Zoeller, Farid, Palfinger, «Коммаш Арзамас», Ряжский АРЗ на российских и импортных шасси

Zoeller, Farid, Palfinger, «Коммаш Арзамас», Ряжский АРЗ на российских и импортных шасси

Опубликованный в прошлом номере материал о рынке мусоровозов вызвал живой отклик у наших читателей. Поэтому мы решили продолжить тему, но уже взглянув на эту технику, что называется, «в полях».

Далеко ходить не пришлось: региональный оператор по обращению с ТКО на левобережной технологической зоне, «Красноярская рециклинговая компания», любезно организовал экскурсию к генеральному подрядчику — ООО «Перевозчик».

В автопарке этой организации 30 единиц техники для вывоза отходов, так что выбрать главного героя для нашей рубрики оказалось непросто. Поэтому мы решили не выделять какую-то одну, а рассказать сразу о нескольких.

Вместо предисловия

Мусоровозы задействованы на работе с 7:00 до 23:00, иногда бывает и дольше. Поэтому нужно было попасть в пересменок, так что на территории базы, куда обитает техника, мы приехали после рабочего дня.

90% машин ездят по жилому сектору, ещё несколько единиц обслуживают пригород и промышленные зоны. На пересменок пока приехали пять машин. Mercedes-Benz Actros и Scania P-серии с надстройками Zoeller на 24 и 19 кубометров соответственно, Iveco Eurocargo с надстройкой Farid на 16 кубов и два КАМАЗ-53605 с бункерами МК-4554-06 на 18 м3 от Ряжского авторемонтного завода и 19-кубовым КО-440В на шасси КАМАЗ-53605 арзамасского «Коммаша». Другие ещё едут на перегрузочные пункты, полигон или на пути в гараж.

Предпочтение в ООО «Перевозчик» отдают двухосным шасси из-за манёвренности, которая в условиях точечной городской застройки просто необходима. 19-кубовые надстройки считают самыми оптимальными, так как зимой мусор сложнее спрессовать. На летний период хватает бункера на 16 м3, но не будешь же брать по две машины для каждого сезона.

Начинал свой трудовой путь подрядчик с четырёх машин-мультилифтов, автопарк с коллективом формировали три года. Этот процесс, по сути, ещё не завершён, но в условиях санкций стал затруднён. На наш вопрос о предмете гордости компании директор ООО «Перевозчик» Станислав Шалимов, не раздумывая, отвечает: «Коллектив, ведь техника без водителя и механика никуда не поедет. А водитель ещё должен пройти медосмотр, машина — техосмотр для получения допуска. Диспетчер должен скоординировать действия и маршрут».

Тем временем в воротах появляются 3-осный Iveco Trakker c 19-кубовой надстройкой, двухосный МАЗ с кузовом на 18 м3 и проезжают мимо на мойку. Дезинфекцию каждого мусоровоза здесь проводят раз в 10 дней. Иногда приходится и чаще, в зависимости от погодных условий и уровня специфического аромата. Всё же не парфюм возят.

Вы, кстати, замечали, с какой ювелирной точностью мусоровозы крутятся во дворах многоквартирных домов? Тут такой профессионализм нужен, что мама не горюй. Не любой шофёр «легковушки» рискнёт в час пик пробраться по проезду, где с двух сторон припаркован транспорт. А вот рулевой огромного грузовика с бункером для отходов с лёгкостью покажет мастер-класс. И да, камеры наблюдения тут ни при чём, на многих мусоровозах их нет. Всё по зеркалам заднего вида и на чувстве габаритов.

Об эксплуатации

Какая техника надёжнее и эффективнее для работы с отходами — отечественная или импортная? Вопрос, пожалуй, извечный, мнения производителей мы уже публиковали в прошлом номере и на igrader.ru. Теперь пришло время задать его непосредственному эксплуатанту.

Станислав Шалимов, директор ООО "Перевозчик"
Станислав Шалимов, директор ООО “Перевозчик”

«На самом деле, это очень сложный вопрос. Ответить на него можно спустя 5–7 лет эксплуатации, когда будут известны итоги рентабельности и себестоимости работы. Пока могу сказать, что у Farid и Zoeller производительность выше, но в то же время и стоят они значительно дороже.

Отечественные установки попроще, но не особо уступают в производительности. Для сравнения: Zoeller на шасси Scania обойдётся свыше 20 млн рублей, а арзамасская надстройка на КАМАЗе не превысит 9 млн рублей. Тут надо понимать сроки эксплуатации: если это 2–3 года, то проще отечественное взять, если надолго пришли на рынок, то импортное», — обозначает Станислав Шалимов.

По его словам, в городах-миллионниках важна производительная техника, чтобы собрать и увезти наибольшее количество отходов. По опыту обслуживания района с плотной застройкой многоквартирными домами, 19-кубовая Scania с Zoeller работает быстрее отечественной надстройки на базе КАМАЗа. А вот в сельской местности и в частном секторе необходимости в дорогой технике нет.

Мусоровоз

Взять, к примеру, трёхосный Mercedes-Benz Actros. Он работает по определённому маршруту в том районе города, где преобладают здания, построенные до 1990-х годов.

А вот двухосный Iveco Eurocargo с 16-кубовой надстройкой за счёт короткой колёсной базы и высоты отправляют в центральную часть города, где довольно узкие проезды, да ещё и въезды во дворы с арками.

Для самых сложных случаев с труднодоступными местами предусмотрены 9- и 12-кубовые надстройки на шасси «ГАЗон Next». А остальные обслуживают новые микрорайоны с плотной застройкой. Кстати, временной фактор имеет огромное значение в работе.

Примерно в 10 утра дворы становятся более-менее свободными для проезда, так как люди уезжают на работу. В 15:00 машины вновь начинают возвращаться, и в этот промежуток водителям мусоровозов нужно успеть объехать все места размещения контейнеров.

«Мы столкнулись с тем, что даже высокопроизводительная Scania в одиночку за этот интервал времени не успевает собрать, при том что проделывает огромную работу. А три КАМАЗа, зайдя с разных направлений, за 5 часов успевают вывезти отходы из такого нагруженного микрорайона, как Покровский. Поэтому производительные машины эффективно использовать там, где условия позволяют собирать мусор с 7 утра до 11 вечера, как положено. А где ограничение по времени, то там лучше брать количеством», — рекомендует г-н Шалимов.

Что касается трансмиссии, то предпочтительнее, конечно, автоматизированные коробки переключения передач. С ними водителям удобнее. Но и на МКПП приноровились, во дворах особо не разгонишься, перемещаются на первой передаче.

В автопарке преобладают мусоровозы с задней загрузкой. Они более эффективны, но совершенно бесполезны в местах, где контейнеры для отходов расположены на пандусах и в частном секторе. Поэтому генеральный подрядчик регоператора приобрёл несколько единиц техники с боковой загрузкой.

«Они ездят в основном по старой Покровке, Николаевке, Солонцам, Удачному, Кразовскому посёлку, Песчанке (районы Красноярска с частным сектором — прим. ред.). Там грунтовые и гравийные  дороги,  баки без колёс, подкатить к мусоровозу их невозможно. А боковая загрузка позволяет подъехать, захватить контейнер манипулятором и погрузить его содержимое.

Причём не нужно, как в случае с задней загрузкой, задействовать двух операторов для подкатывания баков. Манипулятор у мусоровоза с боковой загрузкой способен двигаться в горизонтальном положении и за счёт выдвигающейся каретки захватывать контейнер вдали от себя», — объясняет наш испытатель.

Водителей здесь ценят, они уже адаптировались к обслуживаемым районам и даже знают, в какое время к какому подъезду лучше приехать. Если момент пропустить, то потом можно и не попасть в проезд, заставят машинами.

«Коэффициент прессования — один из важнейших параметров в летний период, от него зависит эффективность работы. Ведь чем больше ты увезёшь ТКО за один рейс, тем это менее затратно по расходу топлива и по времени», — говорит Станислав Николаевич.

Правда, в текущих условиях на первый план выходит ремонтопригодность. Для оператора по обращению с ТКО важно, чтобы можно было менять элементы конструкции надстройки и шасси, а не всё целиком. Особенное внимание уделяется гидравлике, у механиков должна быть возможность ремонтировать насосы, гидроцилиндры, клапаны и т. д.

То есть нужно обойтись без замены всего узла, а их, на минуточку, на 19-кубовой надстройке сразу 13 штук: для захвата бака («прищепки»), для выталкивания мусора из установки при разгрузке, для подъёмного механизма опрокидывания контейнеров, пресс-плиты, механизма поднятия кизяка и несущей плиты.

К счастью, на закупленной до начавшихся 24 февраля событий технике, даже на российской, стоит итальянская и чешская гидравлика, поэтому нареканий к её работе пока нет. А вот с гидроаппаратурой производства Турции связываться больше не хотят — ресурс очень уж маленький. Эти гидронасосы заменили на итальянские и больше проблем не испытывают. Пока.

«Мы постоянно мониторим рынок запчастей, и в России появились заводы, которые ориентируются на импортных производителей и делают аналоги их продукции. Пока мы эту аппаратуру не применяли, но думаю, что в связи с текущими событиями придётся попробовать.

Для отечественных производителей это шанс выйти на новый уровень производства, нарастить мощности. Иначе, если ничего не изменится, то через 3–4 месяца в стране будет дефицит комплектующих», — рассуждает Станислав Шалимов.

А мы переключаем внимание на новый мультилифт Palfinger PH T20PI, произведённый на Великолукском машиностроительном заводе, на трёхосном шасси КАМАЗ-6520 с привычным многим водителям 740 двигателем. Машину задействуют для транспортировки ТКО в контейнере с мусороперегрузочной станции на полигон.

За раз крюковой погрузчик вместе с прицепом может увезти до 360 кубометров, или 40 тонн спрессованного мусора. Это позволяет сократить пробег основных мусоровозов и увеличить время сбора отходов из жилого сектора.

В городе этот экземпляр появляется только к вечеру, а утром вновь уезжает. Хотя иногда горожане могут заметить и этот экземпляр за работой в городской черте, периодически он вывозит отходы из огромных торговых точек вроде Leroy Merlen, «Лента», «Окей», где для отходов предусмотрены не баки, а 20-кубовые контейнеры.

В связи с планами правительства перевести страну на раздельный сбор отходов в ООО «Перевозчик» рассматривали вариант с приобретением многокамерного мусоровоза. В теории просчитали, но решили обождать, так как на практике всё может выйти по-другому.

«Всё зависит от специфики. Как будет организован этот раздельный сбор? Какое контейнерное оборудование будет? Какой объём накопления отходов? На примере установки сеток для пластика мы видели вначале небольшое образование, в дальнейшем культура сортировки отходов у людей стала просыпаться, и объёмы пластика стали расти. Сейчас у нас отдельная машина ездит и собирает пластик», — делится опытом Станислав Николаевич.

А так, по плану, должно быть два бака: один под сухие, второй — под мокрые отходы. И предприятие рассчитывает обойтись проездом двух мусоровозов, которые и будут собирать эти раздельные виды.

О нюансах

Несмотря на заявленный срок службы в 5–7 лет, в реальности мусоровозы чаще живут меньше. Всё дело в жидкости от спрессованных отходов, которую называют «компотом». Эта жижа настолько ядрёная, что может насквозь разъесть даже шведскую высокопрочную сталь Hardox 450 за 3 года. И даже постоянная промывка не спасает. Приходится заваривать кузов. Хотя производители надстроек предлагают пригнать к ним шасси, на него смонтируют новую надстройку, и вот тебе работоспособная машина.

С учётом резко возросших цен на всё ремонтировать технику станет сложнее. Хотя Станислав Шалимов считает, что воскреснет (возродится?) такой вид, как восстановление запчастей. Капитальный ремонт двигателей у нас ещё делать не разучились, мастера есть. Чинить гидравлические элементы тоже умеют. Основная проблема в электронике, знающих специалистов по тому же ЭБУ двигателя немного, но жизнь заставит — и не так извернёшься.

В компании уже пересмотрели планы по обновлению подвижного состава и сделали ставку на КАМАЗы, знакомые механикам. Те же 53605 не особенно изменились с момента выхода первой модели 5320 в 1976 году. Нет, конечно, рестайлинг и кое-какие современные фишки присутствуют, но основа-то изучена вдоль и поперёк. Большинство водителей и механиков могут отремонтировать машину в чистом поле и доехать до базы.

«Сейчас достаточно организаций, занимающихся ремонтом двигателей, расточкой блоков  цилиндров, восстановлением ГБЦ, ремонтом карданных валов, причём импортных, которые с несменными крестовинами.

Они расфрезеровывают, меняют крестовину, переделывают, проводят балансировку кардана. Развито восстановление гидравлики, есть специалисты, которые ДВС из «Евро-5» переведут на «Евро-2», хотя это несоответствие техническим требованиям», — рассказывает Станислав Шалимов.

С импортными шасси чуть сложнее, за последнее время стоимость комплектующих выросла практически в два раза. К примеру, недавно меняли тормозной диск у Mercedes-Benz Actros. В прошлом году он стоил 8 тысяч рублей, в этом — уже 16 тысяч. Остаётся надежда на Китай, где сосредоточены заводы по производству многих аналогов европейских брендов. Соответственно, комплектующие подойдут.


Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

farid | Iveco | Mercedes-Benz | Palfinger | scania | Zoeller | КАМАЗ | коммаш | МАЗ | мусоровоз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: