Тренды и прогнозы рынка спецтехники и LCV на 2022 год - iGrader.ru
Фото:unsplash.com/@thekidflame

Основные тренды и прогнозы рынка спецтехники на 2022 год: мнения экспертов

Конец года — лучшее время для того, чтобы оглянуться назад, сделать выводы и подвести итоги. Поэтому сегодня рассматриваем российский рынок коммерческих авто и спецтехники во всех подробностях, изучаем тренды, существующие в настоящем, и думаем о будущих перспективах. Обобщаем для вас всё, о чём на седьмой ежегодной международной конференции «Автолизинг и спецтехника: основные тренды и прогнозы на 2022 год» говорили эксперты, экономисты, пользователи и производители.

Отечественный рынок коммерческих автомобилей и спецтехники в цифрах

По словам Андрея Томышева, партнёра Ernst & Young, руководителя группы по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ, «на автомобильном рынке России всё замечательно».

По сравнению с мировым рынком, пережившим за время пандемии серьёзное экономическое падение, отечественный «упал» в два раза меньше. Причиной, по мнению эксперта, во многом послужил эффект низкой базы, однако тем проще будет вернуться к прежним позициям.

При этом спрос на коммерческие автомобили есть, и не только отложенный. Отмечают рост продаж и производители спецтехники: несмотря на активный ввоз импортной продукции, ассоциация «Росспецмаш» говорит о 52-процентном присутствии на рынке сельскохозяйственной техники и почти 30-процентном  — на рынке дорожно-строительной и прицепной.

Аналитическое агентство «Автостат» также готово подводить предварительные итоги 2021 года.

По словам исполнительного директора агентства Сергея Удалова, одним из самых крупно растущих в этом году стал сегмент крупнотоннажных грузовиков. Так, за 10 месяцев продаж HCV прибавили 43% по сравнению с показателями 2020 года, а всего за год будет продано около 76 тыс. автомобилей, что на 34% превысит результаты прошлых 12 месяцев.

Стремительное развитие демонстрируют и лёгкие коммерческие автомобили. За период с января по ноябрь в России продали 114 тыс. единиц, и это на 40% больше, чем за аналогичный период в 2020 году. Правда, в ближайшее время темп продаж снизится — и к концу года выйдет на итоговый прирост в 32%. Что, впрочем, тоже неплохо. Своим «расцветом» LCV обязаны пандемии и стремительно выросшей в эти непростые времена роли доставок.

Что до среднетоннажных автомобилей, динамика роста здесь традиционно чуть меньше: десятимесячный прирост продаж по отношению к прошлому году составил только 20%, а годовой прогноз даже ниже — 15%.

Ещё одно интересное наблюдение: если раньше цены на автомобили с пробегом росли в куда более медленных темпах, чем цены на новые, то за 10 месяцев 2021 года, по данным специалистов агентства, цена на транспортные средства категории б/у прибавила 24% — и эта тенденция сохранится и в будущем.

Дефицит микроэлектроники, дефицит водителей… дефицит всего?

В 2021 году дефицит стал трендом номер 1 во всей автомобильной отрасли, причём это понятие просочилось в самые разные сферы, превратившись в буквальном смысле в дефицит практически всего.

Первое, о чём единогласно упомянули эксперты, — микроэлектроника, поставки которой с началом пандемии упали в серьёзную яму, потянув за собой и всё остальное. Другой момент, на который обратил особенное внимание коммерческий директор Volvo Trucks Россия Евгений Жевако, заключается в дефиците профессионалов — в первую очередь квалифицированных водителей. По словам эксперта, нехватка специалистов в буквальном смысле приводит к простою: перевозчики вынуждены существенно сокращать рабочий процесс или даже останавливать его.

О серьёзном дефиците говорят и дилеры — правда, это уже дефицит самих автомобилей и комплектующих! Спрос в настоящее время превышает предложение — и пока сделать с этим мало что удаётся, признаётся заместитель коммерческого директора ГК «Русбизнесавто» Денис Черепов. По его словам, одна из основных характеристик текущего состояния отечественного рынка коммерческих авто и спецтехники — это «опережающий спрос на технику, который в текущих реалиях мы не можем удовлетворить». Если раньше средний склад компании состоял из 1500 единиц суммарно по всем позициям, теперь их там только 600.

В подтверждение тезиса приводит пример и Евгений Жевако: внутрироссийские продажи Volvo Trucks по изначальному плану должны были составить около 5 тыс. машин за год, но уже к началу сентября перевалили за отметку в 11 тыс. — а это больше, чем может поставить завод, даже работая на максимальной мощности.

С одной стороны, активный спрос развивает рынок и свидетельствует о формировании у потребителя запроса на надёжную и эффективную технику, однако с другой стороны — эта ситуация может обернуться коллапсом…

Беспрецедентный рост цен (на авто и не только)

Логичным следствием любого дефицита становится рост стоимости, в том числе и весьма стремительный.

Цены растут буквально на всё: начиная от зерна (что, по словам производителей сельскохозяйственной спецтехники, формирует устойчивый спрос у аграриев), заканчивая металлом (что, в свою очередь, влияет на стоимость всего, что из металла сделано). Дорожают транспортировка и производство, топливо и обслуживание, сами машины.

Практически всех пользователей волнует вопрос: когда цены вернутся к допандемийному уровню?

Ответ экспертов однозначен и неумолим: никогда.

«Наступила новая реальность, и возврата не будет», — высказал своё мнение региональный менеджер Volkswagen Commercial Дмитрий Степин.

При этом нельзя сказать, что производители этому рады. Большинство из них всерьёз обеспокоены сложностью условий, в которых сейчас оказываются владельцы и потребители техники.

Евгений Жевако рассказывает, что, несмотря на повсеместную консолидацию бизнеса, характерную для любой отрасли, 80% всех перевозок в России осуществляется перевозчиками с небольшими парками.

«Выросли не только цены на грузовики. Опережающими темпами растут затраты перевозчиков — на шины, на комплектующие, на топливо. И всё это — при диком дефиците на водителей», — говорит представитель VolvoTrucks.

Как окупать новую технику, и где предел её рентабельности? Смогут ли пользователи выдерживать этот ценовой пресс? Эти вопросы становятся сегодня крайне актуальными.

Фуры на стоянке
Фото: marcinjozwiak, unsplash.com/@marcinjozwiak

Государственные программы поддержки

В сложной ситуации на помощь гражданам должно приходить государство, и эксперты отмечают, что это действительно так.

Руководитель департамента продаж комбайнового завода «Ростсельмаш» Виктор Коваленко говорит о том, что программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники (она же — Госпрограмма №1432, или просто Программа 1432) является основным механизмом государственной поддержки для отечественного сельскохозяйственного машиностроения и позволяет снизить стоимость на сельхозмашины на 10, а для отдельных регионов и на 15%.

Важнейшую роль играют также программы льготного кредитования для производителей и потребителей, а также возможности льготного лизинга.

Денис Черепов также отмечает незаменимость подобных программ и различных федеральных инфраструктурных проектов: именно государственная программа льготной ипотеки, по мнению эксперта, стимулировала спрос на технику в строительной отрасли.

Отложим на потом… Или не станем? Новые модели коммерческих авто и спецтехники

Нет, речь вовсе не об отложенном спросе. Речь о том, что из-за связанного с микроэлектроникой дефицита некоторые компании были вынуждены отложить производство новинок. Одной из таких компаний стал Volkswagen, пообещавший на 2022 год выпуск большого количества новых моделей в сегменте легкового коммерческого транспорта.

Одна из главных проблем — общая изношенность автопарка

Об изношенности городского общественного транспорта мы слышали не раз, и точно такой же тренд наблюдается среди специализированной техники: по словам Виктора Коваленко, около половины сельскохозяйственного парка страны составляют машины со сроком эксплуатации больше 10 лет.

Этот факт может быть интерпретирован как в отрицательную, так и в положительную сторону: несмотря на сложности, которые сулит использование «возрастной» техники в работе, она же становится мощным стимулом для обновления парка и покупки нового оборудования.

Автоматизация, цифровизация и электрификация транспорта

А новое оборудование, по словам Виктора Коваленко, всегда мощнее и умнее предыдущего. По его словам, именно тренд на цифровизацию, автоматизацию и интеллектуализацию сельхозмашин «Ростсельмаш» считает для себя номером один. Компании легко говорить: ещё в 2020 году «Ростсельмаш» продемонстрировал широкой публике свой беспилотный комбайн. Уже сейчас в России эксплуатируют с десяток единиц такой техники, причём поставки ещё продолжаются, а в следующем году руководство завода прогнозирует рост продаж своего робокомбайна «в разы, если не в десятки раз».

Читайте также: Бульдозер из будущего: привет от Челябинска!

Кроме того, активному внедрению подлежат разнообразные цифровые системы, касающиеся, в первую очередь, вождения, телеметрии, автоматизации важнейших процессов и, конечно, безопасности. На реализацию этого тренда работают практически все производители — как в России, так и за рубежом.

Поддерживает общий тренд и «ЧЕТРА», основными потребителями продукции от которой являются небольшие компании дорожного и инфраструктурного строительства, а также промышленные предприятия и крупные компании добывающей отрасли.

В сентябре компания запустила в производство бульдозеры на дистанционном управлении, сейчас — говорит о том, что за 9 месяцев текущего года показала значительный рост как по объёмам производства, так и по продажам, а по итогам года планирует вырасти ещё сильнее.

О тренде на автоматизированный, а то и автономный транспорт, рассказывает и Мария Михайленко, управляющий партнёр московского офиса Roland Berger. Для оценки изменений, происходящих в транспортном секторе, компания проводит исследование «Радар инноваций в автопроме» в том числе и в России. Исследование ведут с 2017 года, и последние данные говорят о том, что повсеместное распространение беспилотного транспорта и беспилотной же техники — это, безусловно, будущее, но вовсе не фантастическое, а то, до которого рукой подать, и которое мы сами можем приблизить.

«Электрическое» же будущее приближается уже сейчас. Правительство России анонсирует на ближайшую пятилетку массовую поставку электробусов в регионы, а КАМАЗ обещает в 2022 году представить новое поколение соответствующих моделей.

Читайте также: Электрический «КАМАЗ»: новинки и не только

Прогнозы на будущее

Большинство экспертов в прогнозах на будущее проявляют определённую осторожность, поскольку дефицит микроэлектроники и производства автомобилей рискует затянуться.

По словам Андрея Томышева, большинство международных концернов обслуживают Россию по остаточному принципу — как компонентами, так и готовыми машинами, и это не могло не ударить по рынку, однако уже сейчас видно улучшение ситуации, а к середине 2022 года она, скорее всего, нормализуется.

Эксперт уверен: для того чтобы отрасль действительно пришла в себя, необходима стабилизационная, социальная и секторальная поддержка со стороны государства. Уже сейчас в гораздо лучшей ситуации находятся те, кому такую поддержку оказывали, то есть — отечественные производители или те, кто имеет собственные заводы на территории России.

С этим положением согласен Евгений Жевако — представитель одной из немногих зарубежных грузовых марок, производящих технику в нашей стране: «Наличие собственного завода позволяет нам быть быстрее с точки зрения поставки именно того, что необходимо российскому рынку».

Скорую стабилизацию прогнозирует и лизинговая компания «КАМАЗ». Исполнительный директор компании Ильшат Авзалов говорит о том, что уже к середине следующего года проблемы дефицита решатся — во всяком случае, грузовой техники.

Что до техники специализированной, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов считает, что рынок вернётся в прошлое состояние к концу 2022 года.

«Первые три квартала, скорее всего, объёмы продаж будут расти, а вот с четвёртого начнётся тенденция к снижению. Таким образом, дефицит исчерпает себя в течение 9 месяцев», — прогнозирует эксперт.

Что интересно, на следующий год «ЧЕТРА» (а вместе с ней и «Ростсельмаш») планируют активное наступление на международный рынок. Экспорт в другие страны станет для них точкой роста, в то время как работа с российским потребителем останется тем же приоритетом, которым является в настоящий момент.

Куда менее позитивную точку зрения высказывает руководитель корпоративных продаж и автомобилей с пробегом Jaguar Land Rover Дмитрий Астрахан. По словам эксперта, то, что происходит с рынком транспорта и спецтехники сейчас, началось далеко не вчера и даже не с пандемией. Первой ласточкой стал Brexit, за ним — повлиявшие на логистические цепочки войны, и только потом в игру вступил коронавирус со всеми его долгоиграющими последствиями. Говорить о выходе из ситуации — даже на горизонтальный участок — рано, а до улучшения и вовсе пока ещё далеко.

Какая из созданных экспертами картинок будущего окажется верной, покажет время. Сейчас можно говорить лишь о том, что по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2021 году рост ВВП составит 4,3% вместо ожидавшихся изначально 3,8%, а годовая инфляция по данным Росстата уже выросла до 8,1%.

Рост инфляции неминуемо сопровождается ростом цен, а повышение стоимости новых автомобилей и техники приводит к появлению у покупателя желания сэкономить и воспользоваться опцией покупки транспортного средства или спецтехники «с рук». В такой ситуации вырастает и стоимость б/у машин, что, в свою очередь, подталкивает пользователей к поиску альтернативных возможностей — в том числе лизинга.

Постепенный рост доли лизинга в продажах грузовиков, лёгких коммерческих автомобилей и спецтехники — тоже тренд, и подробнее об этом мы расскажем в следующем материале.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: