Грузовики из СССР. Знакомство с легендами - iGrader.ru
грузовики СССР

Грузовики из СССР. Знакомство с легендами

Грузовые автомобили относятся к той категории техники, без которой представить мир невозможно. Так или иначе, они задействованы практически в каждой сфере современной жизни, и потому особенно интересно: с чего начиналась эта история, и какими были легендарные грузовики СССР?

Советские грузовые автомобили: рассвет

Первым советским грузовиком считается модель АМО-Ф-15, придуманная и собранная на базе итальянского «Фиата».

Машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны сошла с конвейера практически сто лет назад — в ноябре 1924 года — и выпускалась в течение 7 лет. За это время было создано больше 6 тысяч таких автомобилей, однако славы АМО-Ф-15 не сыскал. Быстро устарев, первый грузовик СССР превратился в историю, а его место заняли другие модели.

«ГАЗ-АА»: героическая «полуторка»

«Первенец» Горьковского автозавода стал знаковым для всего советского машиностроения. Грузовик «ГАЗ-АА» получил своё название в честь грузоподъёмности — 1,5 тонны соответственно, однако за свою долгую жизнь не раз перевозил и более массивные грузы.

В основу «полуторки», как и в случае с её предшественником, легли зарубежные чертежи, на этот раз американского «Форда». Впрочем, речь не идёт о доскональном копировании: существовавшее между предприятиями соглашение позволило советским конструкторам как доработать внутренности автомобиля, так и создать собственную версию кузова. А с 1933 года производство окончательно локализовалось…

Всего за всё время выпуска «полуторки» во всех её модификациях с конвейера сошло больше 1 млн автомобилей, и это один из лучших показателей среди советских грузовиков.

 ГАЗ-АА
Фото: Nickolas Titkov, flickr.com

Из интересного: со стартером у «ГАЗа-АА» нередко возникали проблемы, и потому водители заводили машину с помощью специальной ручки, получившей название «кривой стартер». Такой, казалось бы, баг в конечном итоге оказался вполне себе фичей: завести грузовик таким способом можно было даже в самый лютый мороз.

И это, кстати, сыграло добрую службу во время Второй мировой войны.

Что и говорить, у «полуторки» в годы Великой Отечественной была особая роль.

Модернизированную версию этой модели производители сперва наделили усиленной подвеской и новым рулевым управлением, а потом упростили в плане внешнего вида. Вместо дверей военная версия грузовика, получившая название «ГАЗ-ММ-В», обзавелась треугольными загородками, порой даже брезентовыми. Брезентовой стала и крыша, передние колёса лишились тормозов, а две передние фары заменили одной.

ГАЗ-АА
Фото: Andshel, commons.wikimedia.org

Но дело, конечно, не в этом. Суть в том, что именно «полуторка» стала автомобилем, на котором по Дороге жизни в Ленинград перевозили ценнейшие грузы, и на котором оттуда эвакуировали людей.  Далеко не все грузовики, выехавшие на лёд Ладожского озера, смогли вернуться обратно.

В 2020 году экспедиция, созданная по поручению Совета Федерации РФ, смогла достать со дна водоёма одну из легендарных машин. Теперь она стала частью экспозиции в Музее прорыва блокады Ленинграда.

Ещё один «ГАЗ-АА» стоит на постаменте у себя «на родине», возле проходной Горьковского автозавода, каждый день напоминая рабочим о славной истории предприятия.

Читайте также: «Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет».

«ЗИЛ-130″: обогнал своё время

Однако не «ГАЗом» единым жило советское машиностроение. Одним из самых массовых грузовиков в СССР, а потом и в России стал «ЗИЛ-130», выпускавшийся на заводе имени Лихачёва в Москве. За неполных 50 лет серийного производства свет увидели больше 3 млн единиц этой грузовой техники.

Первый образец 130-го «ЗиЛа» собрали в декабре 1956 года, а уже через 7 лет на Международной ярмарке в Лейпциге интернациональные эксперты признали качество советского автомобиля, наградив его золотой медалью события. Ещё через несколько лет «ЗиЛ-130» получил и Государственный знак качества.

ЗИЛ-130
Фото: Илья Плеханов, commons.wikimedia.org

За признанием последовала активная доработка: конструкторы собирали десятки опытных образцов, тестировали двигатели и КПП (около 70 первых и почти 100 вторых), оснащали машину транзисторным зажиганием, гидроусилителем руля, частично предпусковыми подогревателями двигателя и даже омывателями лобового стекла.

Большинство технических решений в «ЗИЛе-130» для своего времени были новаторскими.

В 1977 году грузоподъёмность машины увеличили до 6 тонн, и это сделало модель первым в СССР грузовым автомобилем подобного класса.

Линейка 130-го состояла из разных модификаций. На основе «ЗИЛа-130» делали самосвалы, пожарные машины и автокраны, а в 1975 году на заводе имени Лихачёва собрали новую версию старого знакомого – «ЗИЛ-133», ставший самым крупным карбюраторным грузовиком своего периода.

Читайте также: «Berliet T100 — гигантский ретрогрузовик времен французской оккупации Африки».

«МАЗ-200″ и «МАЗ-500»: белорусские зубры

Советский грузовик модели «МАЗ-200» производился на Минском автомобильном заводе в течение 14 лет. За период с 1951-го по 1965 годы выпустили больше 200 тыс. единиц этой техники во всех возможных модификациях.

Именно «МАЗ-200» впервые в СССР оснастили синхронизаторами всех передач переднего хода, высшей ускоряющей передачей и тахометром.

Кабину «зубра» (именно такая эмблема красовалась на этом авто) строили на деревянном каркасе, после чего обшивали «вагонкой» и отделывали жестью, выкрашенной в защитный цвет.

МАЗ-200
Фото: Анатолий Калачёв, commons.wikimedia.org

Как и большинство других легендарных грузовиков, «МАЗ-200» служил базой для множества вариаций — от автоцистерн и топливозаправщиков до поливочных машин и автокранов.

На исходе популярности на смену «МАЗу-200» пришёл «МАЗ-500», выпускавшийся в период с 1963-го до 1977 года. В отличие от предшествующей, эта модель не имела капота, а значит, обладала более длинным кузовом и более высокой грузоподъёмностью (с 4,2 до 7,5 тонны).

Да, именно «МАЗ-500» стал первой в СССР грузовой машиной, лишённой капота. Такая конструкция, кроме увеличения показателей грузоподъёмности, также делает комфортней и проще управление автомобилем и манипуляции с двигателем.

В 1977 году «МАЗ-500» модернизировали, добавив ещё полтонны грузоподъёмности и удлинив колёсную базу. Таким образом грузовик постарались вписать в европейские стандарты, дабы он мог курсировать на международных рейсах.

«КРАЗ-255Б»: он же «лаптёжник»

Этот полноприводный грузовой автомобиль имел внушительную по тем временам грузоподъёмность в 7,5 тонны и производился в Украине на протяжении почти 30 лет, начиная с 1967 года.

Не прошло и 10 лет с момента выпуска первого образца, как грузовик заслужил Государственный знак качества СССР, а в народе его прозвали «лаптёжником». Виной тому — установленные на автомобиле широкопрофильные шины, изначально предназначавшиеся для предыдущей модели.

КРАЗ-255Б
Фото: Уралаз, commons.wikimedia.org

Кроме шин, наследством для «КРАЗа-255Б» стала централизованная система регулирования давления в шинах, управляемая прямо из кабины. Благодаря такой системе водитель мог в случае экстренной необходимости снизить давление в шинах, что повышало проходимость при движении по снегу или по слабому грунту.

Учитывая эту любопытную особенность, неудивительно, что именно на базе «КРАЗа-255Б» создали седельный тягач и лесовоз для эксплуатации на Крайнем Севере.

Всего за годы серийного производства на украинском заводе в городе Кременчуге создали больше 150 тыс. «лаптёжников». Почти пятая часть из них отправилась на экспорт — покорять Азию и Африку.

«КАМАЗ-5320″: без него никуда!

Этот автомобиль продолжил традицию безкапотных грузовиков.

Конструкторы оснастили «КАМАЗ-5320» трёхместной кабиной, расположенной прямо над двигателем. Сам двигатель, кстати, первоначально был оригинальным, имел мощность в 210 л. с., а после сменился ещё более внушительным (в 240 л. с.) агрегатом от ЯМЗ.

В числе других впечатляющих элементов — пятиступенчатая коробка передач и пневмоусилитель педали сцепления, а заодно наличие сразу четырех тормозных систем (рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной).

КАМАЗ-5320
Фото: Sergey G, flickr.com

Основная модификация «КАМАЗа-5320» имела колёсную формулу 6х4 и могла работать с грузами до 8 тонн. В качестве дополнительной вариации с 1981-го по 1989 годы существовала полноприводная (6х6) версия, использовавшаяся в Вооружённых силах страны. Её грузоподъёмность составляла 5 или 7 тонн в зависимости от исполнения.

На базе модели также создавались седельные тягачи и самосвалы.

Эта модель была первым грузовым автомобилем, которые когда-либо выпускались на Камском автомобильном заводе. Что и говорить, первый блин комом не оказался: как и «ЗИЛ-130», советский «КАМАЗ-5320» пережил СССР. Выпуск грузовика закончился лишь в 2000 году.

Читайте также: «Знакомьтесь, «КАМАЗ-54115» из «Дальнобойщиков»!».

История отечественного автопрома знает немало выдающихся автомобилей. Однако легендарные грузовики СССР, как ни крути, остались в прошлом. Что же ждёт российское машиностроение в будущем, покажет лишь время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: