Позиция Минтранса РФ о проблемных вопросах нормативного регулирования дорожной деятельности

Позиция Минтранса РФ о проблемных вопросах нормативного регулирования дорожной деятельности

В № 3 (51) мы опубликовали открытое обращение представителей Содружества дорожных экспертов «СоюзДорНИИ» к Правительству России, касающееся стандартов и технологий дорожного строительства. Наконец получили ответ от заместителя директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта России Антона Викторовича Козлова. Публикуем его аргументированные ответы без сокращений.

«На абсолютном большинстве дробильно-сортировочных комплексов, установленных на карьерах, на асфальтобетонных и цементобетонных заводах, применяются грохоты с квадратной формой ячеек. Проведённые сравнительные испытания показали, что применение круглых сит (по ГОСТ 8267–93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия») при рассеве каменных материалов не позволяет получить результаты, которые коррелировались бы с применяемыми в производственных сортировочных установках квадратными ситами в необходимой степени. Важно отметить, что во всём мире, за исключением Российской Федерации и некоторых других стран бывшего СССР, для определения зернового состава щебня применяются сита с квадратными ячейками.

Необходимо отметить, что ГОСТ 32703–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования» разрабатывался в соответствии с Программой по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011, утверждённых Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 № 81, в рамках которой исходными данными при разработке межгосударственных стандартов служили международные стандарты и передовые европейские нормы; а также полностью соответствует целям, задачам и принципам стандартизации, установленным в Федеральном законе от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 162-ФЗ).

В ГОСТ 32703–2014 все фракции щебня приведены на «квадратных» ячейках, как и на производстве. Кроме того, по информации производителей щебня, на данный момент сетки с круглыми ячейками для грохотов в продаже отсутствуют, но их возможно изготовить самостоятельно по индивидуальному заказу (такие сетки изготавливаются пробивным методом в металлическом листе).

Учитывая индивидуальность и количество металла, стоимость сетки с круглыми ячейками будет выше сеток с квадратными ячейками. Также в случае применения сеток с круглыми ячейками будет падать производительность сортировочного комплекса, так как суммарная площадь пробивных круглых отверстий на один м2 сетки существенно меньше, чем суммарная площадь квадратных отверстий в плетёной сетке.

Помимо этого, необходимо отметить ещё целый ряд положительных сторон ГОСТ 32703–2014 и в первую очередь разделение на основные (узкие), широкие и смеси фракций щебня с различными допусками по фракциям, что даёт возможность потребителю выбирать марку щебня по гранулометрическому составу в зависимости от планируемого назначения данного щебня. В отличие от ГОСТ 8267–93 в ГОСТ 32703–2014 требования к зерновому составу щебня разделены на 6 марок.

Чем ниже марка, тем менее жёсткие требования предъявляются к зерновому составу и, соответственно, ниже стоимость. Таким образом, потребитель щебня имеет возможность выбрать ту или иную марку по зерновому составу в зависимости от значимости объекта строительства и экономической составляющей.

То есть если щебень необходимо применять на дорогах с высокой грузонапряжённостью, то логичнее выбирать щебень более дорогой с более жёсткими требованиями к зерновому составу. Если же щебень будет применяться на дороге с низкой интенсивностью движения, то логичнее выбрать менее дорогой щебень с невысоким уровнем требований к зерновому составу.

Возможность выбора марки щебня по зерновому составу может снижать не только стоимость самого материала, но и всех строительных работ, связанных с применением каменного материала. В ГОСТ 8267–93 возможность такого выбора отсутствует. Требования к зерновому составу единые для всего щебня независимо от значимости объекта строительства.

Уровень требований к зерновому составу по ГОСТ 8267–93 наиболее близок к самой жёсткой и дорогой марке по зерновому составу по ГОСТ 32703–2014. Таким образом, по ГОСТ 8267–93 даже для подсыпки подъездов и ямочного ремонта на местной дороге необходимо применять щебень с самыми высокими требованиями по зерновому составу. Следовательно, и стоимость строительства такого объекта будет выше.

Также необходимо отметить, что размерность сит для определения зернового состава щебня по ГОСТ 8267–93 не соответствует международным стандартам в этой области (ISO 565 и ISO 3310), что не соответствует принципам технического регулирования, установленным Договором о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор).

Относительно того, что: «Принятые решения приводят, в частности, к тому, что наиболее широко распространённые в дорожной практике граниты по ГОСТ 32703–2014 формально стали на одну-две марки менее прочными, что не всегда позволяет их использовать в составе асфальтобетонных и цементобетонных смесей высоких марок.

Напротив, щебень из гравия формально стал более прочным», — сообщаем, что требование к дробимости щебня при сжатии в цилиндре является одним из показателей, характеризующих прочность щебня в дорожном строительстве, сущность которого сводится к оценке потери массы щебня после воздействия статической нагрузки в 20 тонн. Как правило, стоимость щебня основывается именно на результатах испытаний дробимости.

В ГОСТ 8267–93 существует разделение требований по этому показателю в зависимости от генезиса горной породы (который невозможно определить в дорожной лаборатории, для этого необходимо каждый раз обращаться в геологическую лабораторию). При этом более прочная горная порода, например габбро, которая показывает более высокие прочностные показатели, назначается равной по дробимости с гранитом, у которого получаются более низкие значения по данному показателю.

При этом стоит учитывать, что затрат на добычу, переработку и сортировку фактически более прочных горных пород значительно больше (требуется больше взрывчатки для первичного получения горной массы, износ брони при дроблении в дробильном комплексе происходит быстрее, сетки в сортировочном комплексе изнашиваются чаще и т. д.).

Также такой подход даёт возможность производителю повысить или понизить марку щебня по дробимости только за счёт изменения в паспорте наименования горной породы, проверить которую на объекте не представляется возможным.

В ГОСТ 32703–2014 требования ко всем горным породам объединены в одну таблицу с учётом единого метода испытания. Различия касаются только осадочных горных пород, потому что в данном случае меняются условия испытания.

Также необходимо отметить, что в передовых зарубежных странах при определении марки по прочности нет разделения по горным породам, а марка назначается исходя из результата испытания. Требования разработанного ГОСТ 32703–2014 исключают преференции отдельных производителей и позволяют всем производителям и потребителям щебня работать в равных условиях.

Важно отметить, что ГОСТ 32703–2014 не исключает применения гранитного щебня в дорожном хозяйстве. Представленные в ГОСТ 32703–2014 требования по дробимости отделяют отдельные виды гранитного щебня от более прочных горных пород (габбро, порфириты и др.). Требования, представленные в ГОСТ 8267–93, приравнивают такие виды гранитного щебня к щебню из более прочных горных пород, что в корне неверно.

В дорожной отрасли имеется негативный опыт применения таких видов гранитного щебня на дорогах из-за его недостаточной прочности и высокой кислотности по сравнению со щебнем габброидных пород.

В части риска применения комплекса ГОСТ Р серии 58401 необходимо отметить, что в нашей стране равноправно действуют 2 комплекса национальных стандартов на дорожные асфальтобетоны: система объёмно-функционального проектирования, разработанная на основе североамериканского опыта (серия ГОСТ Р 58401), и система, разработанная на основе европейского и передового отечественного опыта (серия ГОСТ Р 58406). Заказчик вправе применить на своих объектах любую из действующих систем.

Вместе с тем, по информации ТК 418 «Дорожное хозяйство», разработчики стандартов не занимались машинным переводом документов, а проводили полноценную разработку стандартов, прошли обучение и стажировку в Национальном центре асфальтовых технологий (NCAT) в г. Оберн, штат Алабама, с получением соответствующих сертификатов, где совместно с американскими специалистами взаимодействовали в части проектирования и испытаний асфальтобетона, минеральных материалов и битумных вяжущих, которые специально были доставлены в США из России.

Также следует отметить, что у разработчика имеется двустороннее соглашение с NCAT о взаимном сотрудничестве в части совершенствования нормативов на дорожные асфальтобетоны, в рамках которого разработчики постоянно консультировались с ведущими специалистами в этой области, стоявшими у истоков зарождения данной системы в США. Кроме того, на устройство первых пробных участков покрытий в Российской Федерации были приглашены лицензированные американские инженеры, которые отметили высокий уровень проведённых работ.

При этом применимость комплекса ГОСТ Р 58401 для отечественных условий обоснована практическим опытом (первые опытные участки были уложены ещё в 2014 году). За последние годы в Российской Федерации было устроено более сотни участков в различных дорожно-климатических зонах Российской Федерации по данной системе.

Одни из первых участков, устроенных ещё в 2014 году в Северо-Западном федеральном округе, до сих пор находятся в удовлетворительном состоянии. Необходимо отметить, что на данный момент в нашей стране работает большое количество специалистов и организаций, имеющих необходимые знания и навыки по работе с вышеуказанными системами, что абсолютно не требует участия «носителей технологии».

Относительно правоспособности российского пакета ГОСТ Р 58401 сообщаем, что ГОСТ Р 58401 полностью соответствуют целям и задачам стандартизации, установленным в Федеральном законе № 162-ФЗ, принципам стандартизации, а также требованиям основополагающих стандартов. Таким образом, выбранная концепция разработки комплекса ГОСТ Р 58401 полностью соответствует законодательству по стандартизации Российской Федерации, и при этом какие-либо ссылки на зарубежные документы не требуются в связи с существенной переработкой документов.

В части руководства отрасли через реализацию технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

На сегодняшний день в состав СНГ входят девять государств: Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Из них уже 5 государств вступили в Евразийский экономический союз.

В 2014 году ратифицирован Договор, имеющий статус международного.
Одними из ключевых принципов технического регулирования Евразийского экономического союза, в соответствии с Главой Х Договора, являются: установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам; установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза; применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.

Таким образом, для всех государств — членов ЕАЭС технические регламенты Союза являются обязательными.

В части низкого качества нормативных документов сообщаем, что каждый документ по стандартизации рассматривается дорожным сообществом, в состав которого входят в том числе представители Минтранса России, Росавтодора, Государственной компании «Автодор», МВД России, ФГБОУ ВО «МАДИ», ФАУ «РОСДОРНИИ».

Одновременно с этим информируем о том, что ТК 418 «Дорожное хозяйство» не принимает участия в формировании графика разработки документов по стандартизации, а проводит экспертизу (в строгом соответствии с требованиями Федерального закона № 162-ФЗ и основополагающих стандартов) проектов всех профильно-ориентированных документов национальной системы стандартизации в области дорожного хозяйства, а также вносит предложения в Росстандарт о включении соответствующих тем по разработке национальных документов по стандартизации в Программу национальной стандартизации на основании официальных обращений непосредственных разработчиков стандартов.

Отмечаем, что ТК 418 «Дорожное хозяйство» является общественным органом без образования соответствующего юридического статуса и, как следствие, не может принимать участие, а также организовывать конкурсные процедуры в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вместе с тем вся информация о проведённых конкурсных процедурах находится в открытом доступе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru).

Перечень актуальных тем, сопровождение разработки которых закреплено за ТК 418 «Дорожное хозяйство», находится в открытом доступе на официальном сайте (www.tk418.ru). При этом АНО «НИИ ТСК» и ООО «ИТЦ» разрабатывает только 21 стандарт из 71, что никак не является заявленными авторами 66%.

В части компиляции трудов советских и российских учёных с переформатированием их работ в предварительные национальные стандарты, необходимо отметить, что разработка документов национальной системы стандартизации осуществляется на основе научно-исследовательских работ, которые проводятся либо по заданию Заказчика, либо за счёт собственных средств разработчика.

При этом проводятся как теоретические исследования, в том числе и анализ литературы, так и практические исследования, а на основе комплексного подхода уже формируется техническая (сущностная) часть документа.

В части нехватки опыта у научного центра «Газпрома» сообщаем, что конкурсные процедуры выбора поставщика по государственным закупкам осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в котором установлена оценка заявок участников закупки и критерии этой оценки. При этом опыт является лишь одним из трёх критериев оценки, помимо которого есть ещё цена контракта, а также качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

В части анонимности разработчиков ГОСТов сообщаем, что, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5–2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» и ГОСТ Р 1.16–2011 «Стандартизация в Российской Федерации.

Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены», в предисловии стандарта указывают полное (в скобках — сокращённое) наименование юридического лица или фамилию и инициалы физического лица, разработавшего стандарт, или информацию о том, что стандарт разработан рабочей группой с указанием её состава.

Таким образом, разработка и утверждение документов по стандартизации проводятся в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с раскрытием информации о данных документах и обсуждением замечаний и предложений от заинтересованных организаций по итогам их рассмотрения».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

асфальт | ГОСТ | Минтранс | союздорнии
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: