Международные грузоперевозки и логистика в 2022 году: неопределённость - iGrader.ru
Дорога Фото: unsplash.com/@umityildirim

Международные грузоперевозки и логистика: всеобщий хаос

Грузоперевозки — отрасль, которую «лихорадит» уже на протяжении достаточно долгого времени. Логистика, и без того серьёзно пострадавшая от коронавируса, теперь нарушается ещё и вследствие санкций, принятых в отношении России.

Какие основные сложности существуют в настоящий момент, чего от них ожидать и как с ними справляться?

Недавнее прошлое и настоящее

Всё началось с коронавируса, серьёзно ударившего по финансовой составляющей бизнеса. Следом в игру вступило ужесточение законодательства по весовому контролю и совпавшие с ним по времени рост тарифов «Платона» и удорожание платных дорог.

В середине минувшего февраля, по мнению экспертов, на рынке грузоперевозок сформировался дефицит транспорта, причиной которому — всё тот же затянувшийся кризис микрокомпонентов и, соответственно, недостаточные темпы производства новых машин.

И, наконец, никуда не делись логистические ограничения, сохранявшиеся в два последние года.

Ранее по теме: «Кризис на рынке грузоперевозок? Мнение экспертов».

А в последние 3 недели к внушительному спектру существовавших проблем прибавились и сложности иного характера. События на Украине стали отправной точкой как для новых трудностей в логистике, так и для пересмотра старых партнёрских отношений.

Грузоперевозки между Россией и Евросоюзом

Если в начале месяца специалисты отмечали, что объём грузоперевозок пока держится на прежнем уровне, то 14 марта 2022 года на латвийском телевидении прозвучала информация о том, что объём автотранспортных грузоперевозок в Россию существенно сокращается.

Об этом заявил председатель правления Автотранспортной дирекции Латвии Кристиан Годиньш. По его словам, на минувшей неделе по сравнению с первой мартовской семидневкой количество разрешений на перевозку грузов в Россию уменьшилось на 33%, и такая тенденция, скорее всего, будет продолжаться.

Кроме того, на границе с Россией при выезде в Латвию грузоперевозчики вынуждены простаивать в очереди по 10–12 дней в Терехово и по 8–10 дней в Гребнево.

Представители транспортной компании «Вендор Карго» отмечают при этом, что границы из Евросоюза в Россию работают в штатном режиме (однако перед отправкой машины всевозможные вопросы лучше продумать и согласовать заранее).

Фото: pixabay.com/ru/users/marcinjozwiak-12652484

Одной из серьёзных проблем сейчас становится нехватка автомобилей. Её причины заключаются как в нежелании отечественных водителей выходить в международные рейсы из-за страха за свою безопасность, так и в неуверенности иностранных партнёров.

«Многие зарубежные перевозчики отказываются работать либо просят полную предоплату, поскольку бояться не увидеть от нас денег в связи с отключением России от SWIFT и санкциями, наложенными на российские банки», — рассказывает в беседе с Business FM владелица ООО «Вендор Карго» Екатерина Лазуткина.

Кроме того, сложным моментом может стать даже не сама перевозка товара, а его отгрузка и получение. По словам г-жи Лазуткиной, многие товары — например, комплектующие, запчасти, технологическое оборудование — сейчас находятся в списке санкционных, и фабрики не могут отгружать их, пока не получат другое распоряжение.

Поэтому приостанавливаться могут даже уже достигнутые договорённости.

Читайте также: «Грузоперевозки онлайн: мнение экспертов».

Международная логистика нарушена: в чём проблема?

В текущей ситуации можно выделить 3 главных проблемы, ставших следствием санкций:

  • контракты на перевозку грузов вынужденно ставятся на паузу, поскольку приостанавливаются сами поставки;
  • нарушена логистика, затруднено трансграничное перемещение грузов;
  • сложности с оплатой, валютой и любыми финансовыми операциями.

Все три аспекта тесно переплетаются друг с другом, но последний, пожалуй, влияет на происходящее сильнее всего — причём сразу по нескольким направлениям.

Вышедший 28 февраля указ Президента России об обязательной продаже иностранной валюты в размере 80% ставит экспедиторов в сложное положение, поскольку они должны отправлять валютную выручку партнёрам за границу.

Россия и Турция согласовали 4 тысячи документов по транзитным автоперевозкам
Фото: pixabay.com/ru/users/alexas_fotos-686414/

Непросто приходится и самим водителям. Российские карты больше не работают за рубежом, с покупкой иностранных денег внутри России всё сложно, а наличные рубли для других государств не представляют ценности и интереса. Для того чтобы обменять их на общепринятую валюту, приходится сначала покупать, к примеру, польские злотые, а уже на них приобретать евро.

И здесь вопрос не только в сложности такого многоступенчатого процесса, но и в его невыгодности: со всеми комиссионными расходами 1 евро в итоге обходится примерно в 200 рублей.

Причём проблема с оплатой не ограничивается пределами Старого Света. Актуальна она и в работе со странами Азии.

«Мы несколько дней пытались разблокировать платеж в долларах, который проводил один китайский банк. В итоге наши контрагенты получили средства только через неделю», — рассказывает изданию «КоммерсантЪ» президент фармацевтического производства «Активный компонент» Александр Семенов.

Неопределённость — самое подходящее слово для описания сложившейся ситуации. Для того чтобы стали понятными реальные последствия происходящего, должно пройти какое-то время. Равно как и для того, чтобы научиться существовать в новой реальности — или следовать за её изменениями.

Грузоперевозки и логистика: какое будущее?

Начнём с хороших новостей: тот факт, что сложности с логистикой начались не сегодня и не вчера, а присутствовали на протяжении практически двух лет, дал России возможность в некотором роде к ним адаптироваться.

Впрочем, адаптация возможна лишь тогда, когда ясна картина происходящего, а именно с этим сейчас возникают проблемы.

Пожалуй, главная сложность любого прогнозирования на сегодняшний день заключается в том, что оно зависит от множества сложно предсказуемых факторов. Среди них — и геополитическая составляющая, и связанные с ней экономические санкции, и индивидуальное видение отдельных компаний относительно работы с Россией.

Полную картину происходящего с международными грузоперевозками сейчас составить практически невозможно: слишком стремительно меняются вводные данные, слишком сильно все они связаны между собой.

грузовик на дороге
Фото: pixabay.com/ru/users/chapay-565264

В условиях, когда крупнейшие океанские линии объявляют о полной или частичной приостановке обслуживания российских маршрутов, доставка груза определённо ляжет «на плечи» (точнее — на колёса) наземного транспорта. Но это приведёт к неминуемому удорожанию процесса, а заодно — к большей загрузке дорог.

И здесь уже государство должно взять на себя определённые обязательства, причём не только относительно мер финансовой поддержки или сдерживания стремительно растущих цен, но и относительно разработки новых маршрутов.

С подобной инициативой выступил губернатор Ростовской области, граничащей с Украиной. Кроме создания новых маршрутов, он предложил Правительству РФ отыграть назад принятое 1 февраля решение о повышение тарифа системы «Платон» для грузовых автомобилей и увеличить объемы субсидий, выдаваемых на компенсацию транспортных расходов.

Определённые меры должны будут принять и банковские системы.

Другими словами, с течением времени ситуация имеет шансы стабилизироваться. Конечно, в течение этого самого времени легко и просто не будет, а может быть, не будет и после — но сейчас остаётся только надеяться на лучшее, готовиться к худшему, собирать информацию и держать руку на пульсе.

Читайте также: «Аренда спецтехники. Что происходит с рынком в настоящий момент?».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: