Зил-131 — это трёхосный грузовик, который был главной серийной моделью для труднопроходимой местности от завода имени Лихачева в период 1966-1994 гг. ЗИЛ знают практически все, как на вид, так и на прочность. Этот автомобиль многие годы работал на бездорожьях СССР, а потом и России, снабжал армию и другие спецслужбы. Также, знаменитая машина не могла не появиться на киноэкранах, на нём даже Сталоне со своими голливудскими товарищами по боевикам успели прокатиться.
Это полноприводный переднемоторный грузовой автомобиль под колёсную формулу — 6×6. Автомобиль создавали специально для езды по бездорожью. К слову, он сменил ЗИЛ-157. Грузовик выступал и как тягач, и как вахтовый автомобиль и как множество других модификаций.
Шасси оказались весьма универсальными. В плане проходимости,131-ый не давал спуска гусеничной технике. Относительно предшественника, его оснащали более совершенным мостом, шинами на 8 слоёв. Передний мост можно было отключить, а от «раздатки» на два задних моста шёл карданный вал.
ЗИЛ-131 хорошо себя показал и на Крайнем Севере и в жарких широтах в диапазоне -45 до +55 градусов. Армейская и гражданская версии были сделаны друг под друга, хотя первой в серию пошла вариация для народного хозяйства. Модификация для нужд Минобороны появилась три года спустя. А с января 1971 года ЗИЛ-131 начал выпускать машины в универсальном виде, без агрегатов и узлов, привычных для армии — это сделали, чтобы убрать градацию на военные и гражданские ЗИЛы. Куда отправят, таким и будет автомобиль.
В «классическом» виде ЗИЛ-131 с карбюраторной «восьмёркой» мощностью 150 л. с. выпускали в течение 20 лет вплоть до 1986 года.Потом вышла модификация ЗИЛ-131Н, которая отличалась повышенным ресурсом двигателя, большей экономичностью, тентом на кузове и новой оптикой. Впоследствие, автомобиль даже стали оборудовать дизельными двигателями, такие как ЗИЛ-055, Д-245.20, ЯМЗ-236 и Caterpillar. Популярности модель не завоевала, при том, что производили её до 2006 года (ближе к концу выходила под названием Амур-521320). За весь период собрали 52 349 экземпляров ЗИЛ-131Н.
О габаритах: размеры ЗИЛ-131 — 7,040×2,500x, 2,510 (если отмерять по кабине без груза), 2,970 (если по тенту). ЗИЛ-131, по отзывам, был достаточно вместительным. Колёсная база -3350+1250. Высота клиренса переднего моста составила 33 см, заднего и промежуточного моста — 35,5 см. Не даром этот грузовик был любимой машиной, для эвакуации тех, кто плотно застрял не пойми где. Колея с обеих сторон имеет длину 1,820 м. Шины — 12,00-20. 3600x2322x346+569 — такие габариты имела грузовая платформа. Высота погрузки достигла 1430 мм.
Весит ЗИЛ-131 без снаряжения 5,3 т. С оснащением этот показатель возрастал до 6,1 т, а при наличии лебёдки — до 6,3 т. Полная груженая масса составляет 10,2 т и 10,4 т с лебёдкой.
«Родным» двигателем считается четырехтактный 8-цилинлровый V-образный карбюраторный мотор на 150 л.с, на 6 л , которым оснащали линейку 131. Цилиндры в этой машине имеют диаметр 100 мм при ходе поршня в 95 мм. Крутящий момент составляет 410 Н∙м при степени сжатия — 6,5. ЗИЛ-131 потреблял 35-38 литров топлива на 100 км. Из-за этого машину оснастили двумя баками на 340 литров суммарно. Автомобиль развивал максимум 80 км/ч. Коробку передач сюда установили на 5 ступеней. Раздаточная коробка также механическая двухступенчатая. Главная передача была двойной, а карданная передача — открытой.
В 1986 году модернизировали двигатель ЗИЛ-5081, его отличала увеличенная до 7,1 степень сжатия и головки блока цилиндров с винтовыми впускными каналами. Также, этот силовой агрегат потреблял меньше топлива.
В своей поздней истории ЗИЛ-131 оснащали двигателем Д-245.20. Это рядная дизельная четверка 4,75 л мощностью в 81 лошадиную силу. Крутящий момент составляет 29,6 кГм. Двигатель расходует 18 литров топлива на сотню. Также выпускали версии с дизельным ЯМЗ-236 — V-образной «шестёркой» объёмом 11,15 литров, мощностью 180 лошадиных сил, и с собственным дизельным ЗИЛ-0550 мощностью в 132 лошадиные силы при объёме 6,28 литра.
Что касается рамы ЗИЛ-131: она у него клёпаная, штампованная. Оборудована лонжеронами швеллерного сечения. В задней части расположен буксирный крюк с амортизатором, а сзади два других.
Подвеска здесь усиленная — передние рессоры прикреплены к раме, а задние являются «скользкими». На передней подвеске установлены амортизаторы двустороннего действия. ЗИЛ-131 оборудован дисковыми колёсами. Задняя подвеска грузовика «балансирная», смонтирована с двумя рессорами и шестью реактивными штангами.
Рулевая система этого ретро-автомобиля оснащена гидравлическим усилителем и имеет передаточное число 20. Его насос — пластинчатый, двойного действия. Он приводится в движение ремнём шкива коленвала.
Машину оборудовали тормозными механизмами барабанного типа на всех колёсах. Диаметр барабана составляет 420 мм,а колодок — 100 мм. Общая мощность тормозных поверхностей — 4800 квадратных сантиметров. Тормозной путь ЗИЛ-131 заявлен на уровне 25 метров, при условии ровной дороге и движении на скорости в 60 километров в час.
Лебёдка на этих ЗИЛах барабанного типа и показывает тяговое усилие в 5000 кгс при длине в 65 метров.
На всякий случай, в машину установили генератор увеличенной мощности и систему бесконтактного зажигания. Также, в автомобиле есть аварийный генератор, который позволяет двигаться около 30 часов при сломанном электронном коммутаторе.
Грузовая платформа, как и кузов базового ЗИЛ-131, сделана из дерева и обита металлической оковкой. Надстройки имели множество модификаций. В конце концов, ЗИЛ-131 использовали самые разные службы — спасатели, военные, врачи, строители, ремонтники и т. д.
Цены на ЗИЛ-131 варьируются от 150 000 рублей (это в случае, если автомобиль продают на запчасти) до 700 000, в зависимости от модификации. Владельцы отмечают высокое качество сборки ЗИЛов, мощность, ремонтопригодность, удобную коробку передач и ГУР.
Среди минусов в основном отмечают общую «старость» модели, расход топлива, низкий комфорт в кабине и недостаточный обзор.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: