• ARMET GROUP приглашает посетить выставку Mining World Russia 2025
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    ARMET GROUP — международная компания, предлагающая российским предприятиям комплексные решения для полного цикла дробления. Она специализируется на производстве, поставках и обслуживании горнодобывающего оборудования.
    Компания предлагает широкий ассортимент запасных частей, а также ДСО от бренда ALLIS SAGA.

    Реклама. ООО "АРМЕТ РУС", ИНН 2466160772
    Erid: F7NfYUJCUneRHydEZRed

    Подробнее Свернуть
  • грузовики СССР

    Грузовики из СССР. Знакомство с легендами

    Грузовые автомобили относятся к той категории техники, без которой представить мир невозможно. Так или иначе, они задействованы практически в каждой сфере современной жизни, и потому особенно интересно: с чего начиналась эта история, и какими были легендарные грузовики СССР?

    Советские грузовые автомобили: рассвет

    Первым советским грузовиком считается модель АМО-Ф-15, придуманная и собранная на базе итальянского «Фиата».

    Машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны сошла с конвейера практически сто лет назад — в ноябре 1924 года — и выпускалась в течение 7 лет. За это время было создано больше 6 тысяч таких автомобилей, однако славы АМО-Ф-15 не сыскал. Быстро устарев, первый грузовик СССР превратился в историю, а его место заняли другие модели.

    «ГАЗ-АА»: героическая «полуторка»

    «Первенец» Горьковского автозавода стал знаковым для всего советского машиностроения. Грузовик «ГАЗ-АА» получил своё название в честь грузоподъёмности — 1,5 тонны соответственно, однако за свою долгую жизнь не раз перевозил и более массивные грузы.

    В основу «полуторки», как и в случае с её предшественником, легли зарубежные чертежи, на этот раз американского «Форда». Впрочем, речь не идёт о доскональном копировании: существовавшее между предприятиями соглашение позволило советским конструкторам как доработать внутренности автомобиля, так и создать собственную версию кузова. А с 1933 года производство окончательно локализовалось…

    Всего за всё время выпуска «полуторки» во всех её модификациях с конвейера сошло больше 1 млн автомобилей, и это один из лучших показателей среди советских грузовиков.

     ГАЗ-АА
    Фото: Nickolas Titkov, flickr.com

    Из интересного: со стартером у «ГАЗа-АА» нередко возникали проблемы, и потому водители заводили машину с помощью специальной ручки, получившей название «кривой стартер». Такой, казалось бы, баг в конечном итоге оказался вполне себе фичей: завести грузовик таким способом можно было даже в самый лютый мороз.

    И это, кстати, сыграло добрую службу во время Второй мировой войны.

    Что и говорить, у «полуторки» в годы Великой Отечественной была особая роль.

    Модернизированную версию этой модели производители сперва наделили усиленной подвеской и новым рулевым управлением, а потом упростили в плане внешнего вида. Вместо дверей военная версия грузовика, получившая название «ГАЗ-ММ-В», обзавелась треугольными загородками, порой даже брезентовыми. Брезентовой стала и крыша, передние колёса лишились тормозов, а две передние фары заменили одной.

    ГАЗ-АА
    Фото: Andshel, commons.wikimedia.org

    Но дело, конечно, не в этом. Суть в том, что именно «полуторка» стала автомобилем, на котором по Дороге жизни в Ленинград перевозили ценнейшие грузы, и на котором оттуда эвакуировали людей.  Далеко не все грузовики, выехавшие на лёд Ладожского озера, смогли вернуться обратно.

    В 2020 году экспедиция, созданная по поручению Совета Федерации РФ, смогла достать со дна водоёма одну из легендарных машин. Теперь она стала частью экспозиции в Музее прорыва блокады Ленинграда.

    Ещё один «ГАЗ-АА» стоит на постаменте у себя «на родине», возле проходной Горьковского автозавода, каждый день напоминая рабочим о славной истории предприятия.

    Читайте также: «Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет».

    «ЗИЛ-130″: обогнал своё время

    Однако не «ГАЗом» единым жило советское машиностроение. Одним из самых массовых грузовиков в СССР, а потом и в России стал «ЗИЛ-130», выпускавшийся на заводе имени Лихачёва в Москве. За неполных 50 лет серийного производства свет увидели больше 3 млн единиц этой грузовой техники.

    Первый образец 130-го «ЗиЛа» собрали в декабре 1956 года, а уже через 7 лет на Международной ярмарке в Лейпциге интернациональные эксперты признали качество советского автомобиля, наградив его золотой медалью события. Ещё через несколько лет «ЗиЛ-130» получил и Государственный знак качества.

    ЗИЛ-130
    Фото: Илья Плеханов, commons.wikimedia.org

    За признанием последовала активная доработка: конструкторы собирали десятки опытных образцов, тестировали двигатели и КПП (около 70 первых и почти 100 вторых), оснащали машину транзисторным зажиганием, гидроусилителем руля, частично предпусковыми подогревателями двигателя и даже омывателями лобового стекла.

    Большинство технических решений в «ЗИЛе-130» для своего времени были новаторскими.

    В 1977 году грузоподъёмность машины увеличили до 6 тонн, и это сделало модель первым в СССР грузовым автомобилем подобного класса.

    Линейка 130-го состояла из разных модификаций. На основе «ЗИЛа-130» делали самосвалы, пожарные машины и автокраны, а в 1975 году на заводе имени Лихачёва собрали новую версию старого знакомого – «ЗИЛ-133», ставший самым крупным карбюраторным грузовиком своего периода.

    Читайте также: «Berliet T100 — гигантский ретрогрузовик времен французской оккупации Африки».

    «МАЗ-200″ и «МАЗ-500»: белорусские зубры

    Советский грузовик модели «МАЗ-200» производился на Минском автомобильном заводе в течение 14 лет. За период с 1951-го по 1965 годы выпустили больше 200 тыс. единиц этой техники во всех возможных модификациях.

    Именно «МАЗ-200» впервые в СССР оснастили синхронизаторами всех передач переднего хода, высшей ускоряющей передачей и тахометром.

    Кабину «зубра» (именно такая эмблема красовалась на этом авто) строили на деревянном каркасе, после чего обшивали «вагонкой» и отделывали жестью, выкрашенной в защитный цвет.

    МАЗ-200
    Фото: Анатолий Калачёв, commons.wikimedia.org

    Как и большинство других легендарных грузовиков, «МАЗ-200» служил базой для множества вариаций — от автоцистерн и топливозаправщиков до поливочных машин и автокранов.

    На исходе популярности на смену «МАЗу-200» пришёл «МАЗ-500», выпускавшийся в период с 1963-го до 1977 года. В отличие от предшествующей, эта модель не имела капота, а значит, обладала более длинным кузовом и более высокой грузоподъёмностью (с 4,2 до 7,5 тонны).

    Да, именно «МАЗ-500» стал первой в СССР грузовой машиной, лишённой капота. Такая конструкция, кроме увеличения показателей грузоподъёмности, также делает комфортней и проще управление автомобилем и манипуляции с двигателем.

    В 1977 году «МАЗ-500» модернизировали, добавив ещё полтонны грузоподъёмности и удлинив колёсную базу. Таким образом грузовик постарались вписать в европейские стандарты, дабы он мог курсировать на международных рейсах.

    «КРАЗ-255Б»: он же «лаптёжник»

    Этот полноприводный грузовой автомобиль имел внушительную по тем временам грузоподъёмность в 7,5 тонны и производился в Украине на протяжении почти 30 лет, начиная с 1967 года.

    Не прошло и 10 лет с момента выпуска первого образца, как грузовик заслужил Государственный знак качества СССР, а в народе его прозвали «лаптёжником». Виной тому — установленные на автомобиле широкопрофильные шины, изначально предназначавшиеся для предыдущей модели.

    КРАЗ-255Б
    Фото: Уралаз, commons.wikimedia.org

    Кроме шин, наследством для «КРАЗа-255Б» стала централизованная система регулирования давления в шинах, управляемая прямо из кабины. Благодаря такой системе водитель мог в случае экстренной необходимости снизить давление в шинах, что повышало проходимость при движении по снегу или по слабому грунту.

    Учитывая эту любопытную особенность, неудивительно, что именно на базе «КРАЗа-255Б» создали седельный тягач и лесовоз для эксплуатации на Крайнем Севере.

    Всего за годы серийного производства на украинском заводе в городе Кременчуге создали больше 150 тыс. «лаптёжников». Почти пятая часть из них отправилась на экспорт — покорять Азию и Африку.

    «КАМАЗ-5320″: без него никуда!

    Этот автомобиль продолжил традицию безкапотных грузовиков.

    Конструкторы оснастили «КАМАЗ-5320» трёхместной кабиной, расположенной прямо над двигателем. Сам двигатель, кстати, первоначально был оригинальным, имел мощность в 210 л. с., а после сменился ещё более внушительным (в 240 л. с.) агрегатом от ЯМЗ.

    В числе других впечатляющих элементов — пятиступенчатая коробка передач и пневмоусилитель педали сцепления, а заодно наличие сразу четырех тормозных систем (рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной).

    КАМАЗ-5320
    Фото: Sergey G, flickr.com

    Основная модификация «КАМАЗа-5320» имела колёсную формулу 6х4 и могла работать с грузами до 8 тонн. В качестве дополнительной вариации с 1981-го по 1989 годы существовала полноприводная (6х6) версия, использовавшаяся в Вооружённых силах страны. Её грузоподъёмность составляла 5 или 7 тонн в зависимости от исполнения.

    На базе модели также создавались седельные тягачи и самосвалы.

    Эта модель была первым грузовым автомобилем, которые когда-либо выпускались на Камском автомобильном заводе. Что и говорить, первый блин комом не оказался: как и «ЗИЛ-130», советский «КАМАЗ-5320» пережил СССР. Выпуск грузовика закончился лишь в 2000 году.

    Читайте также: «Знакомьтесь, «КАМАЗ-54115» из «Дальнобойщиков»!».

    История отечественного автопрома знает немало выдающихся автомобилей. Однако легендарные грузовики СССР, как ни крути, остались в прошлом. Что же ждёт российское машиностроение в будущем, покажет лишь время.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    ГАЗ | Грузовик | КАМАЗ
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: