Тот самый Зил-131

Зил-131 — это трёхосный грузовик, который был главной серийной моделью для труднопроходимой местности от завода имени Лихачева в период 1966-1994 гг. ЗИЛ знают практически все, как на вид, так и на прочность. Этот автомобиль многие годы работал на бездорожьях СССР, а потом и России, снабжал армию и другие спецслужбы. Также, знаменитая машина не могла не появиться на киноэкранах, на нём даже Сталоне со своими голливудскими товарищами по боевикам успели прокатиться.

Зил-131 технические характеристики

Это полноприводный переднемоторный грузовой автомобиль под колёсную формулу — 6×6. Автомобиль создавали специально для езды по бездорожью. К слову, он сменил ЗИЛ-157. Грузовик выступал и как тягач, и как вахтовый автомобиль и как множество других модификаций.

Тот самый Зил-131

Шасси оказались весьма универсальными. В плане проходимости,131-ый не давал спуска гусеничной технике. Относительно предшественника, его оснащали более совершенным мостом, шинами на 8 слоёв. Передний мост можно было отключить, а от «раздатки» на два задних моста шёл  карданный вал.

ЗИЛ-131 хорошо себя показал и на Крайнем Севере и в жарких широтах в диапазоне -45 до +55 градусов. Армейская и гражданская версии были сделаны друг под друга, хотя первой в серию пошла вариация для народного хозяйства. Модификация для нужд Минобороны появилась  три года спустя. А с января 1971 года ЗИЛ-131 начал выпускать машины в универсальном виде, без агрегатов и узлов, привычных для армии — это сделали, чтобы убрать градацию на военные и гражданские ЗИЛы. Куда отправят, таким и будет автомобиль.

Тот самый Зил-131

В «классическом» виде ЗИЛ-131 с карбюраторной «восьмёркой» мощностью 150 л. с. выпускали в течение 20 лет вплоть до 1986 года.Потом вышла модификация ЗИЛ-131Н, которая отличалась повышенным ресурсом двигателя, большей экономичностью, тентом на кузове и новой оптикой. Впоследствие, автомобиль даже стали оборудовать дизельными двигателями, такие как ЗИЛ-055, Д-245.20, ЯМЗ-236 и Caterpillar. Популярности модель не завоевала, при том, что производили её до 2006 года (ближе к концу выходила под названием Амур-521320). За весь период собрали 52 349 экземпляров ЗИЛ-131Н.

О габаритах: размеры ЗИЛ-131 — 7,040×2,500x, 2,510 (если отмерять по кабине без груза), 2,970 (если по тенту). ЗИЛ-131, по отзывам, был достаточно вместительным. Колёсная база -3350+1250. Высота клиренса переднего моста составила 33 см, заднего и промежуточного моста — 35,5 см. Не даром этот грузовик был любимой машиной, для эвакуации тех, кто плотно застрял не пойми где. Колея с обеих сторон имеет длину 1,820 м. Шины — 12,00-20. 3600x2322x346+569 — такие габариты имела грузовая платформа. Высота погрузки достигла 1430 мм.

Тот самый Зил-131

Весит ЗИЛ-131 без снаряжения 5,3 т. С оснащением этот показатель возрастал до 6,1 т, а при наличии лебёдки — до 6,3 т. Полная груженая масса составляет 10,2 т и 10,4 т с лебёдкой.

«Родным» двигателем считается четырехтактный 8-цилинлровый V-образный карбюраторный мотор на 150 л.с, на 6 л , которым оснащали линейку 131. Цилиндры в этой машине имеют диаметр 100 мм при ходе поршня в 95 мм. Крутящий момент составляет 410 Н∙м при степени сжатия — 6,5. ЗИЛ-131 потреблял 35-38 литров топлива на 100 км. Из-за этого машину оснастили двумя баками на 340 литров суммарно. Автомобиль развивал максимум 80 км/ч. Коробку передач сюда установили на 5 ступеней. Раздаточная коробка также механическая двухступенчатая. Главная передача была двойной, а карданная передача — открытой.

Тот самый Зил-131

В 1986 году модернизировали двигатель ЗИЛ-5081, его отличала увеличенная до 7,1 степень сжатия и головки блока цилиндров с винтовыми впускными каналами. Также, этот силовой агрегат потреблял меньше топлива.

В своей поздней истории ЗИЛ-131 оснащали двигателем Д-245.20. Это рядная дизельная четверка 4,75 л мощностью в 81 лошадиную силу. Крутящий момент составляет 29,6 кГм. Двигатель расходует 18 литров топлива на сотню. Также выпускали версии с дизельным ЯМЗ-236 — V-образной «шестёркой» объёмом 11,15 литров, мощностью 180 лошадиных сил, и с собственным дизельным ЗИЛ-0550 мощностью в 132 лошадиные силы при объёме 6,28 литра.

Что касается рамы ЗИЛ-131: она у него клёпаная, штампованная. Оборудована лонжеронами швеллерного сечения. В задней части расположен буксирный крюк с амортизатором, а сзади два других.

Тот самый Зил-131

Подвеска здесь усиленная — передние рессоры прикреплены к раме, а задние являются «скользкими». На передней подвеске установлены амортизаторы двустороннего действия. ЗИЛ-131 оборудован дисковыми колёсами. Задняя подвеска грузовика «балансирная», смонтирована с двумя рессорами и шестью реактивными штангами.

Рулевая система этого ретро-автомобиля оснащена гидравлическим усилителем и имеет передаточное число 20. Его насос — пластинчатый, двойного действия. Он приводится в движение ремнём шкива коленвала.

Машину оборудовали тормозными механизмами барабанного типа на всех колёсах. Диаметр барабана составляет 420 мм,а колодок — 100 мм. Общая мощность тормозных поверхностей — 4800 квадратных сантиметров. Тормозной путь ЗИЛ-131 заявлен на уровне 25 метров, при условии ровной дороге и движении на скорости в 60 километров в час.

Тот самый Зил-131

Лебёдка на этих ЗИЛах барабанного типа и показывает тяговое усилие в 5000 кгс при длине в 65 метров.

На всякий случай, в машину установили генератор увеличенной мощности и систему бесконтактного зажигания. Также, в автомобиле есть аварийный генератор, который позволяет двигаться около 30 часов при сломанном электронном коммутаторе.

Грузовая платформа, как и кузов базового ЗИЛ-131, сделана из дерева и обита металлической оковкой. Надстройки имели множество модификаций. В конце концов, ЗИЛ-131 использовали самые разные службы — спасатели, военные, врачи, строители, ремонтники и т. д.

Можно ли ещё купить ЗИЛ-131? Отзывы.

Цены на ЗИЛ-131 варьируются от 150 000 рублей (это в случае, если автомобиль продают на запчасти) до 700 000, в зависимости от модификации. Владельцы отмечают высокое качество сборки ЗИЛов, мощность, ремонтопригодность, удобную коробку передач и ГУР.

Среди минусов в основном отмечают общую «старость» модели, расход топлива, низкий комфорт в кабине и недостаточный обзор.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.