Для устранения нарушений природоохранного законодательства в России внедряют Федеральную государственную информационную систему учёта твёрдых коммунальных отходов (ФГИС УТКО). Она касается не только актуализации данных по местам хранения мусора, но и обеспечения прозрачности процедуры его сбора.
«В 2022 году мы осуществили мониторинг 496 объектов захоронения отходов, по итогам которого было выявлено множество случаев, когда информация о состоянии полигонов, предоставляемая их владельцами и имеющаяся у контролирующих органов, не соответствовала действительности. Мы провели анализ полигонов на предмет 18 типов наиболее распространённых нарушений природоохранного законодательства и организуем с регионами работу по устранению этих нарушений. Другой важный вопрос, который мы прорабатываем в информационной системе, — учёт маршрутов движения мусоровозов и результатов взвешивания ТКО на объектах инфраструктуры», — отметил заместитель генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой публичной правовой государственной компании «Российский экологический оператор» Алексей Макрушин.
Здесь, собственно, тот случай, когда есть смысл посмотреть на опыт других стран и взять оттуда лучшее. В той же Европе экологическими проблемами озабочены настолько, что добились не только раздельного сбора отходов, но и почти стопроцентной их переработки. А в Южной Корее от того, какую массу мусора житель положил в контейнер, зависит его плата за услугу обращения с отходами.
В России такое представить себе сложно. Но надо с чего-то начинать. И предложение взяться за определение количества мусора отнюдь не популизм. Во-первых, выигрывают региональные операторы, которые оплачивают работу подрядных организаций, занимающихся вывозом отходов. Вместе с отслеживанием передвижения мусоровозов через спутник они будут получать реальную картину того, где, в какое время и сколько загружено в кузов, что уже исключает «леваки» водителей.
Во-вторых, в выигрыше теоретически должны оказаться и мы с вами — те, кто платит за услугу по вывозу ТКО. Напомним, сейчас в большинстве регионов эта сумма складывается из количества занимаемых квадратных метров либо из количества прописанных жильцов. Что вызывает определённые вопросы к справедливости: ведь кто-то выбрасывает мусор раз в пару дней, и его немного, а кто-то выкидывает килограммы подгузников, баночек и т. д. по несколько раз за день. Но даже принятый в ряде случаев метод расчётов за вывоз ТКО не по нормативу, а по фактическому объёму, исходя из количества контейнеров, их объёма и графика вывоза, эксперты называют не столь уж корректным.
«Так называемый «фактический» объём — на самом деле тоже теоретический, так как заполнение контейнеров при вывозе может быть различным, никто не измеряет кубатуру отходов.
Фундаментальная проблема заключается в том, что ни один подход к ценообразованию, заложенный в законодательстве, не является справедливым. Сбор и перевозка отходов измеряются в нормативных или фактических единицах объёма, а сдают на объект переработки по весу. То есть собственник ТКО платит за некий виртуальный объём», — указывает на недостатки системы генеральный директор ООО «ВЕСА СИСТЕМ» Руслан Галеев.
Он считает более верным и справедливым оплату по весу вывозимых отходов, а по аналогии с расчётами за воду и электроэнергию — по приборам фактического учёта потребления. Для этого достаточно оснастить мусоровозы бортовыми системами взвешивания. Тестирование такого решения сейчас идёт в Удмуртии, где датчиками укомплектовали четыре машины с надстройками для вывоза ТКО разных производителей и с отличными друг от друга типами загрузки. Все мусоровозы спроектированы с применением отличных друг от друга технологий, и для корректировки и калибровки весовой системы с учётом возможных особенностей в реальных условиях эксплуатации требуется время. Но начало положено. Предварительные испытания показали погрешность в разных машинах от 1 до 5 кг, что в принципе вполне допустимо при полной загрузке кузова в 3‒25 т.
«Бортовые весы — это устройства взвешивания, датчики, которые смонтированы непосредственно в транспортное средство и в реальном времени измеряют весовые параметры. В зависимости от решаемой задачи и типа машины могут измерять вес груза, полную массу автомобиля, осевые нагрузки.
Устанавливаемые виды датчиков также отличаются. В этом проекте стоит задача определения нетто массы отходов в каждом контейнере. В качестве решения мы установили тензодатчики в металлоконструкцию опрокидывателей заднего и бокового исполнения. Показания нагрузки передаются в контроллер нашей разработки и далее в GPS/ГЛОНАСС-треккер для трансляции на сервер клиента.
Программное обеспечение разработано нашим партнёром — ООО «Центр информационных технологий Барс» из Ижевска. Оно позволяет с высокой достоверностью и точностью определять факты погрузки на контейнерных площадках, контролировать время и координаты, учитывать объём и вес вывезенных отходов, а самое главное, автоматически формировать отчёты и формы документов для правильных взаиморасчётов между перевозчиком и региональным оператором. То есть исключается влияние человеческого фактора», — раскрывает схему работы г-н Галеев.
Правда, говорить о решении как о стопроцентной панацее, пожалуй, рано. Разработчики признают, что недобросовестные водители могут влиять на показания весов при загрузке. Например, брать за наличные у сторонних лиц лишний мусор и вывозить его вне полигонов или мест переработки. Но, опять же, придётся отключать ГЛОНАСС, что вызовет подозрения. Да и при несовпадении объёма общей массы загруженных отходов с показаниями на весах полигона возникнут вопросы.
«Водители могут преднамеренно уничтожать датчики либо влиять на показания. Заказчик должен наладить систему финансовой мотивации и контроля. Ещё одной трудностью является разнообразие конструкций мусоровозов и баков для отходов. Из-за этого сделать систему полностью универсальной сложно. А унификация позволит снизить стоимость.
Преимуществом нашего решения является возможность взвешивания без остановки. То есть процесс выгрузки никак не изменяется, нет задержек в работе. При подъёме измеряется вес полного бака, а при спуске — вес пустого, соответственно разница — это масса мусора», — поясняет представитель «ВЕСА СИСТЕМ».
Понятно, что идеальное решение, которые бы удовлетворило потребности и желания всех сторон, вряд ли появится. По крайней мере, в ближайшее время. Но в процессе испытаний как раз и можно находить компромиссы по возникающим вопросам. Осталось только не мешать прогрессу, а способствовать его проникновению в скандальную мусорную отрасль.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: