Изображение от brgfx на Freepik

Короткобазный автокран: какие преимущества?

Российские автокраны наступают на рынок и выигрывают уже довольно давно. Правда, в сегменте установок на грузовых шасси. ГК «Кудесник» («Галичанин», «Клинцы» и «Камышин»), UMG СДМ («Ивановец») и ЧМЗ «Челябинец» доминируют на этом рынке.

Только в первом полугодии 2022 г. объём производства, по данным агентства ID-Marketing, составил 1 565 единиц. А вот с короткобазными кранами ситуация неоднозначная. В России их используют, но в малых количествах. К тому же в основном это импортные модели.

Исторически сложилось, что во времена Советского Союза львиная доля автокранов выходила, как и сейчас, в виде крановой установки, смонтированной на серийное грузовое шасси. Популярные во многих странах мира короткобазные краны были и остаются для русской промышленности весьма и весьма нишевым продуктом.

Ещё лет десять назад такую технику выпускали Юргинский машиностроительный завод и самарское АО «Сокол». Последнее работало по лицензии швейцарской Compact Truck AG, после 1995 года приобретённой компанией Demag Cranes & Components GmbH.

Но с 2018 года отечественные заводы не предложили рынку ни одной модели. Поэтому для зарубежных производителей этот период был благоприятным. До февраля 2022 года основными поставщиками короткобазных мобильных кранов были Tadano, Grove. Хватало на рынке подержанных машин от Komatsu, Kobelco и KATO.

Чуть реже встречались Manitowoc и Terex. Сейчас официально, то есть не параллельным импортом, приобрести можно, пожалуй, продукцию инженеров из Поднебесной: Palfinger Sany, XCMG, Zoomlion.

Собственно, за что любят подъёмную технику на собственном… Это и отдельным шасси не назовёшь. В общем, самоходные компактные краны обладают неоспоримым достоинством, как и телескопические погрузчики — «крабовым» ходом. К тому же для них не проблема перемещаться по стройплощадке и не только с грузом на стреле. Они очень манёвренные и, в отличие от своих собратьев на грузовых шасси, более проходимые.

Конечно, есть и свои недостатки. Например, по дорогам общего пользования на большинстве таких установок не поедешь без получения спецразрешения. Всё же нагрузка на оси даёт о себе знать. Хотя в современных моделях инженеры предусматривают возможность саморазбора и самосбора для погрузки на тралы.

Второй минус больше относится, опять же, к теме передвижения. На городских улицах, да и на загородных трассах, водителю приходится быть крайне осторожным из-за ограниченной видимости. К тому же машина сильно раскачивается при торможении.

Что есть живого?

Итак, что же можно найти на рынке короткобазных кранов? Если обратиться к подержанной технике, то можно поискать кран «Сокол» СТ 2-2-40 длиной 6,5 м. В его конструкции заложен самосъёмный противовес массой 3,2 т, а максимальная грузоподъёмность, как видно из индекса, составляет 40 т.

Опорный контур занимает 5,9 м2, ширина — 2,5 м, высота в сложенном состоянии — 3,3 м. В задней части смонтированы два запираемых инструментальных ящика. Кабина с полноповоротной платформой базируется на шасси с пневмогидравлической подвеской. 8-секционную стрелу можно телескопировать на 30 метров.

Несмотря на возраст модели, в кабине довольно удобно. Управление двумя джойстиками, присутствует бортовой компьютер. Силовая установка от MAN D2865 с 5 цилиндрами на 206 л. с., способная, к слову, разгонять конструкцию до 70 км/ч по трассе. Из других особенностей — гидроцилиндры на каждом колесе, управление аутригерами и пневмоподвеской из кабины и с внешней левой стороны крана.

Нагрузка на каждую из двух осей не превышает 10 т. Приобрести такой кран на момент написания этих строк можно было с рук за 3 950 000 — 5 250 000 рублей.

Также в продаже можно найти и оригинальный CT2 из Швейцарии, с которого, собственно, завод

«Сокол» и делал аналог под своим брендом. У него в базовой комплектации на стреле выведены дополнительные гидролинии для подключения, к примеру, корзины автовышки, а также в кабине установлена система безопасности Krüger Mark 3E/2.

Ещё две отечественных модели со вторичного рынка производства Юргинского машиностроительного завода тоже встречаются в продаже. Кран с индексом КС-4372В не выпускают с 2002 года, тем не менее отдельные экземпляры ещё в строю.

Установка способна поднимать 22,5 т на высоту до 17,4 м, а за счёт удлинителя и гуська этот показатель можно увеличить до 30 м. Техника оснащена мотором ЯМЗ-236, а продают её в среднем за 750 000 рублей, хотя есть и более дорогие варианты.

Более грузоподъёмный собрат того же производителя с индексом КС-5871 справляется с 25 т на крюке. Стрелу можно поднять на высоту до 20,5 м, а при помощи удлинителя — до 27,5 м. Правда, перевозить на крюке машина может не более 3 т, а телескопировать — максимум 4,5 т. На максимальном вылете в горизонтальном положении работать можно с тяжестями не более 1,4 т, а в вертикальном — до 7,2 т.

Управление сделали джойстиковым, что вкупе с двухконтурной гидросистемой позволяет совершать 4 операции одновременно. Продают подержанные модели в России от 2 500 000 до 8 500 000 рублей. Кроме того, несколько заводов в регионах занимаются восстановлением КС-5871 и модернизацией с заменой гидравлики и электрооборудования на современные импортные аналоги.

Американские краны Grove продают не так часто. Тем не менее на момент написания этого материала в списке предложений на вторичном рынке присутствовала модель RT530E-2 номинальной грузоподъёмностью 33 т. Четырёхсекционную стрелу длиной 29 метров можно удлинить с помощью опционального телескопического откидного гуська длиной от 7,9 до 13,7 м.

Производитель снабдил технику противовесом в 3,8 т. За работу крана отвечает силовая установка Cummins QSB6.7L мощностью 160 л. с. Просят за машины 6 600 000 — 7 000 000 рублей.

Чуть более популярна у нас модель Tadano TR250M, в продаже мы нашли варианты со стоимостью от 5 500 000 до 7 000 000 рублей. Заявлено, что стрела выдерживает 23 т на крюке на минимальном вылете в 9 м. А телескопировать её можно на длину в 30 м. Под установкой находится дизельный Mitsubishi 6D16 мощностью 217 л. с.

Из новых моделей в нашу страну готовы поставить краны дилеры XCMG (их производят по лицензии японской KATO), Zoomlion, Sany, Liebherr (правда, с оговорками).


Текст: Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Palfinger Sany | Tadano | UMG | XCMG | Zoomlion | автокран | Галичанин
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: