Не всякая геосетка удержит дорогу

23.09.2015

Этим летом в России начали действовать несколько национальных стандартов на технические требования и методы испытания геосинтетических материалов. Документы должны исключить применение некачественных геосеток при строительстве и реконструкции дорог. Еще в конце прошлого года Росавтодор указал заказчикам выполнения дорожных работ на необходимость требовать от производителей геосинтетики протоколы ее лабораторных испытаний с присвоенными коэффициентами долговечности на поставляемые материалы.

В ряде регионов России встречались случаи, когда композитные и геосинтетические материалы не укрепляли дороги. Через некоторое время дорожное полотно превращалось в стиральную доску.

Теперь же ГОСТ Р 55338-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания. Технические требования» четко регламентирует, какие плетеные, вязаные, уложенные геосетки, а также геосеткообразные «продукты» — ленты и стержневидные элементы можно использовать дорожным службам. Кроме него, в силу вступили еще 4 ГОСТа, определяющих как испытывать геоматериалы, а также предварительный национальный стандарт. По идее, недобросовестным производителям дорога на рынок закрыта.

«Мы давно применяем эти материалы и накопили положительный опыт. Геосетки увеличивают прочностные характеристики дорожного полотна. Но зачастую, в силу отсутствия масштабных проектов по реконструкции дорог, где геосинтетика должна применяться, активное ее использование сдерживается. Хотя в условия Севера, где слабые основания, эти материалы необходимо применять. При «классических» ремонтах, где просто укладывается асфальтобетонная смесь на асфальт, применение геосинтетики неоправданно. Если ту же стеклосетку класть, то она максимум уменьшит образование трещин, но при этом значительно увеличит стоимость. А у нас задача за меньшие средства сделать больший объем», — рассказывает главный инженер КрУДор Юрий Васильев.

В местах, где дорожникам необходимо не просто обновить асфальтовое покрытие, а фактически перестроить дорогу с заменой грунта, сейчас используют нетканый геотекстиль и полимерные геосетки перед тем, как засыпать щебень. Это позволяет укрепить дорогу в местах со слабыми грунтами. Как говорят в краевом управлении автодорог, «чтобы слои не тонули». То есть, геосетка распределяет нагрузку с основания на все дорожное полотно.

«Подрядчики из многообразия материалов сами выбирают, продукцию какого производителя использовать. Чаще всего используются отечественные материалы», — объясняет Юрий Васильев.

Геосинтетические материалы в этом сезоне применяют в Ангаро-Енисейском кластере, где идет реконструкция дороги на Епишино. Укладка геосеток идет и на полуторакилометровом участке Красноярск ― Кубеково ― Частоостровское. В прошлых сезонах эти материалы применяли при строительстве развязки в районе поселка Новалэнд и на пересечении Северного шоссе с Енисейским трактом в районе 7-го километра. И ведь держится асфальт на этих местах.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.