Фото:unsplash.com/@thekidflame

Основные тренды и прогнозы рынка спецтехники на 2022 год: мнения экспертов

Конец года — лучшее время для того, чтобы оглянуться назад, сделать выводы и подвести итоги. Поэтому сегодня рассматриваем российский рынок коммерческих авто и спецтехники во всех подробностях, изучаем тренды, существующие в настоящем, и думаем о будущих перспективах. Обобщаем для вас всё, о чём на седьмой ежегодной международной конференции «Автолизинг и спецтехника: основные тренды и прогнозы на 2022 год» говорили эксперты, экономисты, пользователи и производители.

Отечественный рынок коммерческих автомобилей и спецтехники в цифрах

По словам Андрея Томышева, партнёра Ernst & Young, руководителя группы по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ, «на автомобильном рынке России всё замечательно».

По сравнению с мировым рынком, пережившим за время пандемии серьёзное экономическое падение, отечественный «упал» в два раза меньше. Причиной, по мнению эксперта, во многом послужил эффект низкой базы, однако тем проще будет вернуться к прежним позициям.

При этом спрос на коммерческие автомобили есть, и не только отложенный. Отмечают рост продаж и производители спецтехники: несмотря на активный ввоз импортной продукции, ассоциация «Росспецмаш» говорит о 52-процентном присутствии на рынке сельскохозяйственной техники и почти 30-процентном  — на рынке дорожно-строительной и прицепной.

Аналитическое агентство «Автостат» также готово подводить предварительные итоги 2021 года.

По словам исполнительного директора агентства Сергея Удалова, одним из самых крупно растущих в этом году стал сегмент крупнотоннажных грузовиков. Так, за 10 месяцев продаж HCV прибавили 43% по сравнению с показателями 2020 года, а всего за год будет продано около 76 тыс. автомобилей, что на 34% превысит результаты прошлых 12 месяцев.

Стремительное развитие демонстрируют и лёгкие коммерческие автомобили. За период с января по ноябрь в России продали 114 тыс. единиц, и это на 40% больше, чем за аналогичный период в 2020 году. Правда, в ближайшее время темп продаж снизится — и к концу года выйдет на итоговый прирост в 32%. Что, впрочем, тоже неплохо. Своим «расцветом» LCV обязаны пандемии и стремительно выросшей в эти непростые времена роли доставок.

Что до среднетоннажных автомобилей, динамика роста здесь традиционно чуть меньше: десятимесячный прирост продаж по отношению к прошлому году составил только 20%, а годовой прогноз даже ниже — 15%.

Ещё одно интересное наблюдение: если раньше цены на автомобили с пробегом росли в куда более медленных темпах, чем цены на новые, то за 10 месяцев 2021 года, по данным специалистов агентства, цена на транспортные средства категории б/у прибавила 24% — и эта тенденция сохранится и в будущем.

Дефицит микроэлектроники, дефицит водителей… дефицит всего?

В 2021 году дефицит стал трендом номер 1 во всей автомобильной отрасли, причём это понятие просочилось в самые разные сферы, превратившись в буквальном смысле в дефицит практически всего.

Первое, о чём единогласно упомянули эксперты, — микроэлектроника, поставки которой с началом пандемии упали в серьёзную яму, потянув за собой и всё остальное. Другой момент, на который обратил особенное внимание коммерческий директор Volvo Trucks Россия Евгений Жевако, заключается в дефиците профессионалов — в первую очередь квалифицированных водителей. По словам эксперта, нехватка специалистов в буквальном смысле приводит к простою: перевозчики вынуждены существенно сокращать рабочий процесс или даже останавливать его.

О серьёзном дефиците говорят и дилеры — правда, это уже дефицит самих автомобилей и комплектующих! Спрос в настоящее время превышает предложение — и пока сделать с этим мало что удаётся, признаётся заместитель коммерческого директора ГК «Русбизнесавто» Денис Черепов. По его словам, одна из основных характеристик текущего состояния отечественного рынка коммерческих авто и спецтехники — это «опережающий спрос на технику, который в текущих реалиях мы не можем удовлетворить». Если раньше средний склад компании состоял из 1500 единиц суммарно по всем позициям, теперь их там только 600.

В подтверждение тезиса приводит пример и Евгений Жевако: внутрироссийские продажи Volvo Trucks по изначальному плану должны были составить около 5 тыс. машин за год, но уже к началу сентября перевалили за отметку в 11 тыс. — а это больше, чем может поставить завод, даже работая на максимальной мощности.

С одной стороны, активный спрос развивает рынок и свидетельствует о формировании у потребителя запроса на надёжную и эффективную технику, однако с другой стороны — эта ситуация может обернуться коллапсом…

Беспрецедентный рост цен (на авто и не только)

Логичным следствием любого дефицита становится рост стоимости, в том числе и весьма стремительный.

Цены растут буквально на всё: начиная от зерна (что, по словам производителей сельскохозяйственной спецтехники, формирует устойчивый спрос у аграриев), заканчивая металлом (что, в свою очередь, влияет на стоимость всего, что из металла сделано). Дорожают транспортировка и производство, топливо и обслуживание, сами машины.

Практически всех пользователей волнует вопрос: когда цены вернутся к допандемийному уровню?

Ответ экспертов однозначен и неумолим: никогда.

«Наступила новая реальность, и возврата не будет», — высказал своё мнение региональный менеджер Volkswagen Commercial Дмитрий Степин.

При этом нельзя сказать, что производители этому рады. Большинство из них всерьёз обеспокоены сложностью условий, в которых сейчас оказываются владельцы и потребители техники.

Евгений Жевако рассказывает, что, несмотря на повсеместную консолидацию бизнеса, характерную для любой отрасли, 80% всех перевозок в России осуществляется перевозчиками с небольшими парками.

«Выросли не только цены на грузовики. Опережающими темпами растут затраты перевозчиков — на шины, на комплектующие, на топливо. И всё это — при диком дефиците на водителей», — говорит представитель VolvoTrucks.

Как окупать новую технику, и где предел её рентабельности? Смогут ли пользователи выдерживать этот ценовой пресс? Эти вопросы становятся сегодня крайне актуальными.

Фуры на стоянке
Фото: marcinjozwiak, unsplash.com/@marcinjozwiak

Государственные программы поддержки

В сложной ситуации на помощь гражданам должно приходить государство, и эксперты отмечают, что это действительно так.

Руководитель департамента продаж комбайнового завода «Ростсельмаш» Виктор Коваленко говорит о том, что программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники (она же — Госпрограмма №1432, или просто Программа 1432) является основным механизмом государственной поддержки для отечественного сельскохозяйственного машиностроения и позволяет снизить стоимость на сельхозмашины на 10, а для отдельных регионов и на 15%.

Важнейшую роль играют также программы льготного кредитования для производителей и потребителей, а также возможности льготного лизинга.

Денис Черепов также отмечает незаменимость подобных программ и различных федеральных инфраструктурных проектов: именно государственная программа льготной ипотеки, по мнению эксперта, стимулировала спрос на технику в строительной отрасли.

Отложим на потом… Или не станем? Новые модели коммерческих авто и спецтехники

Нет, речь вовсе не об отложенном спросе. Речь о том, что из-за связанного с микроэлектроникой дефицита некоторые компании были вынуждены отложить производство новинок. Одной из таких компаний стал Volkswagen, пообещавший на 2022 год выпуск большого количества новых моделей в сегменте легкового коммерческого транспорта.

Одна из главных проблем — общая изношенность автопарка

Об изношенности городского общественного транспорта мы слышали не раз, и точно такой же тренд наблюдается среди специализированной техники: по словам Виктора Коваленко, около половины сельскохозяйственного парка страны составляют машины со сроком эксплуатации больше 10 лет.

Этот факт может быть интерпретирован как в отрицательную, так и в положительную сторону: несмотря на сложности, которые сулит использование «возрастной» техники в работе, она же становится мощным стимулом для обновления парка и покупки нового оборудования.

Автоматизация, цифровизация и электрификация транспорта

А новое оборудование, по словам Виктора Коваленко, всегда мощнее и умнее предыдущего. По его словам, именно тренд на цифровизацию, автоматизацию и интеллектуализацию сельхозмашин «Ростсельмаш» считает для себя номером один. Компании легко говорить: ещё в 2020 году «Ростсельмаш» продемонстрировал широкой публике свой беспилотный комбайн. Уже сейчас в России эксплуатируют с десяток единиц такой техники, причём поставки ещё продолжаются, а в следующем году руководство завода прогнозирует рост продаж своего робокомбайна «в разы, если не в десятки раз».

Читайте также: Бульдозер из будущего: привет от Челябинска!

Кроме того, активному внедрению подлежат разнообразные цифровые системы, касающиеся, в первую очередь, вождения, телеметрии, автоматизации важнейших процессов и, конечно, безопасности. На реализацию этого тренда работают практически все производители — как в России, так и за рубежом.

Поддерживает общий тренд и «ЧЕТРА», основными потребителями продукции от которой являются небольшие компании дорожного и инфраструктурного строительства, а также промышленные предприятия и крупные компании добывающей отрасли.

В сентябре компания запустила в производство бульдозеры на дистанционном управлении, сейчас — говорит о том, что за 9 месяцев текущего года показала значительный рост как по объёмам производства, так и по продажам, а по итогам года планирует вырасти ещё сильнее.

О тренде на автоматизированный, а то и автономный транспорт, рассказывает и Мария Михайленко, управляющий партнёр московского офиса Roland Berger. Для оценки изменений, происходящих в транспортном секторе, компания проводит исследование «Радар инноваций в автопроме» в том числе и в России. Исследование ведут с 2017 года, и последние данные говорят о том, что повсеместное распространение беспилотного транспорта и беспилотной же техники — это, безусловно, будущее, но вовсе не фантастическое, а то, до которого рукой подать, и которое мы сами можем приблизить.

«Электрическое» же будущее приближается уже сейчас. Правительство России анонсирует на ближайшую пятилетку массовую поставку электробусов в регионы, а КАМАЗ обещает в 2022 году представить новое поколение соответствующих моделей.

Читайте также: Электрический «КАМАЗ»: новинки и не только

Прогнозы на будущее

Большинство экспертов в прогнозах на будущее проявляют определённую осторожность, поскольку дефицит микроэлектроники и производства автомобилей рискует затянуться.

По словам Андрея Томышева, большинство международных концернов обслуживают Россию по остаточному принципу — как компонентами, так и готовыми машинами, и это не могло не ударить по рынку, однако уже сейчас видно улучшение ситуации, а к середине 2022 года она, скорее всего, нормализуется.

Эксперт уверен: для того чтобы отрасль действительно пришла в себя, необходима стабилизационная, социальная и секторальная поддержка со стороны государства. Уже сейчас в гораздо лучшей ситуации находятся те, кому такую поддержку оказывали, то есть — отечественные производители или те, кто имеет собственные заводы на территории России.

С этим положением согласен Евгений Жевако — представитель одной из немногих зарубежных грузовых марок, производящих технику в нашей стране: «Наличие собственного завода позволяет нам быть быстрее с точки зрения поставки именно того, что необходимо российскому рынку».

Скорую стабилизацию прогнозирует и лизинговая компания «КАМАЗ». Исполнительный директор компании Ильшат Авзалов говорит о том, что уже к середине следующего года проблемы дефицита решатся — во всяком случае, грузовой техники.

Что до техники специализированной, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов считает, что рынок вернётся в прошлое состояние к концу 2022 года.

«Первые три квартала, скорее всего, объёмы продаж будут расти, а вот с четвёртого начнётся тенденция к снижению. Таким образом, дефицит исчерпает себя в течение 9 месяцев», — прогнозирует эксперт.

Что интересно, на следующий год «ЧЕТРА» (а вместе с ней и «Ростсельмаш») планируют активное наступление на международный рынок. Экспорт в другие страны станет для них точкой роста, в то время как работа с российским потребителем останется тем же приоритетом, которым является в настоящий момент.

Куда менее позитивную точку зрения высказывает руководитель корпоративных продаж и автомобилей с пробегом Jaguar Land Rover Дмитрий Астрахан. По словам эксперта, то, что происходит с рынком транспорта и спецтехники сейчас, началось далеко не вчера и даже не с пандемией. Первой ласточкой стал Brexit, за ним — повлиявшие на логистические цепочки войны, и только потом в игру вступил коронавирус со всеми его долгоиграющими последствиями. Говорить о выходе из ситуации — даже на горизонтальный участок — рано, а до улучшения и вовсе пока ещё далеко.

Какая из созданных экспертами картинок будущего окажется верной, покажет время. Сейчас можно говорить лишь о том, что по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2021 году рост ВВП составит 4,3% вместо ожидавшихся изначально 3,8%, а годовая инфляция по данным Росстата уже выросла до 8,1%.

Рост инфляции неминуемо сопровождается ростом цен, а повышение стоимости новых автомобилей и техники приводит к появлению у покупателя желания сэкономить и воспользоваться опцией покупки транспортного средства или спецтехники «с рук». В такой ситуации вырастает и стоимость б/у машин, что, в свою очередь, подталкивает пользователей к поиску альтернативных возможностей — в том числе лизинга.

Постепенный рост доли лизинга в продажах грузовиков, лёгких коммерческих автомобилей и спецтехники — тоже тренд, и подробнее об этом мы расскажем в следующем материале.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

LCV | прогноз | рынок | спецтехника
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: