• ODIN Group – официальный дистрибьютор грузовой техники SANY в России
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
    Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.

    Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
    Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ

    Подробнее Свернуть
  • фигурки грузовиков
    Фото: pexels.com

    Запрет на старые автомобили. Старые песни о главном

    Вот уже несколько лет российские чиновники активно и регулярно поднимают тему запрета на эксплуатацию старых автомобилей. Не так давно вопрос снова оказался в центре внимания: в конце прошлого года Минпромторг в очередной раз предложил ограничить срок эксплуатации транспортных средств…

    С тех пор разговоры не утихают.

    Минпромторг и старые автомобили: длинная история

    Впервые о законодательном запрете на эксплуатацию автомобилей старше определенного возраста заговорили ещё лет 8 назад.

    Тогда Минпромторг предложил внести в закон «О безопасности дорожного движения» поправки, которые коснулись бы вывода из использования грузовиков, уже проработавших от 12 до 25 лет. Коммерческий транспорт тоже попадал под удар: в зависимости от типа возраст выхода в тираж составил бы 7–15 лет. Однако Госдума подобную идею не поддержала.

    В 2018 году в России утвердили стратегию безопасности дорожного движения действием на 2018–2024 годы. Тот факт, что присутствие на дорогах большого количества ТС, не отвечающих современных требованиям безопасности, относится к числу угроз, в документе прописали официально.

    Ещё через год инициаторами запрета старых авто выступили депутаты Госдумы, написавшие соответствующее письмо в адрес сразу двух федеральных министерств — транспорта, а также промышленности и торговли.

    Конкретного предельного возраста эксплуатации транспортных средств при этом не называли, о конкретных классах автомобилей не говорили, потенциальные наказания за нарушения не озвучивали.

    Год спустя решили было прицельно запретить эксплуатацию автобусов старше 10 лет, внедрив эту норму исключительно в категорию детских перевозок. Но и эта история, в конце концов, так и не претворилась в жизнь.

    И вот в декабре 2021 года старая мелодия зазвучала вновь.

    Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров во время «правительственного часа» заявил, что госпрограммы стимулирования спроса на новые авто не могут существовать в вакууме и должны подкрепляться дополнительными мерами. То есть ограничением срока использования старых автомобилей, причём в первую очередь — грузовых и коммерческих.

    Обоснован ли запрет старых авто? Поговорим о цифрах

     Если обратиться к сухой статистике, отечественный автопарк действительно не назовёшь молодым.

    Так, по данным агентства «Автостат», на начало 2021 года в России было зарегистрировано около 60 млн единиц транспортных средств всех категорий. Большая часть из них — легковые (45 млн шт., или 76% от общего количества), второе место — у лёгких коммерческих автомобилей (4,19 млн и 7%).

    По 6% пришлось на прицепы и полуприцепы (3,77 и 3,44 млн шт. соответственно), ещё 4% национального парка за мототехникой (2,36 млн шт.) и около 1% — за автобусами, которых в России насчитывается меньше 0,5 млн.

    При этом «средний возраст» эксплуатируемых в стране грузовиков, по подсчётам агентства, составил 21,6 лет. Автобусы оказались чуть младше — 16,6 лет, прицепы и полуприцепы остановились на отметке в 16 лет, LCV показали 15,9 лет.

    Фото: pexels.com

    Ещё один параметр, который необходимо принимать во внимание, это соответствие современным экологическим стандартам. По состоянию на 1 января прошлого года даже нормам Евро-2 не соответствовали почти 60% грузовиков, около 39% автобусов и больше 38% лёгких коммерческих автомобилей.

    Почему старые авто запретят? Причины и цели

    В качестве основной цели введения запрета на старые автомобили обычно озвучивают желание уменьшить количество ДТП и повысить уровень безопасности на дорогах.

    Ещё один момент — экологический. Очевидно, что между устареванием отечественного автопарка и его несоответствием актуальным эконормативам есть определённая связь, а потому стремление вывести из игры транспорт, не отвечающий мировым требованиям, выглядит в этом смысле логичным. Однако, учитывая российские реалии, вряд ли инициатива окажется из категории легкореализуемых.

    Реакция общественности на потенциальный запрет старых авто

    Большинство автопроизводителей в разное время положительно высказались об идее запрета на использование старых автомобилей, поскольку сокращение устаревшего парка, бесспорно, идёт на пользу природе и безопасности. И, кроме того, удачно укладывается в их собственные экономические интересы.

    Если же говорить об отечественных водителях и перевозчиках, они встретили предложение без восторга. Основной аргумент здесь — тот факт, что состояние транспортного средства далеко не всегда напрямую зависит от его возраста. Это особенно актуально в случае грузового и коммерческого транспорта, ведь эти машины проходят обязательный осмотр перед каждым выходом на рейс.

    Кроме того, у огромного количества россиян нет возможности приобретать новую технику, а на старых ТС часто работают в малых населённых пунктах, где это может быть единственным источником заработка.

    старый грузовик

    В такой ситуации логичным выглядит не просто ориентироваться на «мировую практику» (а запрет на эксплуатацию устаревших или не удовлетворяющих экологическим стандартам авто действительно таковой является), а сначала поднимать уровень жизни до мирового.

    Автомобили-«пенсионеры» всё ещё находятся в эксплуатации не от хорошей жизни. Такова объективная экономическая реальность России, и изменить её запретами вряд ли возможно, а для естественных перемен потребуется не только время, но и серьёзные меры поддержки со стороны государства.

    В качестве подобных мер может выступать стимулирование покупок новой техники с помощью льготного кредитования или специальных условий для лизинга, что было бы особенно актуально в условиях беспрецедентного роста цен, наблюдаемого в последние годы.

    Судя по всему, представители власти это отчётливо понимают. Во всяком случае, именно об этом говорил Денис Мантуров во время своего декабрьского выступления.

    Запрет на эксплуатацию старых автомобилей: есть проблема…

    Ещё один немаловажный момент заключается в том, что запрет на использование старых авто невозможно представить без достаточного предложения новых машин. В настоящий же момент ситуация достаточно сложная: на фоне коронавируса и продолжающегося кризиса автокомпонентов производство автомобилей всё ещё отстаёт от своих допандемийных показателей.

    Фото: pexels.com

    Есть у предложений по запрету старых транспортных средств и другая проблема, пожалуй, неочевидная с первого взгляда. Это — утилизация «списанных» автомобилей.

    Массовый отказ от устаревших авто может стать причиной массовых же свалок, поскольку вопрос качественной утилизации мусора также остаётся одним из самых острых в стране. И вряд ли выброшенные куда попало остовы отслуживших своё машин пойдут на пользу экологии, о которой хотят позаботиться с помощью этой инициативы.

    Впрочем, работающая программа утилизации старых автомобилей только послужила бы на пользу экологии. Поддержка государства, сопряжённая с получением дополнительных льгот при покупке новых авто, могла бы также стать драйвером интереса со стороны водителей и владельцев ТС.

    Подобная программа уже существовала в 2013–2018 годах, когда за сдачу старого автомобиля в утилизацию можно было получить скидку на приобретение нового.

    На прошлой неделе о целесообразности перезапуска программы утилизации высказался первый вице-премьер страны Андрей Белоусов. По информации издания «КоммерсантЪ», Президент России Владимир Путин уже дал Минпромторгу поручение проработать соответствующую идею.

    Читайте также: “Цена спецтехники после утильсбора: к чему идёт рынок?”.

    Есть ли альтернатива запрету старых авто?

    Запрет на автомобили старше определённого возраста в любом случае не может быть введён без дополнительных мер. Кроме стимулирования государством покупки новых авто, такой мерой могло бы стать создание и внедрение системы контроля за техническим состоянием ТС-«пенсионеров».

    По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, нельзя грести все машины под одну гребёнку, ведь у ответственного владельца и 30-летний грузовик может находиться в идеальном состоянии.

    Более того, при длительном пользовании хозяева нередко меняют детали автомобилей, в том числе и ключевые, а значит, со временем транспортное средство в некоторых случаях может в каком-то смысле даже обновиться.

    Фото: pexels.com

    Вердикт о допустимости или недопустимости использования той или иной машины на отечественных дорогах должен базироваться не на её возрасте, а на её соответствии требованиям трехрегламента, для установления которого можно ввести соответствующую экспертизу.

    Такой индивидуализированный подход позволил бы решить как минимум проблему с безопасностью дорожного движения: неисправные и потенциально опасные автомобили просто выводились бы из эксплуатации, в то время как для машин, содержащихся в надлежащем состоянии, дороги были бы всё ещё открыты.

    На пользу безопасности пошла бы и профилактическая работа со всеми участниками дорожного движения, ведь далеко не всегда причиной ДТП становится возраст ТС, попадающих в них.

    Когда начнёт действовать запрет на автомобили старше определённого возраста?

    Итак, по информации ГИБДД, из порядка 60 млн транспортных средств, зарегистрированных в России, больше 20 млн имеют возраст старше 15 лет, ещё 10 млн уже перешагнули за 10-летний рубеж эксплуатации.

    Другими словами, в зоне риска — практически половина действующего автомобильного парка страны. Очевидно, что даже самый строгий законодательный запрет не сможет одномоментно изменить ситуацию, оставив за бортом такое количество машин и их владельцев.

    Для того чтобы реализовать идею запрета старых автомобилей на практике, потребуется, во-первых, большая работа по созданию самого механизма грядущих изменений и формированию необходимой для него нормативной базы, а во-вторых, немалое количество времени — скорее всего, несколько лет.

    В 2022 году кардинальных изменений ждать точно не стоит, а вот предпосылок для них — очень даже.

    Читайте также: «Каким был рынок грузового транспорта и LCV в 2021 году?».

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    LCV | Грузовик | минпромторг
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: