Грузоперевозки онлайн: мнение экспертов - iGrader.ru
Фото: unsplash.com/@christianchen

Грузоперевозки онлайн: мнение экспертов

грузоперевозки 26 января 2022

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в федеральные законы «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Главная новинка — переход к электронному документообороту в сфере грузоперевозок и создание для этого всех необходимых законодательных предпосылок.

Перевести грузоперевозки в онлайн — идея, о которой говорили давно. По мнению представителей Минтранса РФ, избавление от лишних бумаг не только соответствует духу времени, но и помогает ускорить сам процесс перевозки грузов.

Согласно основной идее поправок, в электронный вид переведут накладные, заказ-наряды и сопроводительные бумаги — и все цифровые документы будут направляться в единую государственную систему. А все участники перевозок (читай: отправители груза, сами перевозчики и получатели) для работы должны будут заключать договоры с операторами этой системы, имеющими на территории России собственную инфраструктуру и электронные подписи.

Переход будет происходить поэтапно. Так, например, электронная транспортная накладная заработает с 1 марта, а Государственная информационная система от Минтранса начнёт функционировать в сентябре. Окончательную и бесповоротную цифровизацию документооборота в сфере грузоперевозок можно ждать, по мнению власти, примерно к 2030 году.

А пока — узнаем, что по этому поводу думают представители отрасли.

Электронный документооборот и грузоперевозки: предпосылки и плюсы

«Запуск электронной системы документооборота в сфере грузоперевозок обсуждается участниками индустрии уже давно, и в последние годы потребность в ней ощущается всё сильнее. Пандемия и массовый перевод сотрудников на удаленную работу повлияли на консерватизм участников рынка и доказали необходимость внедрения ЭДО в логистике», — рассказывает директор по развитию бизнеса OOO «Гебрюдер Вайсс» (представительство Gebrüder Weiss в России) Николай Гладун.

Эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат был анонсирован ещё в 2020 году. В его проведение вовлекли не только Москву и Московскую область, но и несколько регионов — Краснодарский край, Калужскую и Рязанскую области и Республику Татарстан, а сутью стало использование электронных путевых листов и накладных. В ходе экспериментального проекта региональные перевозчики тренировались оформлять документы в электронном виде и пользоваться ими, а госорганы учились работать с цифровыми реестрами в рамках проводимых проверок.

Минтранс признал эксперимент успешным и дал зелёный свет масштабному переходу к онлайн-документообороту в сфере грузоперевозок — уже на территории всей страны.

«Главная цель перехода на электронные перевозочные документы — повышение прозрачности взаимодействия участников цепи поставок и регулирующих органов. В государственную информационную систему Минтранса РФ будут автоматически попадать сведения из электронных перевозочных документов. А в дальнейшем, например, при получении дополнительных разрешений и справок, обмен информацией будет происходить в формате межведомственного взаимодействия», — поясняет руководитель направления развития логистики ООО «Авто-ПЭК» Роман Трофимов.

По словам эксперта, переход к электронному документообороту действительно поможет придать скорости рабочему процессу. Так, на пересылку бумажной версии транспортной накладной уходит от 5 до 30 дней (в зависимости от конечной точки маршрута), а до завершения пересылки оплата невозможна. ЭДО же позволяет транспортной компании поставить свою подпись буквально в течение нескольких минут после завершения перевозки — и значит, практически сразу можно оплачивать.

«На данный момент каждая перевозка сопровождается оформлением большого количества документов на бумажных носителях – причём всеми вовлеченными в процесс участниками. Контрагенты вынуждены пересылать друг другу оригиналы документов на дальние расстояния, что приводит к увеличению сроков их обработки и возможным потерям», — согласен Николай Гладун.

Именно поэтому представители отрасли и все, кто в силу бизнеса вынужден взаимодействовать с перевозками (например, своего товара), единогласно заинтересованы в повышении скорости передвижения как грузов, так и информации.

«Кроме того, переход на электронные документы сделает грузоперевозки безопаснее. Например, в ГИС ЭПД будут доступны все данные об условиях перевозки, отправителе и получателе, об участии в цепи экспедитора, стоимости перевозки с НДС и без НДС, а также многое другое. ЭДО поможет исключить из рынка недобросовестных игроков, так как скрыть часть информации о перевозке уже не будет возможности»,— считает Роман Трофимов.

грузовик на дороге
Фото: pixabay.com/ru/users/chapay-565264

Возможные минусы и трудности грузоперевозок в режиме онлайн

По словам г-на Трофимова, часть проблемных вопросов, возникавших на экспериментальной стадии и стадии разработки закона, уже снята.

«К примеру, ранее предполагалось, что перед началом перевозки участники обязательно должны пройти верификацию сведений в накладной и получить идентификатор. Без этого нельзя было начать перевозку.  Но если в системе случится сбой, а машина в этот момент будет уже готова к отправлению, возникнет риск простоя.  Сейчас этот вопрос решен.

Так, на этапе опытной эксплуатации, которая начнётся с 1 марта, участникам перевозки не нужно будет получать идентификатор непосредственно перед перевозкой.  Получить заветный ID от Минтранса РФ можно будет заранее, после отправки первого титула с заявкой об участниках перевозки», — поясняет представитель «ПЭК». 

9 января ФНС России утвердила формат, по которому участники перевозки (цепочка из грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя) будут обмениваться данными в электронной транспортной накладной. В неё войдут 4 последовательных титула. Первый из них формирует и подписывает сам отправитель, после чего документ отправляют провайдеру.

Создателем второго титула выступает уже перевозчик, в этот документ электронную подпись ставят и водитель (простую), и руководитель (квалифицированную). Уже при разгрузке получатель оформляет третий титул, заверяя его своей подписью, а перевозчики со своей стороны формируют четвёртый. Информация о каждой из этих процедур автоматически направляется в Минтранс РФ и ФНС России.

«Если обмен информацией будет нарушен, например, из-за нестабильного интернет-соединения, последствия могут стать очень серьёзными. В итоге рейс будет отбракован, а грузоотправитель вынужден ещё раз получать ID Минтранса РФ. Поэтому при переходном периоде важно разработать протокол действий на случай сбоев и ошибок системы», — говорит Роман Трофимов.

Это, пожалуй, подводный камень любой автоматизации. Чем больше функций берёт на себя электронная система, тем более фатальными могут оказаться последствия любого недочёта в её работе. Именно поэтому создатели и разработчики должны уделять максимальное внимание как продумыванию принципа работы нового ПО, так и поиску в нём всех возможных багов. И именно поэтому цифровизация не происходит одномоментно, а требует плавного и поэтапного воплощения в жизнь.

Впрочем, в любой работе имеется и человеческий фактор.

«Системы электронного документооборота меняют задачи сотрудников в целом. С конкретных действий фокус смещается на контроль всего процесса, в то время как рутинная работа по подготовке документов будет возложена на программное обеспечение. Это может вызывать определённое сопротивление со стороны сотрудников, но мир не стоит на месте, и адаптация к новым цифровым процессам неизбежна», — рассуждает Николай Гладун.

Насколько долгим может оказаться процесс перехода к электронным грузоперевозкам?

Обмениваться электронными документами участники цепи перевозок могли и раньше, но при этом водителю необходимо было иметь бумажную копию накладной. В ближайшие годы все бумаги, скорее всего, «отомрут» за ненадобностью.

При этом немало зависит от личной готовности к осуществлению перехода на ЭДО у каждой компании-участника процесса грузовых перевозок.

«В 2020 году ПЭК уже принимал участие в эксперименте Минтранса РФ по тестированию грузоперевозок с электронной транспортной накладной. Сейчас мы совместно с клиентами и партнерами-перевозчиками проводим опытную эксплуатацию IT-решения «Контур-Логистика», которое позволит масштабировать применение электронной накладной», — рассказывает о своём опыте Роман Трофимов. 

«Целью нашей компании всегда была оптимизация бизнес-процессов с учетом внедрения цифровых сервисов. У нас есть возможность использовать в этом деле опыт европейских коллег и применять успешно внедренные решения», — делится Николай Гладун.

В целом же пока непонятно, затянется ли процесс цифровизации, столкнувшись с возможными недочётами в работе электронных систем или с неготовностью участников перевозок, или, наоборот, пройдёт быстрее, чем ожидалось. Но пути назад в любом случае нет: с каждым днём мир, в котором мы живём, становится всё более и более цифровым — и этой участи не сможет избежать хотя бы одна сфера жизни. Остаётся лишь надеяться, что процесс перехода окажется как можно более безболезненным для всех участников перевозочной цепи.

Читайте также: «Движение вверх: проезд по платным дорогам всё дорожает».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: