Image by kalhh from Pixabay

Электронные грузоперевозки: уход с рынка или развитие? Мнение экспертов

С начала 2022 года в России цифровизируют документооборот грузоперевозок. По мнению Минтранса, окончательный переход на бездокументарный оборот отрасли завершится к 2030 году. Предпринимаемые меры должны в шесть раз ускорить транспортировку грузов и исключить из процесса огромное количество документов на бумаге.

Перевод в электронный вид коснётся в первую очередь накладных, заказ-нарядов и сопроводительных документов. Грузоотправители, перевозчики, грузополучатели и другие участники перевозок будут заключать договоры с операторами информационной системы, имеющими на территории России собственную телекоммуникационную инфраструктуру и аппаратные средства электронной подписи. В электронном виде перевозные документы будут направляться в единую государственную информационную систему.

По мнению некоторых экспертов отрасли, реформа может негативно сказаться на бизнесе небольших перевозчиков. Так, Маргарита Табунова, директор по транспортным операциям FM Logistic в России, пояснила:

«Применение электронного документооборота (ЭДО) в логистике снизит количество потерь и оборот бумажных документов, а также сократит сроки их возврата и доставки. Станет возможным ускоренное выставление счетов за предоставленные заказчику услуги и, как следствие, более оперативная их оплата.

Впрочем, внедрение IT-решений требует времени, средств, а также специализированных кадров. Большое значение имеют масштаб и приоритет отдельно взятой компании. Кому-то удастся полностью перейти к электронным перевозочным документам быстро и достаточно просто, а у кого-то это займет больше времени и сил.

При полном внедрении электронной транспортной накладной её выпуск ляжет на плечи экспедитора, которому понадобится серьёзное технологическое оснащение. Компаниям небольшого масштаба, у которых IT-процессы развиты недостаточно, будет довольно трудно вести работу эффективно. Для многих это может означать либо перепрофилирование, либо и вовсе уход с рынка».

Впрочем, как оказалось, на территории России электронный документооборот некоторыми компаниями уже используется. В частности, об этом рассказала Юлия Хедрот, региональный финансовый менеджер по РФ группы компаний AsstrA:

«При полном переходе на электронный документооборот (ЭДО) один из основных нюансов, который требует прояснения, — это форма данных перевозочных документов. В ней должно быть реализовано применение электронной подписи перевозчиками и водителями.

Необходимость наличия технологических средств у перевозчиков, которые позволят им отправлять документацию через систему «Контур.Диадок», а водителям — передавать информацию о грузе в цифровом формате, — один из главных факторов, препятствующих повсеместному внедрению ЭДО. Также представители удостоверяющих центров пока не подтвердили формат электронной транспортной накладной, утвержденный ФТС России. Что касается нашей компании, то нами данный документ уже используется при перевозках».

Электронные грузоперевозки: уход с рынка или развитие? Мнение экспертов

В свою очередь IT-директор ПЭК Александр Майер отметил, что электронные перевозочные документы — шаг к комплексной цифровизации транспортной отрасли. Переход на электронный формат ускорит оформление перевозки, сократит время на обмен документами, снизит количество рутинных операций и объём ошибок в документации. Эксперт подчеркнул главные преимущества реформы:

«Это большой шаг на пути к повышению прозрачности рынка, что сделает перевозки безопаснее. Данные будут доступны в онлайн-формате, это повышает прослеживаемость перевозки, что в итоге исключит наличие «серых» игроков на рынке. Ещё одно преимущество для перевозчиков — использование электронных транспортных документов сократит время на оплату услуг. Сейчас на оформление и пересылку документов уходит от 5 до 40 дней».

Однако, по словам Александра Майера, переход на электронные документы потребует от транспортных компаний финансовых вложений, например, на планшеты или смартфоны для водителей, оплату электронной цифровой подписи. В октябре 2020, когда проводился эксперимент Минтранса РФ по тестированию электронной транспортной накладной (ЭТРН), ПЭК уже организовала этот процесс.

За время тестирования ПЭК оформила 160 транспортных накладных и 50 электронных путевых листов. Компания отработала все запланированные сценарии грузоперевозок: классическую перевозку «грузоотправитель — грузополучатель», перевозку с заменой водителя в рейсе, а также вариант перевозки с заменой точки выгрузки на маршруте.

«Нужно отметить, что оператор будет обязан обеспечить конфиденциальность сведений, которые обрабатывает, и направлять эти данные в государственную информационную систему. Важно при этом исключить доступ к коммерческой тайне. Если резюмировать, мы видим потенциал в переходе на электронный документооборот в транспортной отрасли. Однако необходимо провести серию экспериментов, обсудить нерешённые вопросы с регулятором и бизнес-сообществом», — заключил Александр Майер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

грузоперевозки | логистика
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: