Рынок уплотнителей отходов
Фото: tana.fi

Один на полигоне — воин. Рынок уплотнителей отходов

Начавшаяся в 2019 году мусорная реформа должна была привести к массовой переработке отходов, их сжиганию и строительству новых полигонов для хранения твёрдых бытовых и промышленных отходов. Про первые два пункта дадим возможность рассказать специализирующимся на этой теме изданиям, а вот про полигоны предлагаем поговорить. Точнее, про технику, которая призвана уплотнять мусор ради экономии места.

Казалось бы, увеличение числа мест для хранения отходов должно было оживить рынок специальной техники — уплотнителей. Но до сих пор широкого распространения в России эта техника не получила.

«Главная причина — идёт этап массового формирования полигонов ТБО, и коэффициент уплотнения, достигаемый бульдозерами, пока устраивает. Компакторы — мелкосерийная продукция. Технология уплотнения и последующего захоронения отходов не самая лучшая, а именно здесь применяются компакторы. Лучше переработка и повторное использование. По нашему мнению, не стоит ожидать резкого увеличения спроса на российском рынке в среднесрочной перспективе», — объясняет главный специалист отдела маркетинга ООО «ЧТЗ» Владимир Бухаров.

По мнению разработчика проекта «Гринбин» Евгения Слепака, полигоны вполне могут обходиться без компакторов, так как силы пресса в  мусоровозах хватает. А  уже далее бульдозеры и прочая техника утрамбовывают отходы, передвигаясь по  ним, дробят и измельчают.

Тем не менее у специализированных компакторов более высокий коэффициент уплотнения за счёт массивных вальцов с кулачками, которые под весом самой техники буквально вдавливают лежащий мусор.

«Компакторы являются промежуточным типом между катками, фронтальными погрузчиками и автобульдозерами с шарнирно-сочленённой рамой и приводом на все колёса», — поясняет доцент кафедры геологии и геоэкологии РГПУ им. А. И. Герцена Иван Подлипский.

Производство этих машин освоили многие отечественные машиностроители. В середине 2000-х  — начале 2010-х о серийном производстве заявляли заводы «Раскат», ЧТЗ и Рыбинский завод дорожных машин. Надежд на развитие рынка было много, взять хотя бы принятую в 1999 году «Концепцию обращения с  твёрдыми бытовыми отходами в  Российской Федерации».

Но  в  силу того, что продукт оказался нишевым,  — основным потребителем была Москва, производство стало штучным. Зачем забивать склады? Между тем поставщики иностранных уплотнителей не теряют надежды на рост рынка. Тем более что владельцы компакторов вполне неплохо могут зарабатывать. В списке тендеров фигурируют запросы на аренду импортных моделей с оказанием услуг по уплотнению за 55–91 млн рублей.

уплотнитель отходов

Вопрос целесообразности

Собственно, цена уплотнителей — это ещё один фактор, из-за которого далеко не на каждом полигоне есть этот вид техники.

«Компакторы в области обращения с отходами — это дорого во всех смыслах: капитальные расходы CAPEX и операционные расходы OPEX. У них большой расход топлива, требуется специализированное обслуживание. И им присуще ограничение по допустимым характеристикам рабочего пространства: минимально возможный уклон при проходке позволяет достичь максимального уплотнения, наиболее эффективно при работе на горизонтальной поверхности», — приводит аргументы Иван Подлипский.

По его словам, большая часть полигонов не может себе позволить эту «игрушку», несмотря на то, что такая техника достаточно высокоэффективна и, по сути, выполняет несколько функций одновременно — ровняет и сталкивает отходы (заменяет один бульдозер) и  в  4–5–6 раз до плотности 1,2 т/куб. м уплотняет отходы.
Желание сэкономить сподвигает умельцев на переделку в уплотнители других видов техники. Например, у фронтальных погрузчиков снимают колёса и ставят вальцы.

«Такой компактор остаётся компромиссной конструкцией. Рама, гидравлика, развесовка фронтального колёсного погрузчика не оптимальны для компактора. При этом бульдозеры и фронтальные погрузчики могут возвращаться к своей основной функции. Такая универсальность — это их конкурентное преимущество перед компакторами», — говорит Владимир Бухаров.

«Переделка», как правило, не  приводит к производству рабочей установки. Это техника с большими недостатками и операционными расходами, которые скорее приближаются к капитальным затратам на покупку конвейерной версии. Например, на одном из полигонов в Ленинградской области переделка фронтального погрузчика привела к строительству установки, которая не могла передвигаться по отходам и не трамбовала отходы из-за изменённого клиренса и узких колёс», — приводит пример г-н Подлипский.

уплотнитель отходов

На перспективу

На заре развития российского рынка компакторов производители говорили о дальнейшем развитии моделей в плане автоматизации. Звучали даже перспективы создания машин с интеллектуальными способностями.

Даже опытные образцы появлялись, правда, умели они только определять своё положение на местности благодаря GPS-приёмнику и передавать данные о параметрах работы на диспетчерский пункт. В общем, обычная телематика.

При этом и без того немаленькая стоимость уплотнителя возрастала, и потребитель с ещё большей опаской смотрел на возможность приобретения. Так что электронных помощников предлагают по большей части в качестве опции.

«Рабочее движение компактора похоже на движение бульдозера при планировочных работах  — нужно распределить отходы, покрывочный материал по поверхности и  равномерно уплотнить их. Для  компактора подходит автоматизация планировочных работ по аналогии с бульдозерами. Также для компактора может потребоваться автоматизация контроля степени уплотнения, такая задача решается на дорожных катках», — поясняет Владимир Бухаров.

А вот о разработках в области создания беспилотного компактора речи вообще нет, хотя как раз направление это выглядит более перспективным. Дело в том, что территории мусорных полигонов огромны и визуально из кабины определить степень уплотнения может разве что очень опытный оператор. Но и ему требуется время для передвижения по большой площади.

Наиболее предприимчивые владельцы полигонов стали привлекать к работе беспилотные летательные аппараты, которые фиксируют состояние поверхности, сколько места осталось, и благодаря этим данным уплотнительную технику направляют в нужные места. А вот если эту всю технику автоматизировать? Беспилотник пролетает над свалкой мусора, передаёт информацию в  компьютер уплотнителя, а тот уже сам без оператора едет и трамбует нужные участки.

Жаль, что это пока больше фантастика. Но как знать, может, разработчики и удивят нас в перспективе?


Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

компакторы | уплотнитель | четра | Чтз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: