О навесном оборудовании и самоходной технике в дорожном строительстве
Фото: пресс-служба КрУДор

Формируем обочины. О навесном оборудовании и самоходной технике в дорожном строительстве

Отсыпщик, уширитель, укладчик обочин, щебнераспределитель. Как только не называют этот вид навесного оборудования и самоходной техники. Рынок предлагает разнообразные варианты для работы с обустройством обочин.

И как мы без них работали?

Несмотря на то, что отсыпщики присутствуют в номенклатурах производителей уже довольно давно, массовое применение началось сравнительно недавно. На федеральных трассах этот вид техники привычен, а вот на региональных долгое время старались обходиться силами автогрейдеров.

По словам директора по развитию ООО «ЭмБиКа» Дениса Сёмочкина, нынче редкий подрядчик может обойтись без щебнераспределителя, ведь их эксплуатация давно закреплена нормативами дорожного строительства. Заказчик уже на этапе планирования закладывает в документацию ряд определённых требований, соблюдение которых возможно лишь специально предназначенной техникой, говорит эксперт.

«Обычно для внедрения любой техники необходимы две основные составляющие. Это понимание подрядчиком экономической выгоды от  внедрения той или иной техники, и понимание заказчиком, что качество исполнения работ повысится», — рассуждает генеральный директор ООО «НПФ Бастион» Дмитрий Челядинов.

Как показал наш небольшой опрос, в организациях, строящих и  обслуживающих дороги, к этому выводу уже пришли.

«Мы их используем уже лет пять. Польза колоссальная, если при грейдеровании часть щебня уходила в  кювет, то отсыпщики избавили нас от перерасхода», — рассказывает главный инженер АО «Краевая дорожно-эксплуатационная организация» (КрайДЭО) Александр Сиорпас.

С использованием данной техники увеличилось качество работ и скорость выполнения, добавляет начальник Канского межрайонного отдела краевого государственного казённого учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (КрУДор) Виталий Байков.

«Самое главное, нет царапин на асфальтобетонном покрытии. Плюс вопрос безопасности и удобства, так как отсыпщик занимает меньше места на дороге. К тому же не каждый грейдерист может с первого раза сделать нужную толщину слоя и уклон», — делится наблюдениями его коллега — главный специалист Минусинского межрайонного отдела Антон Каретников.

Самоходный или навесной?

На самом деле к этому виду техники у самих дорожников отношение неоднозначное. Вернее, не так. К  разновидностям отсыпщиков. Где-то предпочитают самоходные специализированные машины, а где-то — в виде навесного оборудования на тракторы, фронтальные или экскаваторы-погрузчики.

«Плюсов у самоходных уширителей перед навесными не так уж и много. По отзывам самих дорожников, основным преимуществом является то, что самоходная версия более мобильна и автономна, в отличие от отсыпщика, который постоянно привязан к одному носителю, будь то трактор или погрузчик.

Но, в свою очередь, что касается экономической стороны вопроса, то тут самоходная версия является крайне невыгодной. За её стоимость можно приобрести два комплекта оборудования «отсыпщик + погрузчик», что в два раза ускорит процесс выполнения данного типа работ, также увеличив их объём», — уточняет Денис Сёмочкин.

Поэтому самоходные уширители обочин чаще можно встретить у  крупных организаций, занятых по большей части платными дорогами. В регионах бюджеты позволяют покупать ведомые версии.

«Самоходный стоит под 10 миллионов, а навесной — условно 2  миллиона рублей. Так нам логичнее взять 5 навесных и поставить их на те же «Беларусы», и они прекрасно будут справляться с отсыпкой», — улыбается Александр Сиорпас.

Обустройство обочины

Собственно говоря, со своими задачами оба варианта справляются отлично. Тем более, под управлением опытного оператора.

«Навесные отсыпщики обочин тоже бывают разные: со своей автономной силовой установкой или  с  питанием от тягача, имеют разную ширину укладки и, соответственно, различный собственный вес. Так что и тут всё зависит от имеющегося парка техники. При выборе сложно сказать однозначно, что лучше, а что хуже. Вопрос в том, что у нас есть и  какую задачу необходимо решить»,  — считает Дмитрий Челядинов.

На самом деле отсыпщики обочин могут работать и как уширители проезжей части, то есть равномерно и в пределах заданной ширины распределять асфальтобетонную смесь. Они прекрасно справляются там, где асфальтоукладчику из-за его габаритов особо делать нечего. Присутствующие на рынке модели, что российские, что иностранные, конструктивно почти не отличаются. Кто-то хвалится эргономикой рабочего места, кто-то большим объёмом бункера, кто-то производительностью и т. д.

«Презентация таких отличий у техники HYDROG может занимать более 10 страниц формата А4 фото и текста с описанием. С первого взгляда они могут казаться совершенно одинаковыми, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что разница очень большая. Крупные компании, как правило, создают комиссии, на которых изучают каждый отдельный элемент конструкции, что гарантирует им выполнение конечного результата.

Как и везде, разные производители соблазняются на то, чтобы копировать технические решения, которые есть у лучших машин на рынке, но как давно известно, копия будет всегда хуже оригинала», — объясняет Денис Сёмочкин.

Своеобразную агрессивность маркетинга иностранных поставщиков отмечают и другие эксперты.

«Обращайте внимание на толщину металла отвала для отсыпки, на толщину и  диаметр валов ведущего и ведомого барабанов, на толщину металла бункера. Сроки поставки комплектующих и опыт работы производителя тоже имеют значение»,  — предупреждает г-н Челядинов.

Строительство дороги

Электронные помощники

Говоря о маркетинговых приёмах и читая предложения некоторых производителей, мы обратили внимание на упоминание наличия систем нивелирования. О  неоценимой помощи продукции таких брендов, как Moba, TopCon, Leica и других в работе автогрейдеров и бульдозеров мы уже писали не один раз.

«Нивелир обеспечивает точное выполнение проектных значений поперечного уклона обочин. Снижает влияние «человеческого фактора» на качество работы. Их наличие актуально при введении жёстких требований к значениям поперечных углов обочин относительно дорожного полотна (или перепадов высот дорожного полотна, особенно при спусках и подъёмах, а также при перепадах на поворотах).

Однако и без системы нивелирования можно выполнять работу быстро и качественно, помочь могут и более простые системы, позволяющие оператору контролировать положения отвала отсыпщика», — подчёркивает Дмитрий Челядинов.

По большому счёту, для работы уширителя обочин системы нивелирования не особо нужны. Так как в конструкции техники уже присутствует система контроля положения рабочего лемеха по высоте и уклону.

«Электронные системы нивелирования очень сложные и дорогие, это знают все дорожники. То, что предлагают некоторые производители, — это скорее электронный датчик наклона лемеха. Системой нивелирования его могут назвать разве что маркетологи.

Наличие полноценных систем электронного выравнивания на этих машинах не является необходимым, так как уширитель обочин передвигается на четырёхточечном шасси по готовой дороге. Это даёт возможность копировать уровень дорожного покрытия. Никто из лидирующих мировых производителей — HYDROG (Польша), ASTEC (Германия) и MIDLAND (Англия) — такие системы на своих машинах не ставит», — рассказывает Денис Сёмочкин.

Чтобы продлить срок службы отсыпщика обочин, эксперты рекомендуют следовать нескольким простым правилам.

«Следить за положением по горизонтали навесного отсыпщика при работе, дабы минимизировать истираемость колёс, следить за скоростью подачи материала в бункер отсыпщика и его скоростью перемещения, дабы исключить перегруз, стараться использовать сухой материал, чтобы не возникало проблем с выгрузкой материала. Понимать, можно ли транспортировать отсыпщик на тягаче, для исключения деформации рамы.

Использовать допустимую фракцию, с которой может работать отсыпщик, чтобы исключить деформацию бункера. Нюансов не так много, и обычно они все указываются в инструкции по эксплуатации. А способность обращать внимание на нюансы и отличает профессионала от новичка», — советует Дмитрий Челядинов.

Денис Сёмочкин, директор по развитию ООО «ЭмБиКа»
Денис Сёмочкин, директор по развитию ООО «ЭмБиКа»

Денис Сёмочкин, директор по развитию ООО «ЭмБиКа»

«Эффективность применения данных машин зависит от их базовых возможностей и наличия дополнительных комплектаций. Например, заменив ленточный транспортёр отсыпщика с обычного на «термостойкий», можно использовать отсыпщик для укладки верхнего слоя асфальта при уширении обочин. А при наличии специального модуля для устройства прикромочных лотков можно формировать так называемые «ливнёвки» по обочине дороги.

Огромную роль играют возможности и особенности самой машины. Специальные системы безопасности, которыми оборудованы отсыпщики обочин HYDROG, позволяют предотвращать серьезные поломки и простои машины в «жаркий» сезон выполнения работ.

Помимо этого, человеческий фактор по-прежнему является, наверное, самым важным в работе отсыпщика. Халатное отношение, как известно, способно испортить даже самую хорошую вещь.

Ну и, конечно, своевременное и качественное обслуживание узлов и агрегатов, используя для этого рекомендуемые материалы, позволит продлить срок службы отсыпщика на очень долгие годы».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Hydrog | Leica | Moba | topcon | дорожники | КрайДЭО | крудор | отсыпщик | трактор
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: