Продуктовая независимость: миф или реальность?

Продуктовая независимость: миф или реальность?

На прошедшем в Челябинске деловом форуме «СпецМашЭкспо» представитель «Росспецмаша» упомянул о возможном доступе китайских дорожно-строительных компаний к российским инфраструктурным проектам. В этом случае восточные партнёры зайдут со своей техникой и людьми, вытеснив с рынка российские компании. Представители отрасли задались вопросом, как противостоять китайской экспансии.

Что делать с теми, кто использует методы недобросовестной конкуренции? Об этом, а также о том, что предпринимает Минпромторг России, чтобы повысить долю российской дорожно-строительной техники на внутреннем рынке, говорили в ходе деловой сессии, состоявшейся на выставке «СтройДорЭкспо».

Большая победа

По словам заместителя директора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслава Пронина, взявшего на себя роль модератора круглого стола, в конце 2023 года случилась очень большая победа. Первый заместитель председателя правительства Денис Мантуров утвердил план развития строительно-дорожного машиностроения.

«Наконец-то разум победил, и взамен талмудов и долгосрочных стратегий принят конкретный план мероприятий, который, по мнению экспертного сообщества, приведёт к значительному улучшению в сфере производства и реализации отечественной ДСТ», ― сказал Вячеслав Пронин.

Также он отметил, что утильсбор и субсидии работают, но сфера буксует в областях технического регулирования и стандартизации. Бытует мнение, что техрегулирование ― это барьер для малого бизнеса, и любые ужесточения в этой области приводят к экономическим потерям, неуплате налогов. В погоне за отменой контроля бизнеса индивидуальные предприниматели получили возможность заниматься поставками самоходной техники, что во всём мире ― нонсенс, а инициативы Минпромторга по обелению рынка блокируются.

Другим ключевым вызовом для отрасли стали государственные и подрядные компании, которые реализуют инфраструктурные проекты за бюджетные средства и нередко закупают зарубежную технику, несмотря на наличие отечественных аналогов. Такой подход фактически поддерживает иностранных производителей за счёт бюджета.

Для сравнения: в Китае действует эффективная система помощи национальному машиностроению, позволяющая укреплять собственную промышленность. В Поднебесной все гигантские стройки работают на местной технике. Это стало стимулом для развития китайского рынка ДСТ: мы видим, какой рывок здесь сделали в течение последних 10-15 лет.

Г-н Пронин отметил, эти вызовы оказывают колоссальное влияние на российский рынок ДСТ, и пока они выглядят бетонными барьерами, которые пробить не получается. План первоочередных мероприятий Минпромторга состоит из 25 пунктов, и практически по каждому уже проводят необходимые действия.

Регулирование и стандартизация

Замначальника управления сельхоз-, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Станислав Черторыжский посоветовал дождаться официальной информации по этому поводу. Тем не менее в Минпромторге уже озадачены защитой российских машиностроителей и увеличения их присутствия на рынке как в коммерческом сегменте, так и в сфере госзакупок ― это один из ключевых векторов сегодняшней деятельности ведомства.

«С коллегами из Минтранса России прорабатываем вопрос доступа иностранных технологий к бюджетным средствам. Оттачиваем детали, чтобы не допускать перекоса в этом плане, особенно при наличии собственного машиностроения», ― отметил Станислав Черторыжский.

Одним из ключевых вопросов плана первоочередных мероприятий по повышению доли российской ДСТ заключался в защите рынка путём повышения утильсбора. Ведомство решило донастроить его в соответствии с трендами. Чтобы ценовое предложение российского производителя было конкурентным по отношению к китайской продукции, выработали механизм индексации утильсбора на несколько лет вперёд.

Есть сегменты, в которых нам ещё необходимо расти, например экскаваторы. Постепенно механизм защиты повысят и для них ― по мере того, как производители будут выполнять обязательства по наращиванию производственных мощностей.

Г-н Черторыжский упомянул техническое регулирование и стандартизацию. По его мнению, это глубоко недооценённый механизм защиты внутреннего рынка от некачественной продукции с Востока и недобросовестных методов конкуренции.

Одним из действенных методов стала сертификация с расширенным перечнем характеристик, которые нашли отражение в документе об оценке соответствия. На этот счёт выработана согласованная позиция с восемью органами федеральной исполнительной власти.
Производители спецтехники предложили инициативу по проведению Гостехнадзором внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по самоходной технике, находящейся в эксплуатации.

Полномочий на это у надзорного органа пока нет, но, прорабатывая данный вопрос, Минпромторгу удалось выйти на инициативу по внесению изменений в федеральный закон о самоходных машинах, который такие полномочия даёт.

В плане мероприятий задействована и Росаккредитация. Выработаны рекомендации по грядущей сертификации, согласованные с Росстандартом в рамках поручения правительства. Для чего это нужно? Для того, чтобы плавно подготовить рынок к переходу на новый порядок регулирования и обеспечить надлежащее формирование документов об оценке соответствия в реестре Росаккредитации.

Продуктовая независимость: миф или реальность?

Чиновник упомянул и создание машинно-испытательных станций.

«Необходим механизм, который снимал бы кривотолки, помогал работать с возражениями потребителей и надлежащим образом оценивать качество техники. Прорабатывается вопрос о предоставлении преференций определённым видам техники, которые такой процесс прошли», ― подчеркнул Станислав Черторыжский.

Росавтодор вместе с Минтрансом определил перечень землеройных машин, которые, на взгляд Минпромторга, являются приоритетными. Совместно с участниками рынка выбраны показатели, по которым эту технику нужно испытывать. Они согласованы с регулятором, отвечающим за закупщиков, с профильным техническим комитетом по дорожному хозяйству. Этот кейс показывает, что ведомство старается коммуницировать с заказчиками.

Чиновники также разрабатывают документы в области стандартизации высокоавтоматизированной техники. Первые нормативы здесь вступили в силу начале 2025 года. Они устанавливают требования в отношении землеройных машин, в том числе действует классификация уровней автоматизации. Это требования к аппаратно-программным комплексам, работающим в данных машинах и обеспечивающим их функционал, а также к испытательным полигонам. Ещё около 10 стандартов для данной техники находятся в разработке.

Следующим шагом станет их внесение в постановление № 719 как дополнительного механизма стимулирования с последующим начислением баллов за соответствие стандарту. Ожидается, что изменения начнут действовать в следующем году. Также документы включат в перечень Таможенного союза.

Один из пунктов обсуждаемого плана посвящён подготовке предложений по установлению запрета на приобретение отдельными юридическими лицами иностранных товаров.

«Со второго полугодия вступил в силу запрет на закупки импортной техники, и ключевой вопрос здесь ― сокращение использования бюджетных средств на услуги, оказываемые с применением иностранной техники. Мы разговаривали на эту тему на рабочем совещании с Минтрансом, подготовили проект постановления, но пока очень сложно переломить потребителя.

Он убеждён, что сложно работать с российской техникой. Для того чтобы ускорить темпы принятия данной инициативы, в мае концерн „Тракторные заводы” озвучивал данную инициативу у президента, поддержка этого вопроса получена. Сейчас ведём работу с Минтрансом России», ― отметил г-н Черторыжский.

Один из ключевых инструментов рыночного стимулирования ― субсидирование. С текущего года с учётом ключевой ставки ведомство перешло на совместную программу с «ДОМ.РФ». Планировалось, что она будет ориентирована на госзаказчиков, но оказалось, что этот механизм интересен и коммерческому рынку. Накануне форума было принято решение о распространении этой программы на частные компании.

Прорабатывают и вопрос предоставления российским производителям субсидий на затраты, связанные с доставкой. Минпромторг разрабатывает проект по созданию обособленных подразделений в удалённых регионах, сложных с точки зрения засилья китайских дилеров и оперативного сервиса. Эти территории важны для Правительства: идёт диалог с местными субъектами касательно местных и федеральных мер поддержки.

Это касается и займов ФРП, а также механизмов стимулирования в виде прямых контрактов. Определена потребность данных регионов в коммунальной и землеройной технике. «ДСТ-Урал» и Ковровский электромеханический завод уже заинтересованы в такой работе. Каждый производитель хотел бы видеть гарантированный заказ, и Минпромторг опирается на инфраструктурные проекты, реализуемые в этих областях.

Также разрабатывают проект акта Правительства по субсидиям на НИОКР для ДСТ и коммунальной техники. Продолжается финансирование по программе № 1649, где 70% затрат компенсируется. Так, в прошлом году совокупно на компоненты ДСТ направлено около 800 млн рублей. Этот механизм продолжит работу и в текущем году. В октябре планируют выбрать новые технологические направления, отработанные совместно с НАМИ.

Внедрено авансирование на ДСТ в объёме не менее 80% на контракт при госзакупках. Процесс реализован на уровне 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик должен предусматривать авансы. Программа действует до 2026 года. Если в ведомстве увидят положительные отклики, попросят правительство о пролонгации такого решения.

Копать до победы

Говоря о других мерах поддержки рынка спецтехники, генеральный директор ООО «Завод Спецагрегат» Евгений Субачев добавил, что в Челябинской области очень хорошо работает налоговый вычет. Он в шутку пригласил в регион всех, на чьих территориях эта программа не распространена. «Спецагрегат» активно этим вычетом пользуется — завод приобрёл на высвободившиеся средства станки.

Евгений Субачев поблагодарил представителя Минпромторга за разработку плана мероприятий, отметив, что он обеспечит поступательное движение рынка. Несмотря на текущую ситуацию, предприятия, которые представлены на выставке, видят, что тренд меняется к лучшему.

«Мы очень долго сталкивались с вопросами технического регулирования и сертификации, совместными усилиями прошли до изменения федерального закона в Госдуме. В итоге вышло изменение 297-го постановления, где теперь чётко регулируется, какая техника на территории аэропортов должна иметь паспорт самоходной машины», ― отметил совместную работу с Минпромторгом г-н Субачев.

В завершение деловой сессии топ-менеджер «Спецагрегата» предложил специалистам отрасли работать сообща. Являясь представителем Союза машиностроителей России, он отметил, что на площадке отраслевого объединения участники рынка могут прорабатывать совместные обращения в Минпромторг — это позволит сформировать общее мнение, подать идею в план мероприятий.

«Копать до победы!» — заявил г-н Субачев.

Кроме того, он отметил, что главный момент работы машиностроителей России — продуктовая независимость.

«Нам всем нужна кооперация. Запустили в производство специфическую деталь ― делитесь компетенциями, объединяйтесь между собой, чтобы наши современные изделия работали на территории страны и не уступили рынок китайцам», ― сказал г-н Субачев.

Текст и фото: Марат Абдулвалеев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ДСТ-Урал | Концерн Тракторные заводы | минпромторг | Минтранс | Росспецмаш | спецагрегат | ФРП
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: