«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Сейчас, когда отечественное машиностроение вновь становится одной из самой актуальных тем и отраслей, листаем славные страницы истории и вспоминаем золотую классику — грузовой автомобиль ЗиС-5, верой и правдой служивший Советскому Союзу в середине ХХ века.
Автомобиль ЗиС-5, получивший в народе прозвища «Захар» либо «трёхтонка», впервые собрали в июне 1933 года, 89 лет назад.
На стадии предсерийного производства, впрочем, модель называли иначе — АМО-5. Эта аббревиатура расшифровывалась как «Автомобильное московское общество». Именно такое название когда-то носило предприятие-производитель.
Однако уже через несколько месяцев официальное наименование завода зазвучало почётней и громче; он превратился в Государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина. Если короче, завод имени Сталина, если ещё короче — попросту ЗиС.
Нет ничего удивительного в том, что следом за предприятием название сменила и новая модель, серийный выпуск которой к тому времени всё ещё не начался. Массовое производство «Захара» развернули годом позже, зато на полную катушку: в день с заводского конвейера сходило ни много ни мало 65 грузовиков.
Для начала 30-х годов прошлого века показатель был серьёзным. Примерно в таких количествах в то же время собирали и другой знаменитый советский грузовик — ГАЗ-АА, или так называемую «полуторку».
Для сравнения: в начале 2021 года темпы производства, к примеру, «КАМАЗа» составляли 185–190 автомобилей в сутки. Между этими показателями — почти 90 лет непрерывного развития технологий и прогресса, шагнувшего далеко вперёд.
Читать также: «Грузовики из СССР. Знакомство с легендами».
Технические характеристики ЗиС-5
В основу создания ЗиС-5, как это часто происходило на заре советского автопрома, легли американские наработки. Советские машиностроители локализовали американский грузовой автомобиль Autocar Dispatch SA, и эта локализованная копия, получившая название АМО-3, в свою очередь, стала предшественником легендарной «трёхтонки».
Как следует из прозвища, грузоподъёмность ЗиС-5 равнялась 3 тоннам.
«Захар» получил двигатель объёмом в 5 550 см³ и мощностью в 73 л. с. при 2 300 об./мин., усиленные по сравнению с его предшественниками раму и мост, модернизированные коробку передач, карбюратор, воздушный фильтр и радиатор, а также увеличенный дорожный просвет под картером задним мостом. Привод передних колёс, гидравлический у прежних моделей, стал механическим, таким же остался он и у задних.
Привычного для современных грузовых автомобилей бампера у «трёхтонки» не было. Точнее, его не было у базовой версии, а вот экспортный вариант им уже оснастили. Да-да, грузовик ездил не только по дорогам СССР! Уже в 1934 году знаменитый «Захар» в количестве 100 штук отправился в Турцию… Экспортировали его и в другие страны, причём как в Азию (от Афганистана до Китая), так и в Европу (к примеру, в Испанию или Эстонию).
На самом деле, разнообразных модификаций у ЗИС-5 было немало — советские инженеры разработали больше 20 вариаций этого грузовика, 19 из них поставили на производство. Самой заметной разновидностью «Захара», пожалуй, можно считать упрощённый грузовик ЗиС-5В с облегчённой кабиной, который собирали и использовали в годы Второй Мировой.
Великая Отечественная война стала для Советского Союза временем невероятных сложностей и лишений, но одновременно и впечатляющего героизма и необыкновенной смекалки.
Одним из проявлений всего перечисленного стал ЗиС-5В, буква «В» в названии которого означала «военный».
Современного человека такая приставка может натолкнуть на мысль о более угрожающем внешнем виде или дополнительном вооружении, однако в реальности было иначе. Военный ЗиС-5 стал более простой и более дешёвой в производстве версией себя самого.
Его кабину делали из фанеры и дерева, доски обшивки крепили с помощью обычных гвоздей, а на крышу поверх деревянных реек натягивали простой дерматин. Из дерева выполнялся и обод руля.
Крылья грузовика больше не штамповали, а производили из обычного листового проката методом простой гибки. Отказались от штамповки и в случае ряда других деталей, отливая их из чугуна.
Но и это не всё. Ради того, чтобы производить больше машин, создатели отказались от одной (правой) фары и тормозов на передних колёсах. Да и борт у военной модели откидывался теперь только один — задний.
Военную версию грузовика, кстати, в войсках называли не просто «Захаром», но «Захаром Ивановичем». Единственный автомобиль, получивший прозвище сразу с отчеством, мог перевозить в кузове до 25 человек (это второй по тем временам результат после ГАЗ-АА) и развивал скорость до 60 км/ч.
Всего за время ВОВ в Союзе выпустили больше 84 тыс. упрощённых «трёхтонок». Производили их сразу на трёх заводах: том самом Государственном заводе имени Сталина в Москве (упразднён с 2020 года), Ульяновском автомобильном заводе (с 2000 года входит в АК «Соллерс») и на заводе в городе Миассе, куда было эвакуировано московское производство (теперь — Автомобильный завод «УРАЛ»).
Читайте также: «Репортаж с автозавода «Урал»: новая жизнь в 80 лет».
Кстати, миасская версия ЗиС-5В недавно тоже отметила юбилей: первую машину этой модели на Урале собрали 8 июля 1944 года. Для этого города «Захар» стал культовым автомобилем, ведь именно сюда после войны переехало производство «трёхтонки».
Здесь его в базовой версии и под названием «Урал ЗИС-5» выпускали до 1955 года, после чего модернизировали сначала до модели «Урал ЗИС-355», а позже до последовавшей за ней модели «Урал ЗИС-355М».
Новым грузовикам «вернули» округлые штампованные крылья, к которым добавили нововведение — указатели поворота, и изменили колёсные диски, а позже поменяли двигатель на более мощный.
Модифицированная версия «Урал ЗИС-355М» выпускалась до 1965 года и активно использовалась по всему Союзу, причём зачастую перевозила на себе гораздо больше официально разрешённых 3,5 тонн. Вошла она в историю не только советского машиностроения, но и отечественного кинематографа: именно этот автомобиль в виде цементовоза с одноосным прицепом засветился в знаменитых «Джентльменах удачи».
Свою долю славы получил и ЗиС-5В. Военную «трёхтонку» можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Московской области, а также сразу в двух городах Беларуси: в Гомеле, где машину разместили в городском музее военной славы, и в Барановичах, где она как памятник охраняет угол улиц Тельмана и Циолковского.
Работающий экземпляр можно найти и на Мосфильме.
В целом в музеях России «Захаров» немало (правда, большинство из них относится к числу восстановленных реставраторами). Но учитывая тот факт, что со всеми модификациями в СССР было выпущено около миллиона разнообразных «трёхтонок», многие из них всё ещё можно встретить на просторах страны. Причём далеко не всегда в плачевном или разобранном состоянии: к примеру, пару лет назад в Петербурге выставили на продажу полностью рабочий экземпляр 1945 года, сохранивший большинство оригинальных деталей!
Читайте также: «Знакомьтесь, «КАМАЗ-54115» из «Дальнобойщиков»!».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: