ИМЗ «Автокран». Жизнь после 65 - iGrader.ru

ИМЗ «Автокран». Жизнь после 65

65 лет назад, 4 ноября, из ворот сборочного цеха ивановского завода автомобильных кранов выехал первый экземпляр продукции — 5-тонник на шасси МАЗ-200. После у предприятия было много приятных и не очень моментов.

Росла номенклатура, появлялись новые конструкторские разработки. Но, как и человек, прошедший путь пелёнок до зрелости, завод стал угасать.

В 60 лет он словно вышел на пенсию: в январе 2015 цеха простаивали, а дальше и вовсе стартовала процедура банкротства.

Тем не менее, «пенсионера» не бросили на произвол судьбы.

В 2016 году начали подготовку к реанимации автокранового завода. И летом 2017 на заводе возобновилось производство автокранов. К 2019 году подоспела пенсионная реформа — теперь на почётный отдых отправляют в 65 лет.

Но к ИМЗ «Автокран» это явно не относится — здесь вовсю кипит жизнь. Мы вживую посмотрели, как чувствует себя предприятие, получившее вторую жизнь.

Кадры решают почти всё

ИМЗ «Автокран»

Честно говоря, приглашение посетить «ИМЗ «Автокран» застало нас врасплох. Но грех было упустить возможность посмотреть на оживающую легенду отечественного машиностроения. 12 часов в пути, и мы на месте.

Иваново — относительно небольшой город. Но в «часы пик» здесь пробки не меньше московских. Нарицательное «город невест» областной центр получил за счёт сосредоточения ткацкого и швейного производств.

Девушки тут трудились на камвольном и меланжевом комбинатах, фабриках им. Дзержинского, им. Балашова, им. 8 марта, им. Варенцовой, «Красная талка» и других, а также продуктовом производстве.

ИМЗ «Автокран»

Мужчины шли работать на мясокомбинат, «Дормостстрой», домостроительный комбинат, завод им. Королёва, завод тяжёлого станкостроения, Ивтормаш (ныне на его площадях производят экскаваторы «Кранэкс»), Ивтекмаш (сейчас там ООО «Профессионал» выпускает навесное оборудование для горной техники) и на завод «Автокран», о котором и пойдёт речь.

ИМЗ «Автокран». Серия АК - это 4х секционные стрелы длинной 31 метр с белой кабиной, а КС - 3х секционные стрелы длиной 18 или 21 метр

«У нас почти не осталось производств. Весь текстиль везут из стран СНГ и Китая, заводы превратили в торговые центры.

Работы нет, здесь полгорода выживают за счёт того, что перепродают или работают в такси.

Да, возрождение «Ивановца» хорошо отразилось на жизни города. Но зарплата небольшая, для одного, может, и ничего, а, вот для семейных тяжко», — рассказывает таксист по дороге в гостиницу.

Забегая вперёд, скажу, что сотрудники завода на уровень оплаты не жалуются.

Тем более, индексация прошла. Но об этом позже. А пока ложимся спать — завтра насыщенный день.

ИМЗ «Автокран»

Утром выдвигаемся на завод. За проходной на постаменте всех встречает герой сегодняшнего торжества — первая модель автокрана К-51. Этот экземпляр хоть и построен через 3 года после первенца, но вернулся на завод в 1988 году, отработав без капитального ремонта в Иркутской области 30 лет кряду.

ИМЗ «Автокран». Производительность цеха при условии выпуска стрел для всего модельного ряда ИМЗ "Автокран" - 300 стрел в месяц. А это практически ёмкость рынка.

И это заслуга не только эксплуатантов, но и тех, кто собирал технику. Роботизированных линий тогда не было и в помине – всё вручную. Сейчас в цехах на многих операциях рабочих заменили автоматы.

«Подход здесь, как и везде, в машиностроении, прагматичный. Есть два фактора, определяющих, человек будет работать на том или ином участке или машина. Первый — стоимость операции, второй — влияние на качество. То есть, если на конкретном участке работник может допустить брак, то автомат — нет.

ИМЗ «Автокран»

И если первый фактор также говорит в пользу автоматизации, то выбор очевиден», — поясняет генеральный директор ООО «ИМЗ «Автокран» Игорь Кульган. (Полное интервью с ним читайте здесь).

Когда завод фактически простаивал, в цехах оставались по 3-4 сотрудника. Сейчас на предприятии многолюдно — здесь трудятся около 1200 рабочих. Из них 400 приняли на работу в этом году.

ИМЗ «Автокран»

Впрочем, объявления о наборе персонала идут на местных телеканалах до сих пор. Квалифицированных кадров всё ещё не хватает.

ИМЗ «Автокран». За 65 лет Ивановский Автокрановый завод выпустил свыше 158 тысяч единиц техники

«Мы понимаем социальную значимость предприятия и стараемся обеспечить его стабильную работу.

Чтобы эффективно конкурировать с другими предприятиями области за квалифицированный персонал, мы должны предложить сотрудникам хороший социальный пакет, включая достойную заработную плату.

В 2019 году мы существенно повысили её размер, и есть программа увеличения зарплаты, опережающая уровень инфляции», — рассказывает г-н Кульган.

Если в цифрах, то средняя зарплата на заводе — 36 000 рублей. При этом, в области средний уровень составляет 29 000 рублей. Инженеров, которых в Иванове осталось немного, готовы брать на работу с окладом от 45 000 рублей, а начальников и линейных руководителей — от 70 000 рублей.

Нужно только лучшее

Нас приглашают пройти на экскурсию по цехам. Перед этим встречаем вереницу современных моделей, которые на предприятии выпускают в последние 2 года. Здесь и серийные машины, и экспериментальные модели, вроде КС-25 на газомоторном шасси КАМАЗ-43118.

Одно из последних усовершенствований продуктовой линейки — разделение серии КС на две подгруппы. Пока что рабочее название первой — КС-25В, к ней будут относится традиционные модели, с доступной ценой и стандартными характеристиками.

Вторую подгруппу — КС-25М составят более продвинутые модели с улучшенными техническими и потребительскими характеристиками, но и более дорогие.

ИМЗ «Автокран»

Проходим в цех, где изготавливают знаменитые овоидные стрелы. Первое, что открывается взору — стенд с плакатами по развитию новой производственной системы на основе TPS.

На предприятии прилагают все силы для увеличения эффективности работы на существующем оборудовании, улучшая логистические цепочки, рабочие места.

На другом стенде вывешивают результаты текущей деятельности: успехи, проблемы, необходимые изменения. А мы перемещаемся к началу технологической цепочки.

Большой гордостью Ивановского машиностроительного завода «Автокран» является цех №5, в котором на свет появляются овоидные стрелы.

Процесс изготовления полностью автоматический и начинается с загрузки листов металла на конвейер, по которому они проходят через станции контроля качества и подготовки.

ИМЗ «Автокран»

Сюда поступают листы металла: как отечественная сталь 10ХСНД, так и шведская Strenx 700. Российскую применяют в трёхсекционных стрелах, а вот для 4-секционных она не подходит. Пробовали задействовать и высокопрочный металл от «Северстали».

«Но, видимо, принцип производства там несколько иной. Механические свойства совпадают, но, когда мы запускали отечественные листы на линию, они изменяли свою геометрию. То есть, в дробеструйную обработку заходит вроде ровный лист, но под воздействием дроби он изгибается.

А на рольгангах он загибается ниже оси ролика и ему уже сложно перескакивать, настолько он искривляется. А если его дальше запустить по листоправильной машине, то всё может произойти в обратную сторону.

Мы попробовали довести эти листы по линии до конца, даже согнули и получили коробы. Но в автоматическом режиме работать не получилось», — объясняет зам. генерального директора ИМЗ «Автокран» по специальным проектам Сергей Ерёмин.

ИМЗ «Автокран»

Специалисты завода обращались к производителю стали, подтверждали свои слова видео и лабораторными изделиями, но пока ситуация не изменилась. Пока этот металл используют для опорных балок и для других деталей длиной менее 3 метров. Иначе при сварке сталь сильно ведёт. У шведской же стали таких проблем нет.

С виду листы стали кажутся одинаковыми, но на самом деле каждая партия соответствует определённому раскрою под заказ завода.

Разные типоразмеры нужны для минимизации отходов.

Металл зачищают в дробеструйной камере, а после дополнительно выравнивают, и всё это — без участия людей. Эти процедуры гарантируют, что в автоматический пресс попадают листы металла высшего качества, а это очень важно, т. к. полукороба стрел формируются всего двумя гибами с образованием полноценных радиусных участков, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок, высокое сопротивление потере местной устойчивости, обладают наименьшим количеством сварных швов, расположенных при этом в зонах наименьших напряжений.

Согнутые полукороба поступают на один из двух постов роботизированного сварочного комплекса. За этим следует полностью автоматический процесс разметки коробов — лазер вырезает на сваренных коробах необходимые для сборки пазы и отверстия.

На финальных этапах изготовления секций уже подключатся специалисты, которые помогают роботам (или наоборот — роботы помогают им) установить на короба оголовки и кронштейны.

Наконец, производят окончательную сборку секций в стрелу, монтаж гидроцилиндров телескопирования и электрооборудования и окончательную наладку изделия. Теперь стрела направляется в окрасочную камеру, где окрашивается в фирменный — насыщенный жёлтый цвет.

От автокранов к…

Сейчас «ИМЗ «Автокран» работает даже не в полсилы — нет такого спроса на продукцию, какой был еще несколько лет назад. Тем не менее, краны «Ивановец» уже занимают 25% рынка. И завод планирует дальнейший рост своей рыночной доли.

Ну, а дальнейшее развитие бизнеса требует новых, подчас, неожиданных решений. Поэтому руководство предприятия думает о выходе в новые сегменты грузоподъёмной техники.

«И здесь мы рассматриваем консолидацию или некую форму кооперации, которая позволила бы нам войти в новые сегменты без необходимости проходить полный путь понимания требований или разработки полного цикла», — осторожно подбирает слова Игорь Кульган.

В течение 2020 года завод обещает представить обновлённую продуктовую линейку. Причём, автокраном будет только одна модель — 50-тоннник. Остальное — новые для предприятия виды техники. Что ж, будем ждать приглашений на презентации.


Текст и фото Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: