Дорогами преобразований: как изменятся российские дороги в ближайшем будущем?

15.10.2020
11 минут на чтение

Сегодня в дорожной отрасли страны происходят позитивные перемены, свидетелями которых являются жители всех российских субъектов. Масштабные ремонтные работы ведутся не только на федеральных, но и на региональных и местных автомобильных дорогах. Создание современной, комфортной и надёжной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач, поставленных перед дорожниками главой государства.

Основным инструментом достижения стратегической цели стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стартовавший в 2019 году и ставший логичным продолжением совместной работы федеральных и региональных ведомств дорожного хозяйства над качеством дорог России.

Как изменятся российские дороги в ближайшем будущем? Строительство и модернизация дорог

Импульс их успешному сотрудничеству дал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», реализованный в 2017–2018 гг. в 36 регионах. Нацпроект значительно расширил географию: в нём принимают участие 83 субъекта Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и 104 городских агломерации. Ключевая цель — повышение качества жизни населения.

Работу по нацпроекту «БКАД» ведут сразу по четырём направлениям. Под эгидой Минтранса России — проекты «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Министерство внутренних дел Российской Федерации курирует проект «Безопасность дорожного движения», Министерство обороны Российской Федерации — «Автомобильные дороги Минобороны России».

Основную «дорожную» составляющую реализуют по федеральным проектам «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», среди основных задач которых — увеличение к 2024 году доли автодорог регионального значения в нормативном состоянии до 50,9%; снижение количества мест концентрации ДТП в два раза по сравнению с 2017 годом, доведение показателя протяжённости дорог городских агломераций в нормативе к 2024 году до 85%, снижение доли федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки на 10% по сравнению с 2017 годом, а также снижение смертности на дорогах в 3,5 раза.

Реализация нацпроекта в 2020 году

Благодаря реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» к середине сентября в российских регионах уложено более 98,9 млн кв. м асфальтобетонного и других типов покрытий — это 76,8% от общего объёма запланированных мероприятий (по данным на 18 сентября 2020 года).

Общее финансирование федерального проекта «Дорожная сеть» в этом году составляет более 300 млрд рублей, из которых 173 млрд — средства региональных дорожных фондов, 132 млрд ― федеральная поддержка с учётом дополнительно выделенных средств.
Всего в 2020 году работы пройдут почти на 6,1 тыс. объектов общей протяженностью более 14 тысяч км.

Как изменятся российские дороги в ближайшем будущем?

Ремонт дорог более чем на 80% завершен в 32 субъектах Российской Федерации: Белгородской, Владимирской, Вологодской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Курской, Кемеровской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тульской, Тверской, Ульяновской областях, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Чувашской и Удмуртской республиках, республиках Карелия, Татарстан, Марий Эл, Адыгея, Ингушетия, Краснодарском и Алтайском краях.

В текущем году запланировано проведение капиталоёмких мероприятий в регионах — в программу работ вошло более 100 таких объектов, работы на некоторых уже завершены. В эксплуатацию сданы две автомобильные развязки в Белгороде, в Казани запущено движение по новому участку Большого Казанского кольца, в Брянске ― по новому Литейному мосту.

В Пензенской области реконструирован мостовой переход, ведущий через железную дорогу Москва – Самара в посёлок Монтажный, в Пензе ввели в эксплуатацию участок улицы Зеленодольской ― новая двухполосная автодорога обеспечит дополнительный выезд из города на федеральную трассу Р-208 Тамбов – Пенза.

В ходе реализации мероприятий нацпроекта самое пристальное внимание уделяют ремонту объектов, имеющих высокую социальную значимость для населения. В частности, в программы дорожных работ включены более 800 дорог, часть из них приведена в нормативное состояние в прошлом году, другие вошли в перечень ремонтируемых объектов 2020 года. Кроме того, в 2020 году приводят в нормативное состояние более 1,3 тыс. км дорог, ведущих к образовательным и досуговым учреждениям.

В национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» поставлена цель — обеспечить качественно новый уровень дорожной инфраструктуры, повысить безопасность движения. При этом важно комплексно подходить к ремонту объектов. Помимо масштабного приведения дорог в нормативное состояние выполняется и целый ряд мероприятий по обустройству транспортной инфраструктуры в регионах.

Как изменятся российские дороги в ближайшем будущем?

Например, в 2020 году на объектах национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» установят более 2 тысяч светофоров и более 150 тысяч дорожных знаков, обустроят порядка 667 тыс. пог. м барьерного и 266 тыс. пог. м пешеходного ограждения, а также более 675 тыс. пог. м освещения. Всё это поможет сохранить жизни и здоровье водителей и пешеходов.

До конца 2020 года в российских регионах установят 138 автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), при этом 130 из них уже размещены. Это позволит повысить сохранность трасс и магистралей и в круглосуточном режиме контролировать траффик. Для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения в российских регионах установят более 2,4 тыс. стационарных камер фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Проект «Улица Победы»

В российских регионах близятся к завершению дорожные работы в рамках патриотической кампании «Улица Победы», которая приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и реализуется в 83 субъектах страны, принимающих участие в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В течение всего 2020 года в рамках кампании в нормативное состояние будет приведено и/или благоустроено около 400 объектов улиц, названных в честь дня Победы или героев Великой Отечественной войны.

Как изменятся российские дороги в ближайшем будущем?

Узнать, какие улицы вошли в программу работ, а также следить за их преображением можно в приложении «Улица Победы» в социальной сети «ВКонтакте». Здесь создана интерактивная карта проекта, где можно узнать информацию о ходе дорожных мероприятий, прочесть интересные исторические факты про ремонтируемые улицы, посмотреть фотографии объектов до и после проведения работ. Кроме того, о проекте рассказывает интернет-ресурс улицапобеды.рф.

Инновации для улучшения качества ремонта

Использование наилучших технологий и материалов — одна из важных задач при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В ходе ремонтных работ активно внедряют применяемые на федеральных трассах и доказавшие свою результативность передовые практики. В числе эффективных решений, реализуемых в российских субъектах, — технология холодного ресайклинга, методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей, устройство тонких слоев износа, использование геосинтетических материалов, применение щебеночно-мастичного асфальтобетона.

По итогам 2019 года доля контрактов, в которых предусмотрено использование новых технологий, составила более 45% при плановом значении в 10%. Успешную практику продолжили и в 2020 году: сейчас более половины заключённых по нацпроекту контрактов (54,38%) предусматривают использование новых технологий и материалов.

Современные методики ремонта дорог активно используют в Мурманской области. Так, на автоподъезде к поселку городского типа Никель протяженностью более 3 км и участках автомобильной дороги Заполярный – Сальмиярви общей протяжённостью более 9 км применена технология холодного ресайклинга.

Суть методики заключается в измельчении и перемешивании существующего асфальтобетонного покрытия и слоя нижележащего материала с добавлением связующих материалов. В результате получается прочное однородное дорожное основание, на которое позже укладывают новое асфальтобетонное покрытие.

Новый транспорт — городам

Как изменятся российские дороги в ближайшем будущем?

Уделено внимание и обновлению городского транспорта. В 2020 году Минтранс России в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» начал оказывать содействие регионам в обновлении пассажирского транспорта. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга — путём предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60% от их стоимости.

Как изменятся российские дороги в ближайшем будущем?

В текущем году более 500 новых автобусов и троллейбусов появятся в 12 городских агломерациях: Белгородской, Воронежской, Екатеринбургской, Ивановской, Пермской, Казанской, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской, Омской, Самарско-Тольяттинской и Череповецкой. В совокупности в регионы будет поставлено более 500 единиц подвижного состава общественного транспорта.

Нацпроект — для людей

В течение почти двух лет реализации дорожного нацпроекта жители страны стали полноправными участниками процесса развития дорожной инфраструктуры: у них есть возможность высказывать свои пожелания и замечания, следить за проведением работ в online-режиме, участвовать в выборе объектов ремонтов на следующий дорожно-строительный сезон. И при этом знать, что они обязательно будут услышаны, а их мнения ― учтены.

С января 2020 года по разным каналам связи (официальный интернет-ресурс дорожного нацпроекта, социальные сети, «Карта убитых дорог», и т. д.) от жителей регионов поступило более 6,5 тыс. обращений, касающихся реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Для сравнения, в течение всего 2019 года таких обращений было около 6 тыс., и этого говорит о том, что интерес к дорожной теме растет: люди активнее включаются в обсуждение новых объектов, вносят свои предложения, высказывают мнения. На 90% возникших вопросов специалистами дорожных ведомств разных уровней подготовлены и даны ответы. Готовность к диалогу и выстраивание каналов обратной связи — вот главные отличительные особенности дорожного нацпроекта.

Уважаемые работники и ветераны дорожной отрасли!
Андрей Костюк,
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального дорожного агентства
Андрей Костюк,
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального дорожного агентства

«От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем работников дорожного хозяйства! Тысячи километров дорог и мостов, которые неразрывно связали мегаполисы и города, деревни и поселки, и, как результат, налаженное транспортное сообщение с севера на юг и с запада на восток нашей огромной Родины – это плоды вашего самоотверженного труда! Работа дорожников связана с каждодневным физическим трудом, высокой ответственностью и требует полной самоотдачи. Ваши профессионализм и трудолюбие, самоотверженность и преданность своему делу являются залогом успешного претворения в жизнь грандиозных проектов дорожной отрасли.

За последнее время введены в строй многие километры современных автомагистралей и дорожных объектов, отвечающих мировым стандартам безопасности. Активно модернизируется дорожная инфраструктура в регионах страны в рамках национального проекта
«Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Нами решены стратегически важные задачи, но многое еще предстоит сделать: это строительство обходов крупных городов и путепроводов, приведение и поддержание существующей дорожной сети в нормативном состоянии, строительство многофункциональных зон и объектов дорожного сервиса, успешная реализация национальных проектов. Важно не останавливаться на достигнутом и не сбавлять высокие темпы работы.

От лица Федерального дорожного агентства и от себя лично выражаю особую благодарность всем работникам и ветеранам отрасли за ваш созидательный благородный труд. Желаю крепкого здоровья, благополучия и успехов в делах на благо Отечества.»

Текст и фото: пресс-служба Росавтодора

Статья опубликована в журнале Грейдер №5 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

/