Межнациональный стандарт ГОСТ 33025-2014 «Полосы шумовые» определяет два типа шумовых полос в зависимости от их расположения на автомобильной дороге:
При этом продольную шумовую разметку, согласно ГОСТ, рекомендуется выполнять методом фрезерования дорожного покрытия, либо допускается наносить с помощью дорожно-разметочных пластиков: и термо-, и холодных.
Если продольная шумовая разметка выполняется пластиками, то в этом случае ГОСТ 33025-2014 отсылает к ГОСТ 32953-2014 «Разметка дорожная» и в качестве шумовой рекомендует применять разметку со структурной или с профильной поверхностями. Но, при этом, есть одна тонкость: геометрические размеры шумовой разметки в ГОСТ 33025-2014 приводятся только для варианта, выполненного фрезерованием. Размеры для шумовой разметки, выполненной пластиками, в стандарте отсутствуют. Понятно, что просто перенести геометрию разметки, выполняемой фрезерованием, на разметку из пластика не получится. Хотя бы потому, что в одном случае в стандарте введено понятие «глубина разметки», а в другом «глубина» трансформируется в «высоту». Т. е. стандарт вроде бы и не запрещает применения для шумовой разметки пластиков, но «де юре» отсутствие в стандарте геометрических параметров линий, методов контроля геометрии оставляет шумовую пластиковую разметку вне закона. Можно сказать, что ГОСТ 33025-2014 описывает продольную шумовую разметку качественно, но не количественно.
Относительно шумовой разметки, выполняемой методом фрезерования, высказано немало замечаний и нареканий, в том числе и такие, как ослабление дорожного полотна, образование зимой наледи в отфрезерованных углублениях. Хотя то, что в ГОСТ 33025-2014 приведены конкретные размеры элементов разметки, выполненной фрезерованием, а размеры для разметки из пластиков отсутствуют, позволяет предположить, что в первом случае были проведены исследования по влиянию геометрических параметров на создаваемые вибрацию, шумы и, соответственно, их воздействию на силовую конструкцию автомобиля, а вот для разметки пластиками такая работа не проводилась. Но кроме того, отсутствие стандартизованных размеров создаёт определённые трудности и при составлении смет на выполнение работ, в том числе и при определении начальной стоимости работ по разметке для проведения торгов.
И неслучайно поперечная шумовая разметка достаточно давно и успешно применяется на российских дорогах в качестве элемента повышения безопасности, а внедрение продольных шумовых полос продвигается крайне медленно. Эпизодически такая разметка появляется в некоторых регионах, но до её повсеместного применения дело так и не доходит.
Причин здесь, очевидно, две. Первая — это то, что для нанесения продольной шумовой структурной или профильной разметки пластиком необходимо дооснастить маркировщики дополнительным навесным оборудованием (рис. 1).
А приобретение дополнительного оборудования требует от подрядчиков и дополнительных затрат. Но подрядчики не спешат его приобретать, т. к. шумовая разметка крайне редко включается заказчиками в технические задания на выполнение работ по разметке и становится предметом торгов. Зачем приобретать оборудование, которое вряд ли будет востребовано?
Вторая причина заключается в том, что принято считать, и иногда небезосновательно, что при нанесении продольной шумовой разметки, в силу её геометрии, увеличивается расход разметочных пластиков, хотя и долговечных, но не самых дешевых в палитре применяемых для разметки материалов. А это уже затраты бюджетов разных уровней.
К этим двум причинам добавляются и опасения в связи с необходимостью обязательной демаркировки структурной и профильной разметки перед нанесением новой, и сомнения в возможности обеспечения еёи дорог.
Тем не менее, продольная шумовая разметка на дорогах появляется, и подтверждения этому и всему выше сказанному можно найти на фотографиях, размещаемых в интернете.
Вот очень скромная фотография (рис. 2), говорящая, на самом деле, об очень многом. И об отсутствии стандартизованных размеров шумовой разметки, и об отсутствие у подрядчика специализированного оборудования для её нанесения, и о проблеме с составлением смет на нанесение, и о попытке подрядчиков сэкономить за счёт одновременного использования для нанесения и пластика, и эмали.
Как видно на фотографии, сплошная краевая линия здесь выполнена эмалью, а сами шумовые элементы — пластиком. Причём размеры шумовых элементов в плане, судя по пропорциям, соответствуют стандартным размерам для элементов, выполняемых фрезерованием, а расстояние между их осями, скорее всего, стандарту не соответствует.
Основные формы линий, которые сегодня применяются для структурной и профильной разметки, а, значит, могут использоваться и так или иначе, применяются для нанесения продольной шумовой разметки в разных регионах страны, как видно на следующих фотографиях из интернета, это:
Приведённые на рис. 3-5 варианты структурных и профильных линий наносятся с помощью установленного на экструдер маркировщика специального навесного барабана, о котором уже говорилось и который нужно приобретать либо одновременно с маркировщиком, либо дополнительно. Это можно отнести к недостатком такого типа разметки. Кроме того, как показала практика, разметка «стохастического» и «капельного» типов плохо видна в контровом, как его называют профессиональные фотографы, солнечном свете.
Всё остальное — вполне достойно. Такая разметка хорошо видна на дороге, при движении автомобиля создаётся иллюзия сплошности линии, расход материала при её нанесении ниже, чем при нанесении сплошной линии той же толщины, обеспечивается хороший отвод дождевой и талой воды с дорожного полотна, разметка обладает хорошем световозвращением и создаёт шумовой и вибрационный эффекты. В отношении сохранности такой разметки под воздействием снегоуборочной техники мнения экспертов расходятся, но в целом сохранность можно охарактеризовать как удовлетворительную. Это, правда, не относится к профильной разметке на рис.5, которая крайне непрактична в условиях зимнего содержания дороги.
Применение структурной и профильной разметки наиболее актуально на дорогах вне городов, особенно на скоростных трассах, т. е. там, где психофизическое состояние водителей наиболее подвержено монотонному ритму движения. Данная разметка, если и не гарантирует на 100% безаварийное движение, то хотя бы оставляет заснувшему за рулем водителю какой-то шанс не оказаться в кювете.
По имеющимся оценкам, ежегодные потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий составляют более 900 млрд рублей, в т. ч. потери, связанные с гибелью и травмами людей — порядка 700 млрд рублей, повреждением транспортных средств — порядка 220 млрд рублей, потерей грузов, разрушением транспортной инфраструктуры — порядка 40 млрд рублей. Именно поэтому внедрение структурной и профильной разметки на дорогах следует ускорить.
Первое, с чего нужно начать, — сделать продольную структурную и профильную разметку пластиками предметом торгов. Парадоксально, но отсутствие в ГОСТ 33025-2014 геометрических параметров для такой разметки упрощает задачу, поскольку даёт возможность сделать это, не вступая в противоречие с нормативными документами.
Существуют два очень простых технических решения по нанесению продольной шумовой разметки, примеры которых тоже есть в интернете.
— Разметка в виде прямоугольников, разделённых пропусками (рис. 6), по крайней мере, не большего размера, чем ширина самих прямоугольников (во избежание путаницы с линией 8 по ГОСТ 39253-2014 пока стандартизованные размеры отсутствуют).
Несомненными достоинствами такого типа линии являются простота нанесения и хороший водоотвод с дорожного полотна, меньший расход материала, чем при нанесении сплошной линии (вариант увеличения толщины линии для усиления вибрационного и звукового эффекта не рассматриваем, т. к. пока толщина продольной разметки регламентирована ГОСТ 39253-2014). Недостаток — чувствительность к механическим воздействиям при зимнем содержании — тем большая, чем больше толщина линии и расстояние между элементами.
— Разметка типа «гребёнка» (рис.7), обладающая всеми достоинствами предыдущего типа линии (рис.6), но в меньшей степени подвержена воздействию снегоуборочной техники, т. к. обрезиненный отвал скользит по продольной сплошной линии и не цепляет «зубья» «гребёнки», имеющие с ним одинаковую высоту.
Вдобавок, пока в стандарте нет размеров продольных шумовых линий, имеется возможность «поиграть» расстоянием между шумовыми элементами, их шириной, что будет сказываться на частоте вибраций и высоте возникающего при этом звука. (Тема нанесения разделительных и краевых шумовых линий с разными размерами шумовых элементов и разными расстояниями между ними может оказаться востребованной. Высота возникающего при наезде на разметку звука будет свидетельствовать о том, произошёл наезд на разделительную или на краевую линию. Однако, о целесообразности такого подхода должны высказать своё мнение психологи). Проблема водоотвода с дорожного полотна здесь существует, но она в значительной мере решается созданием технологических разрывов, как это делается и при нанесении обычной краевой линии.
Ещё одно, пусть и не самое существенное, достоинство такой формы шумовой разметки заключается в том, что если использование навесного оборудования требует более точной настройки экструдера и выбора режимов нанесения под конкретный применяемый материал, то при нанесении подобной разметки подрядчику следует только точно соблюдать рекомендации производителя материалов по их нанесению.
На современных экструдерах для маркировщиков, наносящих разметку термопластиками, установлены наборы заслонок шириной по 5 см или по 5 и 10 см. Именно такая конструкция позволяет наносить с помощью одного экструдера все существующие типоразмеры линий: 10, 15, 20 и 40 см, что вполне позволяет настроить компьютер маркировщика и обеспечить нанесение структурной линии, держа постоянно открытыми 1 десятисантиметровую или 2 пятисантиметровых заслонки (сплошная линия), одновременно периодически открывая и закрывая две заслонки по 5 см (поперечные штрихи, примыкающие к сплошной линии). Рисунок 7 как раз демонстрирует такой подход, когда сплошная продольная выполняется за счёт постоянного открытия 5-сантиметровой заслонки, а шумовые элементы — за счёт периодического открытия-закрытия двух пятисантиметровых или одной 10-сантиметровой заслонок. Варианты применения в таком виде холодного пластика для продольных разделительных и краевых линий мы не рассматриваем из-за избыточности механических характеристик холодного пластика для этих типов линий и его дороговизны.
Два этих простых технических решения, как нам кажется, и позволят сдвинуть процесс внедрения продольной шумовой разметки с мёртвой точки. Но если есть решения, позволяющие наносить разметку любому подрядчику, занимающемуся нанесением разметки пластиками, вне зависимости от наличия у него специального навесного оборудования, это означает, что принцип конкурентности при проведении торгов не будет нарушен, и продольную шумовую разметку в таком виде можно включать в технические задания. Став предметом торгов, она будет способствовать формированию рыночной цены на услуги по её нанесению и определению оптимальных геометрических параметров разметки как с точки зрения экономической, так и функциональной эффективности.
Появившийся практический опыт даст возможность и заказчикам, и подрядчикам определиться, что является более эффективным: использование имеющегося оборудования для разметки или приобретение дополнительного. А в конечном итоге по прошествии нескольких лет продольная шумовая разметка пластичными материалами обретёт законченную геометрическую форму в действующем стандарте.
Вывод, который напрашивается: стоит активнее внедрять на дорогах продольную шумовую разметку. Технические возможности для этого имеются уже сегодня.
Текст: С. И. Возный, Ф. А. Конов, А. В. Мурашов, В. В. Рабенау
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: