замене людей роботами не идёт. Количество автоматизированных работников будет равно 280 на 10 тыс. сотрудников.
Помимо этого, на Камском автозаводе решают задачу внедрения отечественной продукции взамен японской и европейской. В частности, предприятие начало работу с местным разработчиком по созданию роботов под собственные задачи.
Нуждаются в квалифицированных кадрах и на автозаводе «Урал». Там продолжают проводить встречи с потенциальными сотрудниками из числа студентов учебных заведений региона. В начале февраля сотрудники отдела персонала пообщались в онлайн-режиме с учащимися техникума в Златоусте. В итоге три человека пожелали пройти практику на предприятии.
За 2023 год цены выросли почти на все виды техники, кроме автокранов. К такому выводу пришли аналитики онлайн-площадки «Авито». В частности, при выросшем за год спросе на новую подъёмную технику на базе грузовых шасси на 35,6% и увеличении количества объявлений о продаже на 354% средняя стоимость снизилась на 20,4%. За подержанные автокраны, наоборот, стали просить на 30,3% больше, чем годом ранее.
Подросли в цене и новые тягачи с прицепами — на 16,4 и 31,8% соответственно. Число объявлений о продаже «голов» при этом подскочило на 881%, а «хвостов» — почти на 19%. Спрос на них вырос на 165,2 и 52,8% соответственно.
В категории LCV предложение по новым машинам уменьшилось на 11,5%, но почти равнозначно выросло количество просмотров объявлений. Средняя стоимость поднялась на 29,7%. В сегменте бэушных лёгких коммерческих машин доля продавцов подросла на 5,3%, а количество сделок увеличилось на 30% при росте средней цены на 16,7%.
Количество торгов с запросами на лизинг спецтехники от коммерческих организаций в 2023 году тоже выросло, по крайней мере на одной из площадок, предоставляющих такие услуги, — «ТендерПро». По данным аналитиков проекта, чаще всего торги объявляли на экскаваторы, седельные тягачи, погрузчики, тракторы и полуприцепы-рефрижераторы.
До 1 марта 2024 года машиностроители могут подать заявку на возмещение скидки до 15% для своих дилеров в других странах. Для этого необходимо подать в произвольной форме требование в Российский экспортный центр.
Российских шофёров приглашают испытать себя в художественном жанре. Все желающие могут написать рассказ или сказку объёмом не более трёх листов. Кроме того, от участников ждут стихов, размером не превышающих 70 строк. Организатором конкурса выступила общественная организация «Водители России», члены которой и попробуют себя в роли жюри. Творческих работ ждут по адресу info@driversrussia.ru с пометкой «Водитель-поэт» до 20 октября 2024 года. Победителей будут награждать в Международный день автомобилиста, 27 октября.
Обрабатывающие производства в ВВП страны за последние 10 лет находятся примерно на одном уровне — 13%. Такое заявление сделал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, выступая на выставке-форуме «Россия». Он также отметил возросший опыт построения промышленных роботов весом до 300 кг.
Компания Daimler Trucks AG, так много сделавшая для осовременивания продукции «КАМАЗа», всё же покинула Россию. Как рассказал Сергей Когогин в интервью нашим коллегам из «Ведомостей», немцы продали свои 15% акций в этом году, хотя формально не вмешивались в дела отечественного завода после событий 2022 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: