Из материалов исследования компании «Автостат Инфо» известно, что к концу 2016 года роста продаж новых автобусов в России заметно ускорился. После спада в начале осени, когда в сентябре рынок «просел» до 824 штук, в ноябре объём реализации достиг 1057 единиц, при том, что в октябре было продано 887 автобусов.
В ноябре этого года продажи новых автобусов в стране выросли относительно прошлогоднего показателя (564 единицы) на 90,6%. Годовая динамик рынка также находится в плюсовой зоне: за январь-ноябрь было реализовано 9054 новых автобуса, что на 13,5% выше уровня продаж прошлого года.
Анализ рынка показывает, что его рост идёт, преимущественно, за счёт техники отечественных марок. В ноябре 2016 года российские автобусы заняли 98,7% на рынке, их продажи составили 1061 единицу, что на 96,5% превысило результат прошлого года. С начала года и по ноябрь включительно рост продаж в сегменте новых автобусов составил 16% в годовом сопоставлении, всего было продано 8822 единиц техники, которая заняла на рынке долю в размере 97,4%. Продажи автобусов иностранных брендов к концу году вышли на минимальные показатели. В ноябре было реализовано всего 14 таких автобусов, на 41,7% меньше, чем годом ранее. Их доля на рынке сократилась до 1,3% (годом ранее — 4,3%).
Анализируя годовую динамику рынка новых автобусов, эксперты «Автостат Инфо» отмечают, что в ноябре, второй раз за 11 месяцев, объём реализации техники превысил тысячу единиц. Рекордным для рынка в 2016 году месяцем остаётся июль, когда в России было реализовано 1127 новых автобусов.
Рекордный рост автобусного рынка аналитики «Автостат Инфо» зафиксировали в Южном ФО. Здесь в ноябре было продано 79 единиц техники, на 295% больше, чем годом ранее. Причём весь этот объём составили отечественные автобусы, из которых 77 ПАЗ, один КАвЗ и один ЛиАЗ. В Северо-Западном регионе объём продаж новых автобусов вырос в ноябре в сравнении с прошлым годом на 153,2%, до 119 единиц. Здесь также лидирует ПАЗ, который продал 81 автобус, увеличив продажи на 161,3%. В Центральном ФО в ноябре этого года продажи автобусов выросли на 127,4%, до 382 единиц. При этом сегмент машин отечественных брендов «прибавил» 137%, увеличив продажи до 379 единиц. Основную долю продаж, более 56%, составили автобусы ЛиАЗ (214 штук, +132,6%), а на автобусы марки ПАЗ пришлось 38,5%, всего было продано 147 единиц техники, на 149% больше, чем годом ранее. Добавим, что в Сибирском федеральном округе прирост автобусного рынка составил 112,5% в ноябре, всего было продано 136 единиц техники, из которых — 135 автобусов российских марок (+121,3%). При этом Красноярский край по-прежнему остаётся крупнейшим рынком сбыта автобусов в регионе. Здесь за отчётный месяц было реализовано 33 автобуса, на 312% больше, чем годом ранее. Добавим, что в ноябре многократный прирост продаж автобусов был зафиксирован и в Читинской области, относительно 2015 года объём реализации вырос с 1 до 20 единиц техники.
Лидером общероссийского рейтинга рынка автобусов является ПАЗ. Отечественный производитель лидирует с более чем двухкратным отрывом от своих конкурентов. Так, в ноябре на российском автобусном рынке ПАЗ реализовал 632 новых автобусов, на 83,7% больше, чем годом ранее. За 11 месяцев этого года отечественный производитель продал 4869 единиц, что на 12,6% выше уровня продаж прошлого года. «ЛиАЗ» занимает второе место в рейтинге производителей с показателем 218 проданных автобусов в ноябре, это на 114% превышает прошлогодний уровень продаж. С начала года и по ноябрь включительно в России было продано 1570 новых ЛиАЗов, на 55,3% больше, чем годом ранее.
Остальные производители автобусов в ноябре этого года не смогли преодолеть рубеж по продажам в сотню единиц. Так, НефАЗ, который занимает третье место в рейтинге, в ноябре продал 67 новых автобусов, улучшив свой прошлогодний результат на 13,6%. С начала года и по ноябрь включительно НефАЗ продал 872 автобуса (-15,5%), показав третий по величине результат продаж.
Далее в рейтинге марок автобусного рынка РФ по итогам ноября расположились МАЗ — 59 единиц (+321%), КАвЗ — 38 штук (+245,5%), «Волжанин» — 24 автобуса (годом ранее — 2 штуки), «Урал» — 23 единицы (+187,5%), Yutong (5 штук, +25%), King Long (4 единицы, +33,3%), а также MAN (3 штуки, +50%).
В рейтинге автобусного рынка по итогам 11 месяцев 2016 года четвёртое место занимает МАЗ, который продал 722 единицы техники, на 60,4% больше, чем годом ранее, на пятой позиции находится «Урал», реализовавший 287 автобусов, что на 40% превышает результат годичной давности.
Остальные места в рейтинге автобусного рынка за 11 месяцев распределились таким образом: КАвЗ — 263 штуки (+2,3%), «Волжанин» — 237 штук (-11,9%), Yutong (46 единиц, +820%), MAN (33 единицы, +37,5%) и King Long (25 штук, +8,7%). Отметим, что в ноябре этого года показатели ПАЗа на автобусном рынке страны вышли на самый высокий за 11 месяцев уровень. До этого самый высокий показатель был зафиксирован в июле и составил 612 штук.
В модельной структуре рынка автобусов в России по итогам ноябрьских продаж лидирует модель ПАЗ-3205 с приростом на 50,6% (продано 348 штук). За ней идёт ЛиАЗ-5292, который разошёлся на рынке в ноябре в количестве 142 штуки, что на 57,8% больше результата прошлого года. Третье место по продажам в ноябре у ПАЗ-3204 — 136 автобусов (+231%). В ноябрьский ТОП-5 автобусного рынка попадают также ПАЗ-4234 (76 штук, +153,3%) и ЛиАЗ-4292 (72 единицы).
ТОП-5 автобусного рынка за январь-ноябрь этого года возглавляет ПАЗ-3205, который за этот период разошёлся на рынке в количестве 3164 штуки, улучшив свой прошлогодний результат на 14%. На втором месте находится ПАЗ-3204, объём продаж этой модели вырос за 11 месяцев на 32,3% в годовом выражении, до 783 штук. Третью строчку рейтинга удерживает ЛиАЗ-5292 — 655 штук. (+12,7%). За ним следуют ЛиАЗ-4292 (603 единицы) и ПАЗ-4234 (467 автобусов, -14,8%).
Ноябрьский скачок продаж на рынке автобусов вселяет оптимизм и позволяет рассчитывать в целом на положительный годовой показатель продаж. В 2016 году драйвером роста рынка автобусов стала государственная программа обновления автобусных парков в регионах. В ближайшей перспективе помимо этой программы фактором, влияющим на рост продаж, станет увеличивающийся спрос на автобусы больших классов. Кроме того, возможно уже в 2017 году положительный эффект на рынок окажет отложенный спрос, а также обновление ввозных пошлин на комплектующие для техники, работающей на природном газе, поспособствует сокращению производственных затрат на выпуск автобусов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: