«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Расхитители социалистической собственности и прозорливые анискины, захватывающие чёрно-белые погони, спасённые граждане и ленинский прищур сотрудников правоохранительных органов. А рядом всегда ГАЗ-69 с надписью «Милиция» на боку. Автомобиль, ставший силами кинематографа и фольклора настоящей легендой, был восстановлен красноярскими энтузиастами из клуба «Авто-ретро».
«Многие удивляются, почему на машине выбита аббревиатура УАЗ, а машину мы называем ГАЗ? Действительно, эти автомобили до 1956 года выпускались Горьковским автозаводом, где и были разработаны. У них на капоте была выбита надпись ГАЗ. У нас в клубе есть так ой автомобиль, правда, он ещё не реставрировался. А с 1956 года производство перенесли на Ульяновский автомобильный завод — бывший УльЗИС. С передачей чертежей ГАЗ-69 завод был переименован в УАЗ — события совпали по времени с известными историческими переменами.
Горьковский завод выпускал и грузовики, и легковые машины, так что мощностей не хватало. Для увеличения числа производимых грузовых автомобилей, новеньких «Волг» и ещё выпускающихся «Побед» было решено передать часть продукции на другое предприятие. А УльЗИС был готов её принять, к тому же находился он недалеко, так что комплектующие было несложно доставлять. С тех пор профиль Ульяновского завода фактически не поменялся: они до сих пор делают полноприводные вездеходы, в том числе для МВД и вооружённых сил», — комментирует Илья Лопин.
Автомобиль ГАЗ-69 оказался исключительно плодовитым. На его базе делали самосвалы, тротуароуборочные, подметальные и почтовые машины, снегоболотоходы. Умудрились смастерить на его шасси даже аэродромный пусковой агрегат и ещё несколько совсем уж специфичных видов техники. Всего было создано около 600 000 таких машин — с учётом всех модификаций. Так что родственников у милицейского «ГАЗика» предостаточно. Да и фамильное сходство налицо: глобальной переделкой серийного 69-го никто не озадачивался, машина даже не разбиралась. Так что, несмотря на существенные отличия от родоначальника, служебный автомобиль не получил даже собственного индекса.
ГАЗ-69 — машина прославленная. Она пришла на смену ГАЗ-67Б и выпускалась с 1953 года. 67-й к тому времени стал конструкцией устаревшей — всё-таки разрабатывалась машина ещё в войну, в 1943-м, а агрегаты, по сути, и вовсе были 1930-х годов. Двигатель автомобилю достался от «полуторки» — маломощный, трансмиссия без пониженной передачи (коробка четырёхступенчатая и первая передача использовалась вместо пониженной). К тому же это открытый кузов с тентом, который защищает только от дождя, а вот дверей в машине нет. Вмещал такой автомобиль всего четверых пассажиров, а багажного отделения у него не было вовсе — сразу же за спинкой сиденья находился задний борт. В отличие от родителя, ГАЗ-69 был машиной более прогрессивной — по меркам 1950-х. Двигатель ему достался от «Победы» — нижнеклапанный, 4-цилиндровый 52-сильный. При практически той же мощности, что и у 67-го, он имел значительно меньший объём, а соответственно, меньший расход топлива (если объём двигателя ГАЗ-67 составлял 3,3 л, то у ГАЗ-69 — только 2,5 л). Получил автомобиль и новую коробку передач, всё от той же «Победы», а в раздаточной коробке появилась пониженная передача. Жёсткая рессорная подвеска осталась, так что трясёт в машине, как во фронтовой. Да и прозвище «Козлик» перешло по наследству. Опытные модели также звались «Труженик», а потом машину предлагали окрестить «Ленин», «Сталин» или «Целина», но в народе прижилось зоологическое прозвище. ГАЗ-69, таким образом, стал абсолютной заменой 67-му — так сказать, усовершенствованной моделью. Передавать экземпляры в частные руки изначально не предполагалось — это была «рабочая лошадка».
Лучше всего автомобиль чувствовал себя на бездорожье: за счёт высокой посадки он умел забираться на любую горку и спускаться с неё. Хорошей проходимости способствовал и небольшой вес машины, и минимальные передний и задний свесы, и большой радиус колёс. Поскольку с дорогами в послевоенном Союзе было так себе, подобные характеристики выходили на первый план: комфорт — дело наживное, главное — доехать!
Машина была представлена двумя базовыми модификациями: собственно ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Первый — грузопассажирский автомобиль, вмещал он 8 человек, включая водителя. Шестеро при этом ехали сзади — на откидных лавках. Второй — пятиместный: двое размещались спереди, трое — сзади на более комфортабельном сиденье, расположенном привычно — поперёк. За этим сиденьем имелся багажник, хотя и небольшой. Зато, если переложить груз в салон, то машина может тянуть и полтонны. Отличались автомобили и количеством дверей: у ГАЗ-69 их две (задний борт выполнял роль третьей двери), а у ГАЗ-69А — четыре. Разнится также форма тента: у версии с литерой задняя часть покатая, а у 69-го тент прямоугольный. Агрегатная часть у автомобилей не отличалась, но прямым родственником милицейской машины является именно ГАЗ-69.
Отходили 69-е на госслужбе примерно до конца 1980-х. Это средняя температура по больнице: с 1973-го начался выпуск УАЗ-469, которым заменили «ГАЗик», постепенно парк обновлялся — чем город крупнее, тем быстрее. В Москве 69-х не было уже в конце 1970-х годов.
В мастерских или на ремзаводах ГАЗ-69 дорабатывался до милицейского. Задняя часть отгораживалась перегородкой — глухой, металлической, с зарешёченным окошком. Спереди ехал экипаж – милиционеров вмещалось только двое, а вот в современных УАЗах их может быть до пяти (есть второе сиденье). Зато сзади в «ГАЗике» вполне комфортно умещалось шестеро жуликов — в сегодняшних машинах предполагается перевозить только двоих. Но в послевоенных 50-х жуликов было много, а машин мало, так что возили их «гуртом». Не обязательно с одного места преступления: ехал автомобиль по городу и собирал алкоголиков, хулиганов, тунеядцев. Вместо тента у милицейского автомобиля цельнометаллическая крыша — по понятным причинам. К слову, на заводе эти крыши не изготавливались: с конвейера сходили стандартные 69-е. А доработки происходили на спецпредприятиях, как правило, интегрированных с исправительными колониями. Иными словами, «зеки» сами для себя эти крыши и мастерили. Получалось не очень ровно и не слишком эстетично. В результате машина выглядела так, что попасть в неё не хотелось. Особенно устрашающий кадр сзади: массивный, не слишком ровный металл и серьёзного вида заклёпки. На каждой стенке в машине создавались по два окошечка, а чтобы хулиганы их не выбили, они дополнялись металлическими прутками. Рама ветрового стекла не откидывалась на капот как в исходном 69-м — она была закреплена, являясь частью жёсткой крыши. Кроме того, машина оснащалась проблесковым маячком синего цвета, а если речь шла об автомобиле ОРУД ГАИ — ещё и громкоговорящим устройством. Вот, собственно, и всё: нижняя часть автомобиля абсолютно ничем от базовой модели не отличалась, все агрегаты, электрооборудование совпадали.
Ну и, конечно же, милицейские машины имели особую окраску. В 1950-х цветом защитников правопорядка считался тёмно-синий. Правда, это был ведомственный стандарт — ГОСТом он не фиксировался. На боку — надпись «Милиция», как правило, белая. Вдоль борта дополнительно могла быть красная полоса, но это уже факультативно. Путаницы не возникало: милицию граждане узнавали по типу автомобиля и «мигалке». В начале 1960-х во многих городах, в том числе и в Москве, синий цвет сменяется грязно-бирюзовым. И опять же, ни в каких государственных стандартах эта особенность не фигурировала. Такие машины проходили совсем недолго, но на цветных киноплёнках они запечатлены. Например, автомобиль появляется в пятом выпуске «Ералаша» в новелле «Следы на асфальте». По сюжету детишки угнали каток на металлолом — приехала милиция, и автомобиль можно рассмотреть достаточно подробно. А в конце 1960-х окончательно внедряется привычная многим жёлтая окраска. Надпись «Милиция» здесь белая на синей полосе. Этот вариант уже утверждается на государственном уровне и вносится в ГОСТ. Вольностей всё равно было много — от города к городу особенности могли меняться: основной цвет — от лимонного до охры, полоса — от светло-голубого до индиго, да и надписи — как художник трафарет вырезал, так и получались.«Канарейки» стали долгожителями: в таком цвете 69-е проходили до своего заката, а цветовая гамма досталась в наследство всем последующим милицейским автомобилям. Такую окраску получил и автомобиль, являющийся экспонатом «Авто-ретро».
Милицейский «ГАЗик» — машина, так сказать, своеобразная, особенно по меркам сегодняшнего дня. Чтобы ездить на такой, нужно ещё приноровиться.
В отсеке для социально небезопасных элементов жутковато: «коробка» с лавками и окошками — и более ничего. Ручка на задней двери предусмотрена только снаружи. Красноярские коллекционеры рассказывают, что иногда подшучивают над особо любопытными гостями: приглашают посидеть, закрывают — и всё, самостоятельно «пассажир» выйти уже не может.
В кабине, конечно, поуютнее. Внутрь забираться, правда, не очень удобно: дверь узковата. Однако сидящему водителю места достаточно. Здесь всё очень аскетично: на панели приборов — спидометр и несколько жизненно необходимых указателей. От солнца — козырьки, от мороза — печка. Сиденья с невысокими спинками, обитые дерматином, так что на косогоре скатываешься с них, особенно учитывая, как машина «козлит». Вибрирует автомобиль при езде так, что кажется, вот-вот должен развалиться. Это при том, что ремней безопасности нет — не предусмотрены конструкцией. Короче, крепче за баранку держись, шофёр! Гидроусилителя нет, рулевой редуктор как на грузовике. В общем, милиционеры в Союзе были сильными и выносливыми.
Но зато бегает «Козлик» просто отлично: по проходимости он даст фору и современным машинам. Да, автомобиль небыстрый — разгоняется по шоссе максимум до 90 км/ч. Но когда речь заходит не о дорогах, а о направлениях, убежать от «ГАЗика» просто нереально. А ещё автомобиль очень ремонтопригодный: если что, сотрудники милиции неисправность сами быстренько устраняли.
«Это очень простая по конструкции машина. Тут никаких тебе сложных узлов и агрегатов нет, всё максимально доступно, всё очень «железное». ГАЗ-69, хоть и более совершенная и современная машина, чем ГАЗ-67, но в дороге всё равно чувствуешь автомобиль. Ощущаются и прямозубые передачи, и отсутствие синхронизаторов в коробке передач. Шумоизоляции никакой, так что в салоне всегда стоит характерный гул — особенно, если машина с пробегом и заметно поизношена», — рассказывает Илья Лопин.
Надо сказать, что красноярский экспонат выглядит очень антуражно. В нём всё настоящее: это не реплика, а настоящий милицейский автомобиль, прошедший глубокую реставрацию.
«Наш автомобиль был отреставрирован зимой 2015-2016 годов. Клуб получил грант, часть средств которого и пошла на восстановление этой машины. По большому счёту к нам в руки попал кузов от милицейского ГАЗ-69, при этом он был сильно повреждён коррозией. Агрегаты и шасси мы брали с донорской машины — «ГАЗика» гражданского назначения. Но цельнометаллическая крыша, перегородка — это всё оригинальное. Даже проблесковый маяк, которым машина оборудована, у нас настоящий. Он польского производства — такие тогда были в ходу. Автомобиль полностью исправен, все системы работают. И маяком мигает, хотя мы, конечно, не имеем права этого делать. Но когда едем куда-нибудь на мероприятие в сопровождении настоящих машин ГАИ, позволяем себе «побаловаться».
Мы хотели передать атмосферу прошлого века, а чтобы получить такую машину, как в те годы, нужно использовать те же методы. При нанесении надписи «Милиция» мы умышленно не стали применять современные технологии, вырезать плёнку «Оракал» и так далее. Использовался именно трафарет и краска, так что где-то не пропечаталось, где-то наплывы образовались, где-то подтёки. Но выглядит очень естественно. То же самое с крышей: если какие-то элементы из-за коррозии заменяли, то клепали точно такими же заклёпками», — описывает процесс восстановления автомобиля Илья Лопин.
Сегодня у «ГАЗика» плотный график: машина уже успела поучаствовать в достаточном количестве мероприятий.
«В этом году машина участвовала в выставке по случаю Дня города, и это был его первый выезд. Мы машины отгоняли не в день праздника, а накануне вечером, и получилось так, что буквально перед самым отъездом наводили последний «марафет». В частности, решётки на окна ставились уже в последний момент. Потом «ГАЗик» выезжал на День ГАИ на «Красном кольце». Он же участвовал во встрече автопробега «Время жить в России», организованном одной из московских радиостанций. Как и положено, он тогда шёл во главе колонны.
Осенью мы проводили выставку-лекцию для первокурсников Красноярского техникума транспорта и сервиса. Пригнали несколько машин — разных лет выпуска и разного типа, чтобы показать, чем они отличаются. ГАЗ-69 был одним из представителей своей эпохи. Сегодня его конструкция, конечно, кажется архаичной — мотор, агрегаты, кузов, в конце концов. Нижнеклапанный двигатель от автомобиля «Победа» даже современным автомобилистам в возрасте не всем знаком — не застали его, потому что такие уже лет 50 не выпускаются. А студенты, родившиеся уже в постсоветское время, такого уж точно не видели. Ну а совсем недавно ГАЗ-69 участвовал в выставке на острове Отдыха, где проходил конкурс профмастерства водителей автобуса, а также в небольшой экспозиции на форуме «Профессия – дорожник», — рассказывает о приключениях «ГАЗика» директор клуба «Авто-ретро» Александр Кнапнугель.
Фото: igrader.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: