Дорожное образование: а воз и ныне там?

Если ещё 20-30 лет назад в России, как написал в 1987 году сатирик Михаил Задорнов, одной из бед были дороги, то за последний десяток лет ситуация изменилась. Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» хоть и не сделал все направления безопасными дорогами, но заметно исправил ситуацию. Только вот вторую проблему из крылатой фразы Задорнова до сих пор никто не решил.

Более того, опытные дорожники покидают отрасль по естественным причинам, и есть риск, что в скором времени проектировать и строить трассы будут плохо обученные по устаревшим стандартам молодые выпускники.

О проблемах с нехваткой квалифицированных дорожных кадров мы писали не раз. Например, в 2018 году мы разбирали причины кадрового голода, годом позже присутствовали на обсуждении этой темы между дорожниками и представителями сферы образования. Да и в других наших материалах касались этого вопроса. Прошло несколько лет, но что дорожники, что вузы, что профильные ведомства так и не нашли решения, которое бы в корне изменило ситуацию.

В конце января этого года в Росавтодоре вновь собрались заинтересованные в подготовке специалистов для отрасли лица. Заместитель главы Федерального дорожного агентства Олег Ступников в очередной раз подчеркнул важность прошедших ранее встреч, где уже в сотый раз пришли к пониманию важности совместной разработки программ образования с вузами, дорожными организациями и регуляторами. Дело за малым — исправить недостатки в правовой базе. Что мешало сделать это в предыдущие годы, он, к сожалению, не уточнил.

Правда, в 2022 году в ведомстве изучали диссертации и научные работы для «более тесной интеграции Росавтодора, научно-методического и кадрового потенциала вузов, занимающихся подготовкой наших будущих специалистов».

Надо двигаться быстрее

В 2020 году появилась целая Ассоциация организаций по развитию дорожного образования. За два года существования она подготовила концепцию развития обучения. Главной причиной возникновения проблем с подготовкой кадров директор объединения Светлана Жадёнова назвала отсутствие контроля над учебным процессом и плохое взаимодействие между образовательными учреждениями и будущими работодателями выпускников.

Отметим, что на форуме «Дорога 2022» в Казани представители Росавтодора, Ассоциации «Р.О.С. Асфальт» и шести учебных заведений обсудили-таки предложенный документ, регламентирующий развитие программы обучения.

«В июне 2022 года в Новосибирске мы почти 7 часов говорили о кадрах, о вузах. Конечно, за последние годы многое удалось сделать. Фразы Иосифа Сталина: «Кадры решают всё», — и: «Каждая проблема имеет свои фамилию, имя и отчество», — актуальны и на фронте, и в тылу. Я убеждён, что двигаться мы будем быстрее.

Но надо помнить, что высшая школа — это не только студенты и педагоги, это ещё и огромный научный потенциал. В том числе и для совершенствования нашего законодательства. Например, с Иркутским политехническим университетом мы плотно работаем в плане законотворческой деятельности. В 2020 году у нас вышли поправки в законы «О науке и государственно-технической политике» и «Об образовании» в части предоставления права бюджетным автономным учреждениям высшего образования и науки становиться участниками ранее созданных хозяйственных обществ или партнёрств.

Этим я хочу сказать, что мы готовы к совместной работе в отношении тех аспектов, которые мешают показывать результативность и эффективность для дорожной отрасли», — заявил перед обсуждением первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по собственности и земельным и имущественным отношениям Сергей Тен.

Классические вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» можно обсуждать долго, но для исправления ситуации с кадрами нужно переходить от риторики к практике. Тем более что болевые точки чиновники уже определили:

• отсутствие чёткого разделения компетенций и сфер трудоустройства бакалавров и магистров;
• низкий уровень адаптации выпускников вузов к современным требованиям производства;
• отсутствие отраслевых специальностей «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Мосты и транспортные тоннели» с пятилетним сроком обучения;
• снижение количества бюджетных мест на подготовку специалистов с 5-летним сроком обучения;
• отсутствие роли регуляторов дорожной деятельности в совершенствовании системы организации высшего образования по направлениям, связанным с дорожной деятельностью.

Основной причиной выпуска неподготовленных к реалиям дорожной отрасли студентов президент Ассоциации «Р.О.С.Асфальт» Николай Быстров назвал подготовку учебных планов и программ профессиональных компетенций самими вузами. И каждый делает это по-своему.

«А сколько вузов на территории России готовит специалистов по дорожному направлению? 58 вузов. А какие есть обязательства по согласованию этих федеральных образовательных стандартов с главным регулятором в области дорожной деятельности?

В постановлении есть пункт три, гласящий, что Министерство науки и высшего образования обеспечивает разработку проектов стандартов высшего образования и вносимых в указанные стандарты изменений в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой», — пояснил г-н Быстров.

То есть в каждом вузе самостоятельно решают, чему и как обучать студентов. И есть всего три
профстандарта в области дорожной деятельности, которые связаны с проектированием дорог, мостов и туннелей. А вот изыскания, строительство, ремонт, содержание отданы на откуп преподавателям, из которых, к сожалению, далеко не все имеют отношение к дорожному хозяйству.

«Ещё один важный вопрос связан с подтверждением компетентности образовательных учреждений. Есть такая организация «Росаккредитация», и, когда её создавали, Минтранс России пытался договориться, чтобы к аккредитации лабораторий дорожного хозяйства привлекали компетентных людей, и дал список из пяти рекомендованных человек.

И вот уже сколько лет прошло, никого из них не привлекали к этой работе, в то время как ведущие дорожные лаборатории аккредитованы специалистами сельскохозяйственных институтов», — резал правду-матку глава Ассоциации «Р.О.С.Асфальт».

Он также вменил представителям вузов игнорирование важных отраслевых конференций и форумов. За 4 года в них отметились всего 11 учебных заведений, соответственно, большая часть вообще ничего не знает о принципиальных вопросах технической политики, которые волнуют дорожников.

И не привлекают регуляторов дорожной отрасли ни к разработке образовательных стандартов и учебной литературы, ни к повышению квалификации преподавателей. И чему эти профессора тогда обучают студентов?

Погрузчик Амкодор 352С

Взгляд изнутри

Понятно, что обвинять вузы в системной проблеме — перекладывать с больной головы на здоровую. К тому же, как оказалось, в России нет официальной статистики по выпускникам, которые пошли в дорожную отрасль по специальности или, наоборот, выбрали другую сферу.

«Выпускников с профилями по автомобильным дорогам, мостам и тоннелям отследить невозможно. В Федеральном реестре сведений документов об образовании не указан профиль, там идёт просто «Строительство», и, к сожалению, это отягчает ситуацию дорожников», — сказала проректор ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» Татьяна Марканич.

С тем, что часть студентов получают высшее образование ради наличия диплома и им неважна специальность, согласен и руководитель Росавтодора Роман Новиков. Но он привёл и другой пример из Саратова, где у работодателей-дорожников превышен спрос на выпускников местного политехнического университета. Впрочем, потребность в квалифицированных кадрах велика во всех регионах, где выполняют проекты по строительству и ремонту инфраструктурных объектов.

«Количество вузов, обучающих по строительному направлению, не перекрывает спрос отрасли. Вузы находятся в ограниченных условиях из-за контрольных цифр приёма: бюджетных мест должно быть больше, так как потребность у государства в специалистах выше.

Рассчитывать, что мы пополним это количество за счёт платных мест, не надо», — обозначил проблему и. о. ректора ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) Дмитрий Ефименко.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов средние профессиональные образовательные учреждения, откуда в среднем по стране и попадают к подрядным организациям новые кадры. Государство наконец-то обратило внимание на колледжи и в 2022 году запустило программу «Профессионалитет».

«Колледж является центральным местом, в котором готовят кадры по этому проекту. Но с более тонкой настройкой на потребности конкретных работодателей с повышением интенсивности и эффективности учебного процесса, внедрением цифровизации», — объяснила и. о. ректора ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Наталия Золотарёва.

Преподавателей тех учебных заведений, которые желают участвовать в программе, обещают отправить на переподготовку. Со стороны будущих работодателей колледжи получат помощь в обновлении материально-технической базы для обучения студентов работе с конкретными видами техники и оборудования.

При этом работодатель и учебное заведение будут делить полномочия в управляющем совете образовательного кластера. Речь идёт о совместном приёме экзаменов, проведении аудита соответствия оборудования требуемым стандартам.

В этом году гранты на обучение специалистов для транспортной отрасли получили ещё четыре учебных заведения из Алтайского, Приморского и Хабаровского краёв, а также Волгоградской области. Помимо федерального финансирования и помощи от работодателей, бюджетные средства выделят и региональные правительства.

Примечательно, что по программе «Профессионалитет» колледжи обязаны работать не с одним конкретным работодателем для выпускников, а с несколькими. Это своеобразная подстраховка в случае, если к моменту окончания обучения у дорожной организации не окажется вакантного места.

Но вернёмся к вопросу контента образовательных программ. С учётом всеобщего тренда на цифровизацию и внедрения интеллектуальных транспортных систем в вузах необходимо готовить будущих дорожников не только по привычным дисциплинам, которые требуют актуализации, но и обучать компьютерным технологиям. Тем более что с учётом импортозамещения стране крайне необходимы программисты для разработки отечественного ПО, в том числе и для проектирования дорог.

«Одна из важнейших задач — это взаимодействие с организациями отрасли как основными потребителями выпускников. Необходимы другие принципы формирования образовательных программ. У специалистов отсутствует базовое образование в данной отрасли, нет компетенций и соответствующих квалификаций. И поэтому под появляющиеся новые специальности «на стыке» мы должны и готовить тех, кто будет профессионалами, и переучивать педагогов», — сказал Дмитрий Ефименко.

Не менее важной задачей эксперт назвал и повышение престижа специальностей дорожной отрасли. Обществу необходимо привить мнение, что дорожник — это социально важная профессия, иначе количество абитуриентов не изменится в лучшую сторону. В том же МАДИ за последние несколько лет число поступающих сократилось в три раза.

Большую роль в ухудшении качества образовательного процесса представители вузов отвели и изменению самой системы обучения. Если раньше студентов накачивали знаниями в течение пяти лет, то ныне им выдают дипломы за четыре года.

Экскаватор New Holland

«Мы от контрольных цифр приёма выпускаем в лучшем случае 2/3, и то какого качества. Безусловно, переход к Болонской системе дал эффект, который все видят. Общаясь с работодателями выпускников, я иногда испытываю чувство стыда. Это не те специалисты, которые нужны отрасли для выполнения реальных задач, особенно с развитием технологий. Бакалавриат — это сфера обслуживания существующих объектов, и то отчасти.

Про проектирование, исследования, конструкторскую деятельность я молчу. Мы потеряли целый пласт специалистов, которых готовили раньше. И мы сейчас стремимся к тому, чтобы бакалавров и специалистов было поровну на обучении, чтобы восстановить потенциал», — признал ректор ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет» (СибАДИ) Александр Жигадло.

По существующим учебным планам студенты проходят всего одну производственную практику, а производственное обучение вообще отсутствует. А после бакалавриата далеко не все идут на специалитет, не говоря уж о магистратуре. Для примера: МАДИ выпустил 8 магистров по проектированию дорог. Это песчинка в масштабах страны.

Во времена Советского Союза у всех учебных заведений были единые учебные планы и рабочие программы с поправкой на региональные составляющие. Но возвращение к унификации представители вузов не особенно поддержали, хотя признали, что можно договориться и разработать типовые программы.

«Важно, чтобы во всех субъектах России были организации, которые отвечают за подготовку профильных специалистов, и они опирались бы на те стандарты, которые мы обсудим и разработаем. Это касается ключевых базовых дисциплин.

Ту же физику в каждом регионе можно самостоятельно преподавать, а профильные дисциплины надо систематизировать, чтобы квалификация выпускника была понятной», — рассуждал ректор ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» Александр Климов.

Строительство дороги

Он также отметил, что необходимы реестр преподавателей профессиональных дисциплин и система повышения квалификации со стажировками. Причём касается это не только высшего, но и среднего образования.

«Конечным интересантом во всей этой деятельности я считаю государство, потому что оно ведёт всю дорожную деятельность и все автодороги в его собственности. Оно выделяет бюджетные деньги, которые поступают в виде налогов, и спрос за состояние дорожной сети у общества с государства. И на этот спрос Федеральное дорожное агентство хочет отвечать достойно, и, чтобы это сделать, необходим хороший кадровый потенциал.

Производственные звенья, конечно, должны в производственной цепочке активно участвовать, но это коммерческие структуры. И государство переживает, что в определённый момент эти коммерсанты могут отказаться от заработка на содержании и строительстве дорог в силу бесперспективности, плохой техники, отсутствия кадров, «дохлых» смет и т. д.», — высказался Роман Новиков.

К 2025 году студентов-дорожников ждут новые образовательные программы, за которые будет отвечать специально созданный методический центр. Для преподавателей вузов обещают курсы повышения квалификации и внедрение 15 новых учебников, в которых не будет ляпов, подобных этому: «Уровень шума является безразмерной величиной, измеряемой в децибелах», — и они будут написаны в соответствии с актуальной нормативной базой, а не по информации о дорожном хозяйстве времён прошлого века.


Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дорожники | кадры | Росавтодор
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: