О проблеме переработки и, как следствие, усталости водителей известно давно. Периодически (обычно после очередной массовой аварии) надзорные органы бросаются с проверками на предприятия и дороги, а законодатели пытаются восполнить пробелы в нормативных документах. Через какое-то время активность сходит на нет. До следующей трагедии. К сожалению, сказать, как часто происходят дорожно-транспортные происшествия, вызванные усталостью водителей, невозможно. Официальная статистика в этом отношении отсутствует. А вот по негласным данным, каждая пятая авария вызвана пониженной концентрацией внимания шофёров.
Одно из последних нововведений для водителей большегрузной техники и автобусов — обязательная установка тахографов. Эти приборы призваны отслеживать, какое количество времени человек провёл за рулём. По мнению чиновников, именно эти приборы не позволяют дальнобойщикам в нарушение приказа Минтранса работать по 10–14 часов в сутки, а оставшиеся восемь часов спать в кабине. С одной стороны — заимствованная в Европе инициатива только на пользу. А с другой…
«Тахографы не являются средством для контроля за состоянием водителей. Их задача — контролировать время работы и отдыха. Состояние водителя они не определяют и не предотвращают выпуск спящих людей на дорогу», — считает менеджер по обучению водителей ООО «Скания-Русь» Алексей Олин.
Естественно, за этим должны следить медики на предрейсовом контроле. Но будем честны: какой дальнобойщик в чистом поле между регионами будет искать медпункт? Он просто поедет дальше.
Видимо, следующим шагом властьимущих станет обязательное оснащение грузовиков и автобусов специальными системами контроля усталости водителей. Они уже существуют и многие иностранные автопроизводители (правда, преимущественно пока легкового транспорта) уже оснащают ими свои модели.
Например, на машинах Mercedes-Benz с 2011 года присутствует система Attention Assist. Она анализирует манеру езды, поведение за рулём, использование руля и педалей, состояние дорожного полотна и прочие данные. В случае выявления отклонений в действиях водителя и траектории движения автомобиля на панели приборов на скорости свыше 80 км/ч появляется надпись о необходимости сделать перерыв, сопровождающаяся звуковым сигналом. Если водитель игнорирует требование и продолжает движение в сонливом состоянии, система повторяет сигналы с периодичностью 15 минут.
За водителями Lexus следят видеокамеры в панели приборов. Как только они видят закрытые глаза, запускается громкая система для пробуждения.
А вот система Driver Alert Control от Volvo с помощью видеокамеры следит не за водителем, а за движением автомобиля. Если машина начнёт часто вилять или съезжать с полосы, система подаст в кабину сигнал о необходимости проснуться.
Похожие системы запустили Volkswagen, Skoda, Ford и другие вендоры. Проблемой контроля состояния занимаются и другие разработчики. Например, недавно завершилось тестирование системы, состоящей из трёх видеокамер. Одна направлена на водителя, две другие анализируют дорожную обстановку и отслеживают установленные по ходу движения дорожные знаки. Компьютер сопоставляет полученные сведения о знаках и отслеживает, реагирует ли на них водитель.
«Несомненно, специальные датчики эффективны, но говорить о конкретной статистике пока рано», — качает головой Алексей Олин.
На грузовом и коммерческом транспорте также стали появляться умные системы. Так, с 2014 года на машинах Hino motors стали устанавливать систему мониторинга состояния водителя Driver Status Monitor. Её разработали специалисты Denso. Комплекс состоит из камеры с инфракрасной светодиодной подсветкой и электронного управляющего блока. Камера фиксирует лицо водителя, анализируя мимику. Кроме того, монитор отслеживает частоту моргания и продолжительность временных интервалов, в течение которых закрыты веки.
Российская компания «Нейроком» в 1990-х годах создавшая телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста, адаптировала её для водителей грузовиков. В 2009 году новинку, получившую название «Вигитон», стали предлагать рынку грузоперевозок. Суть комплекса в том, что на руке водителя фиксируют специальный браслет с датчиками, который анализирует психофизиологическое состояние человека. Отдельно на палец надевается ещё один датчик. Система отслеживает электрическую активность кожи и распознаёт признаки утомления. В этом случае система предупреждает водителя о приближении его состояния к аварийно-опасному за несколько секунд до наступления оного, а также оповещает других участников движения о том, что транспортное средство неуправляемо, включая световые и звуковые сигналы.
В 2015 году на российском КамАЗе начали разработку бортовой информационной системы, включающей в себя видеорегистратор, систему контроля усталости водителя, видеокамеру заднего обзора и систему кругового обзора. Также она призвана предупреждать водителя о выходе из полосы движения и о возможном столкновении. В разработке предусмотрен круиз-контроль, система ночного видения и автоматического переключения с ближнего света на дальний.
Кроме того, предусмотрена телефонная связь, отправка SMS, доступ к электронной почте и социальным сетям, навигационная система. На дисплее будет выводиться ещё и справочная информация, предусмотрена возможность общения водителя по видеосвязи.
А вот в компании Scania решили связать безопасность водителей с их родственниками. На смартфоны дальнобойщиков и их родных устанавливается уникальное мобильное приложение Angel Call. Оно подключено к серверу системы мониторинга автопарка Scania Fleet Management System (FMS) и отражает статус состояния водителя в пути. Когда система обнаруживает, что водитель устал, но продолжает движение (например, едет слишком долго, не делая пауз на отдых и сон), она посылает сигнал приложению Angel Call. Приложение мгновенно включает на телефоне родственников тревожный сигнал о необходимости срочно позвонить водителю, чтобы не позволить заснуть, пока тот не прекратит движение для отдыха и сна.
Приложение не отображает местоположение водителя и не информирует «Ангела» о коротких остановках. Таким образом, исключена вероятность того, что родные будут звонить слишком часто. В то же время приложение сможет стать реальной помощью в тех ситуациях, когда водитель действительно устал и дальнейшее движение становится опасным. Один из ключевых смыслов проекта — превратить механический и местами раздражающий водителей контроль в живую человеческую заботу.
ЧП из-за усталости водителей происходят не только на дорогах. Не выспавшиеся операторы кранов, экскаваторов и другой спецтехники могут такого натворить…
Снижение внимания и реакции вызывает не только плохой сон, но и не комфортное рабочее место. Если у машиниста экскаватора затекает спина или рычаг управления нужно постоянно передвигать с усилием, то выдохнется такой работник очень быстро. Поэтому производители стараются создать максимально удобные зоны рабочих мест.
«Компания Hitachi всегда уделяет значительное внимание созданию комфортных условий для оператора в кабине спецтехники. Для этого мы постоянно совершенствуем кабины и их внутреннее наполнение. В наших моделях учтены и реализованы следующие моменты.
Большее удобное сиденье с возможностью индивидуальной настройки под комплекцию оператора, оснащено подголовником и подлокотниками.
По заказу можно установить сиденье на пневмоподвеске и систему подогрева. Конструкция кабины обеспечивает большое пространство для ног, а также широкий дверной проём, что облегчает доступ в кабину.
Панель управления и рычаги управления расположены в удобном доступе для оператора. Многофункциональный дисплей отображает рабочие параметры машины, что упрощает для оператора контроль работы и состояния техники, изображение с камеры заднего вида, а также общую информацию.
Система кондиционирования с автоматическим управлением обеспечивает комфортный микроклимат в кабине вне зависимости от условий окружающей среды.
Дополнительный комфорт для оператора создаётся наличием радиоприёмника с выходом AUX для прослушивания музыки, различных отсеков и подстаканника, низким уровнем шума в кабине, хорошей обзорности рабочей площадки из кабины.
В работе также важна и мощность самой машины, ведь чем сложнее задача, тем больше усилий на её решение уйдёт у оператора. На технике Hitachi для этого доступен режим кратковременного повышения мощности, а также режим автоматического повышения усилия подъёма, что позволяет выполнять наиболее тяжёлые операции», — рассказывает директор департамента технической поддержки Hitachi Construction Machinery Тачибана Тоёхико.
«Для повышения безопасности необходимо соблюдать нормативы труда и отдыха, которые определены стандартами для каждой профессии. Медицинское освидетельствование, к сожалению, проводится в большинстве случаев очень формально, а это в корне неправильно. Повсеместное введение медицинского контроля поможет изменить ситуацию в лучшую сторону, и, насколько я знаю, законодательство на этой стороне.
Забота о здоровье и самочувствии водителя за рулём во время управления автомобилем — это одна из главнейших задач производителей современных автомобилей. Над эргономикой водительского пространства специалисты работают не меньше, чем над двигателями и трансмиссиями».
«Тахографы, несомненно, являются необходимым средством контроля состояния водителя. Именно для этого вида машин особенно актуальна организация контроля режима труда и отдыха водителей. Но только лишь использование тахографа без отслеживания водителя в режиме реального времени не решит вопрос. Диспетчеру транспортной компании важно получать информацию о состоянии водителя мгновенно, а не постфактум.
Действительно эффективным средством контроля являются навигационно-информационные системы мониторинга и контроля на основе ГЛОНАСС/GPS оборудования, а также устройств вызова экстренных оперативных служб государственной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Они позволяют не только определять местоположение, направление движения, скорость, контролировать топливо и работу навесного оборудования на спецтехнике, но и подключать к устройству дополнительные датчики, которые следят за состоянием водителя (определяют пульс, температуру и давление). Эти данные в режиме реального времени передаются в диспетчерский центр и позволяют оперативно реагировать на любую внештатную ситуацию и предотвращать непредвиденные ситуации.
Кроме этого, к устройству системы мониторинга транспорта можно подключить зуммер для оповещения водителя и установить двустороннюю громкую связь с диспетчером».
«Стоит внимательно относиться к своему физическому и моральному состоянию и помнить, что сама спецтехника и так является объектом потенциальной опасности, а управление ей в усталом или неуравновешенном состоянии увеличивает этот риск во много раз. В конечном итоге оператор несёт личную ответственность за принесённый ущерб. Самое главное — это вовремя заметить проблему и принять меры. Руководителям предприятий стоит всегда помнить, что рабочие — это их главный ресурс и от того, насколько хорошие условия для работы будут для них созданы, зависит эффективность их труда и прибыльность общего дела.
В первую очередь, нужно организовать рабочее время операторов: продолжительность смены не более 8 часов, с перерывами на отдых и обед. Также минимизировать риски на площадке: ограничить доступ людей в зону работы техники, подготовить саму площадку, где будет работать техника, чтобы оператору не приходилось делать лишнюю работу. Также огромное значение имеет комфорт внутри кабины: это и эргономика кабины в целом (организация рабочего пространства оператора), удобство сидения оператора, комфортный микроклимат, приемлемый уровень шума, дополнительные удобства. Для оптимизация эксплуатации техники у Hitachi есть Consite, который формирует ежемесячные отчёты и позволяет оценить эффективность эксплуатации, что помогает оптимизировать работу не только оператора, но и самих машин, тем самым сократив расходы».
«John Deere разрабатывает машины, учитывая три обязательных параметра: производительность, высокую техническую готовность и низкие эксплуатационные расходы. Все наши преимущества вписываются, по крайней мере, в одну из этих категорий. Мы уделяем огромное внимание условиям работы операторов. Конструкция машины предусматривает обслуживание с уровня земли, что сокращает время, которое тратит специалист на проведение ежедневного обслуживания, что уменьшает эксплуатационные расходы. Если говорить про рабочее место оператора — кабину, то она максимально эргономична, что позволяет повысить производительность. Пример — кабина наших самосвалов. Она обеспечивает оператору хорошую обзорность: камера заднего вида позволяет оператору видеть, что происходит сзади, выводя изображение на ЖК-дисплей.
Центральное расположение кабины и полный комплект зеркал обеспечивают прекрасную круговую обзорность. В кабине — исключительная шумоизоляция, есть климат-контроль, а также сиденье с подогревом, высоким подголовником и пневматической подвеской. Кроме того, самосвалы оснащены интуитивно понятной системой управления — на ЖК-мониторе вся информация отображается на русском языке и выводятся все основные параметры, необходимые для работы: диагностическая информация, датчики давления в шинах, параметры опрокидывающегося кузова и массу полезной нагрузки и т. д. Все эти параметры — простое обслуживание техники, комфортная кабина, удобная система управления — снижают усталость оператора, делают его работу более комфортной, помогают сохранять высокую концентрацию и показывать хорошие результаты».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: