Яг-12: первый советский грузовик с четырьмя осями - iGrader.ru
Фото: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA_%D0%AF%D0%93-12_(%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C).JPG

Яг-12: первый советский грузовик с четырьмя осями

Первым советским и одним из первых в мире четырехосным грузовиком стал ЯГ-12. Из названия понятно, что колёс с каждой из сторон было по шесть, учитывая, что поворотные были одинарными.

История сегодняшнего героя началась в 1932 г., когда на Ярославском государственном автозаводе номер 3 запустили в серию грузовик ЯГ-10. Это был трёхосный «батя» будущего ЯГ-12, он обладал грузоподъёмностью в 8 т и тогда был в топе по отрасли. ЯГАЗ не остановился на достигнутом и продолжил делать более совершенные машины.

ЯГ-12 появился на свет с гаком, подобно детям кинозвёзд. Тогда он мог осилить аж 12 т груза и имел 4 оси в конструкции — это было и новшеством, и рекордом по мировым меркам. Косвенно грузовик создали и под влиянием британской техники: Красная армия тогда впечатлилась такими образцами и дала приказ на отечественную разработку. И вот он, наш герой!

Изначально конструкторы выполняли задание сделать автомобиль с колёсной формулой 8×8, это должно было увеличить проходимость по разного толка бездорожью и «пересечёнке». Разумеется, заказчики хотели, чтобы сделано всё было со всей силы и быстро – тогда многие страны пытались сделать что-то подобное, а СССР надо было всех опередить не только по репрессиям, но и по полезным вещам.

Для скорости и эффективности ЯГ-12 стали делать сразу на базе ЯГ-10, но с новой концепцией одновременного использования 4-х пар колёс и полного привода. Обычно такое применяли отдельно. И завод не прогадал, в их случае сомнительная логика «если смешать вкусное со вкусным, получится вкусное» сработала.

Для ЯГ-12 избрали мотор Continental 22R из капиталистической Америки, он обладал мощностью 120 л. с. и коробкой Brown-Lipe 554 на 8 скоростей, 6 вперед — 2 назад. Такая же стояла и на ЯГ-10. «Раздатку» ЯГАЗ разработал сам.

Привод основных передач всех мостов работал при помощи целого набора карданных валов. Что не мудрено, учитывая новизну конструкции. Они шли от «раздатки» на передачи второго и третьего мостов. От них шли валы на крайние оси. В составе задней тележки, которая осталась от ЯГ-10, были два моста с передачами на основе прямозубых шестерён. Остальное решили не менять: редукторы, подвеску, картеры мостов.

Ради привода передних колёс переднюю тележку разрабатывали буквально с нуля. Из-за того, что конструкторы должны были придумать что-то новое, а не пересобрать новый айфон и поставить другую цифру в название, пришлось всерьёз шевелить мозгами.

Трансмиссия автомобиля получилась очень сложной, она включала в себя 9 карданных валов, 18 шарниров и более 40 подшипников. Из-за этого на завод вместе со всеми документами направляли схемы для того, чтобы не запутаться в направлении вращения всех элементов при сборке.

Бортовую платформу взяли у ЯГ-10, хоть и пришлось её немного укоротить. Примечательно, что габариты «отца» практически полностью перешли ЯГ-12, несмотря на то, что шасси было принципиально новое. Машина получилась 6,6 м в длину, а ширина достигала 2,4 м при высоте в 2,8 м. Снаряжённая масса авто составляла 8 т при грузоподъёмности на шоссе в 12 т, а на пересечённой местности – 8 т. Грузовик разгонялся до 45 км/ч при расходе топлива в 52 л на «сотню».

После того как машину разработали, а опытный образец предоставили Красной армии, его след потерялся. Несмотря на то, что машины имела отличные показатели в тестах, направление четырехосных грузовиков забросили. Вероятнее всего, они были «не оптимальны» для того времени. Дальнейшие модификации были бы ещё сложнее, а это значит, что их было бы дороже производить. Что стало с переданным образцом, неизвестно: возможно, со временем его просто разобрали. Тем не менее ЯГ-12 показал, что российские конструкторы, как говорится, могли да умели немало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: