Знакомьтесь, «КАМАЗ-54115» из «Дальнобойщиков»! - iGrader.ru
Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:2014.05.13_kamaz-54115.jpg?uselang=ru

Знакомьтесь, «КАМАЗ-54115» из «Дальнобойщиков»!

история КАМАЗ 28 декабря 2021

Бывает так, что автомобили становятся культовыми, и наш сегодняшний «герой» — как раз такой случай. Это «КАМАЗ-54115» — классический седельный тягач от известного отечественного производителя, ставший легендарным после выхода сериала «Дальнобойщики». Узнали?

Российский телесериал, главными героями которого стали два напарника, впервые появился на экранах в далёком 2001 году. Приключения Сашка и Иваныча пришлись зрителям по вкусу, за сюжетными перипетиями следили практически всей страной. Особого внимания удостоился и верный друг дальнобойщиков, их дом и кормилец — автомобиль «КАМАЗ-54115».

Для того чтобы управляться с этой машиной, на съёмках понадобился отдельный специалист. Им неожиданно для себя стал водитель-испытатель научно-технического центра завода «КАМАЗ» Райхат Хуснуллин. Как писала тогда «Комсомольская правда», изначально Хуснуллин должен был просто доставить грузовик на съёмки, но на месте выяснилось, что ни один из задействованных в сериале каскадёров не имел опыта работы на подобных моделях. Так обычная командировка превратилась для водителя в четыре месяца напряжённого киноопыта: съёмочный день мог длиться по 12 часов!

Несмотря на то, что «Дальнобойщики» вошли в историю отечественного кинематографа (и в сердца отечественных зрителей) как история двух друзей, в кабине грузовика, оказывается, было трое! К дуэту главных актёров из Вячеслава Галкина и Владимира Гостюхина незримой тенью присоединялся Райхат Хуснуллин. «Незримая тень» — отнюдь не фигура речи: для того, чтобы никто не заметил каскадёра, его старательно маскировали, используя в том числе почти спецназовскую маску с прорезями для глаз.

Было ли удобно в таком костюме вести 20-тонную махину? Скорее всего, нет, однако на результате это никак не сказалось: под руководством Хуснуллина «КАМАЗ-54115» выполнял все режиссёрские задумки — и падал, и прыгал, и тонул, и горел… От более глобальных жертв во имя искусства грузовик, пожалуй, спас тот факт, что Райхат Хуснуллин ещё до отъезда на съёмки, не зная о том, что в будущем станет одной из незаменимых фигур на площадке, взял на себя материальную ответственность за вверенное ему транспортное средство — и, по его собственным словам, старался уберечь машину от слишком уж опасных идей.

Читайте также: Дальнобойщики: ожидание и реальность

Если до сериала интерес к «КАМАЗу-54115» объяснялся его техническими характеристиками или пригодностью для того или иного вида работы, то после выхода «Дальнобойщиков» машина приобрела новое, культурное значение, став одновременно и символом эпохи, и образцом верного «железного друга» для каждого зрителя.

На пике популярности сериала «КАМАЗу» из «Дальнобойщиков» даже посвящали сообщества в социальных сетях, а запросом «модель «КАМАЗ-54115» до сих пор интересуются больше 200 пользователей в месяц. Масштабную модель знаменитого тягача, украшенную, как в сериале, российским флагом, можно купить буквально в два клика, причём в числе производителей — как Россия, так и Китай.

Читайте также: Дальнобойщики и Новый год: что подарить?

В чём же заключаются особенности «КАМАЗа-54115»?

Этот седельный тягач, выпускавшийся заводом с 2000-го по 2011 годы, широко применялся в России, а также шёл на экспорт — в основном в страны постсоветского пространства. Неприхотливый и надёжный, этот автомобиль мог использоваться как в сухих и жарких пустынях, так и в суровых условиях Крайнего Севера.

Читайте также: Как дальнобойщики покоряют отечественные дороги

«КАМАЗ-54115» стал преемником тягача предыдущего поколения под номером 5410 и оброс в процессе создания рядом серьёзных изменений. Результатом таких изменений стало повышение грузоподъёмности автомобиля и комфортабельности его кабины. Новая кабина, относящаяся к классу высоких за счёт специально поднятой крыши и расположенная прямо над двигателем, отличалась от прежней как снаружи, так и внутри: кроме спального места повышенной комфортности, здесь было 3 сидячих кресла, одно из которых предназначалось для водителя и было разработано по анатомическому типу.

Впрочем, иным расположением отличалась не только кабина, но и задние узлы позади неё — запасное колесо, ресиверы, воздушный фильтр и так далее. Вместо характерных для предшественника 2 топливных баков на новом тягаче установили только 1, а на смену бездисковым колёсам на 5 клиньях пришли дисковые на в 2 раза большем количестве шпилек.

Некоторые из нововведений позже были реализованы и на модели 5410 в более поздних сериях выпуска.

Тягач «КАМАЗ-54115»: технические характеристики

Как и любой другой классический седельный тягач, «КАМАЗ-54115» мог взаимодействовать с прицепами самых разных видов и форм.

Чаще всего в сцепке с ним выступали полуприцепы общего назначения (бортовые платформы с убираемым тентом) и специальные полуприцепы для транспортировки опасных грузов (на такие всегда устанавливаются специальные проблесковые маячки). В числе других вариаций — самосвальные системы, фургоны, цистерны и автовозы, в общем, практически всё, что угодно.

Снаряжённая масса грузовика составляет 7,4 тонны, а полный вес — 19,55 тонны, в то время как полная масса полуприцепа достигает 26,85 тонны, а в составе автопоезда общий вес ТС может увеличиться до 34,4 тонны. При этом максимально допустимая нагрузка на седло машины равняется 12 тонн, допустимая нагрузка на переднюю ось — 4,58 тонны, на заднюю — 14,97 тонны.

Что до габаритных размеров, параметры 54115-й модели таковы: 6,155 м в длину, 2,5 м в ширину (без учёта внешних зеркал) и 3,11 м в высоту. Минимальный радиус, необходимый машине для поворота, составляет 9 метров.

«Сердцем» «КАМАЗа» из «Дальнобойщиков» был самый новый на тот момент оригинальный дизельный двигатель V-образной конфигурации с турбонаддувом, отвечавший экологическому стандарту «Евро-2» и способный развивать мощность до 240 лошадиных сил. Автомобиль также оснащён 10-ступенчатой механической коробкой передач, пневматической системой торможения и барабанными тормозами на каждом колесе.

Грузовик способен развивать приличную скорость — до 90 км/ч, что считается неплохим показателем для машины подобного веса. Кроме того, модель способна без труда забираться на подъёмы с углом в 18 °. На каждые 100 км при этом расходуется примерно 35 литров топлива, а ёмкость топливного бака в базовой модели равна 250 литров.

Существуют и специальные модификации «КАМАЗа-54115», отличающиеся друг от друга набором различных характеристик, от конфигурации шасси до максимального объёма топливного бака (на некоторых версиях модели в бак можно было залить до 400 литров дизеля).

Так, например:

  • для транспортировки опасных грузов разработали «КАМАЗ-54115-911», кабина которого выкрашена в яркий оранжевый цвет, а топливный бак укреплён дополнительной бронировкой. Кроме того, модификацию оборудовали особой системой выхлопа, спецсигналами и электроникой;
  • особо тяжёлые грузы перевозил «КАМАЗ-54115-010-13» с повышенной силовой тягой.

Плюсы и минусы культовой модели «КАМАЗ-54115»

Фактически минуло уже 10 лет с того момента, как производство «КАМАЗов-54115» окончательно прекратилось, однако на дорогах России эту модель можно встретить по-прежнему часто.

Среди причин тому — и относительно доступная цена (модели 15–16 лет от роду можно приобрести за суммы от 550 тыс. рублей), и высокая ремонтопригодность, и надёжность, которую сами производители называли одним из основных достоинств машины.

Современные пользователи к числу главных плюсов модели относят «крепкую раму», наличие блокировки на мостах и качественную коробку переключения передач. Считавшаяся же когда-то комфортной кабина сейчас часто подвергается критике: большинство водителей вынуждены менять оригинальные кресла, чтобы сохранить здоровую спину. Среди других недостатков — высокий расход топлива, возможные неполадки в работе стартера и радиатора, «тряскость» езды.

Читайте также: Легко ли девушке за рулём тягача?

Все минусы «КАМАЗа-54115», которыми в своих отзывах делятся водители, пожалуй, объясняются временем его появления и наличием существовавших тогда технологических решений. Не зря модель уже давно уступила место другим: в сентябре 2021 года Камский автозавод представил новое поколение грузовиков, предназначенное специально для дальних перевозок. На 100 км пути машины под говорящим названием «Континент» будут тратить на 10 литров меньше, чем тратит легендарный «КАМАЗ»-дальнобойщик. А за удобство и комфорт руления здесь станет отвечать не только оснащённая холодильником и мультиваркой кабина, но и цифровые системы, которым под силу как движение на заданном скоростном режиме, так и следить за физическим состоянием водителя.

Дальнобойщикам из сериала подобное и не снилось, не так ли?

Как бы то ни было, время идёт вперёд — и прогресс неостановим, а значит, прежние модели будут неминуемо устаревать. И далеко не каждой из них повезёт так остаться в культуре родной страны, как это получилось у тягача «КАМАЗ-54115».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: